Цикл встреч для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей с инвалидностью "Цветы жизни"
план-конспект по психологии

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка,  незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических тренингов, практической отработки упражнений.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов с родителями детей с отклонениями в развитии,  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_zhizni.docx386.45 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Krasnikova\Downloads\цветы жизни.jpg

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка,  незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических тренингов, практической отработки упражнений.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов с родителями детей с отклонениями в развитии,  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель: 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи:

  • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
  • расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • познакомить  родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
  • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – в течении года

Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в  два месяца (3 встречи).

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.

Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников.

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х блоков:

1 блок: Введение в тему

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром  видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия;  подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический

Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми.

3 блок: Итоговый

Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего.  Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме. 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
  • Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.

Предполагаемый ожидаемый результат:

  • возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения;
  • участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка;
  • повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации  т.д.);
  • расширение круга общения среди родителей.

Организуя занятия, необходимо руководствоваться следующими принципами:

— активность участников группы;

— исследовательская позиция;

— партнерское общение;

— участие может быть только добровольным;

— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения встреч;

— при проведении тематических встреч принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.

Предположительное количество участников встреч — 7-9  человек, поскольку родителям проще поделиться своими чувствами в небольшой группе.

Тематический план

  № встречи

Тема

Цели и задачи

1

«Мой ребенок особенный»

- знакомство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ;

 -создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;

- привлекать родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком;

- создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.

2

«Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Взаимоотношения в семье»

- расширить представления родителей о методах и приемах воспитания в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

-обучить конструктивным способам взаимодействия с ребенком с проблемами развития.

- показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

-выяснить особенности взаимоотношений в супружеских парах;

- воспроизведение характера отношений в семьях с помощью невербальных техник;

-формировать  позитивные жизненные установки, способствующие коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.

3

«Родительская любовь»

-способствовать улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями и ребенком;

- снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;

-способствовать осознанию существующих родительских установок, деление их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;

 - познакомить с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, с таким понятием, как «неформальное общение».

- обучить навыкам поддержки;

- закрепить навык активного слушания;

- способствовать осознанию играемой ребенком роли в структуре семьи.

4

«Безусловная любовь»

- обучить родителей приемам принимающего поведения;

- способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

- способствовать профилактике созависимого поведения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- закрепить позитивный опыт неформального общения;

- создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семей.

Встреча №1 «Мой ребенок особенный»

Цели:

• ознакомление участников с задачами группы;

•определение круга общих проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

• установление атмосферы доброжелательности между членами группы;

На первом занятии необходимо выработать правила, по которым будет существовать группа.

Правила принимаются всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

• не боялся стать объектом насмешки и критики;

• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Правила существования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно сочинять правила самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий.

ПРАВИЛА

1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.

3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.

4. Слушать говорящего, стараться не перебивать.

5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.

6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.

7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

В начале занятий родители всегда скованны, «закрыты», с трудом включаются в работу. Поэтому важным моментом является разогрев, который включает знакомство с участниками группы. Цель такой процедуры — познакомить всех друг с другом, дать освоиться в новой ситуации, сплотить группу, заинтересовать участников. Процедура знакомства позволяет вовлечь ее участников в новые, чуть необычные размышления о себе и о своих личностных ресурсах, о том, как воспринимают участники друг друга. Знакомство также направлено и на выплескивание тревожности, поскольку в ходе процедуры предлагается сообщить о своих опасениях, связанных с предстоящей работой.

Каждому участнику по очереди предлагается сообщить группе свое имя, либо то имя, которым он хочет называться, либо то имя, которое он носил в детстве, либо то имя, которое ему нравится больше всего.

Все по кругу называют свои имена, причем каждый следующий, прежде чем назвать свое имя, называет все предыдущие. Каждый участник, кроме имени, называет одну свою положительную и одну отрицательную черту, но перед тем как рассказать о себе, повторяет все, что сказал о себе его сосед.

Два последних варианта знакомства позволяют уже обратить внимание на то, как мы слушаем друг друга, как важно быть внимательным друг к другу. После процедуры знакомства можно попробовать вызвать участников на маленькое обсуждение своих впечатлений от знакомства. При этом полезно мягко побудить к высказываниям каждого.

Кроме имени, можно предложить каждому сообщить, высказать:

• свои ожидания по отношению к предстоящему тренингу;

• свои опасения, связанные с начинающимися занятиями;

• какую-либо характерную личную черту;

• какие-либо свои личные ценности;

• хобби.

В основную часть занятия включены упражнения, направленные на вскрытие проблемы и отработку, закрепление навыков поведения, общения. На этом этапе необходимо дать возможность участникам попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе. Задача психолога — поощрять попытки участников отработать полученные навыки, способствовать развитию доверительных отношений.

В каждое занятие были включены релаксационные упражнения, направленные на снижение напряжения и оптимизацию функционального состояния. Такие упражнения можно проводить, используя классическую музыку, звуки природы, можно читать под музыку текст, воздействуя на образное восприятие картины мира (о море, лесе, птицах и т.д.).

Для оценки эффективности можно использовать следующие методики:

• Обсуждение с персональными высказываниями

По окончании встречи каждый участник группы высказывается о том, что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить. Психологу в этом случае необходимо конспектировать отзывы, а затем проанализировать и сделать вывод.

• Заметки психолога

В ходе тренинга психолог записывает, как реагировала группа на ту или иную информацию, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно.

Игры и упражнения.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.

Вводное слово. «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

Инструкция: обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого участника мастерской).

Расскажите о себе то, что заинтересует окружающих.

Упражнение на установление контакта «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»

Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что...» Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».

Упражнение «Оценка партнера»

Каждый из участников дает оценку изменениям, замеченным в партнере. Обращается внимание на общий эмоциональный настрой, внешние признаки проявления настроения и психологического состояния. Психолог предварительно ориентирует партнеров на корректную оценку друг друга.

Психолог Оценить друг друга можно по-разному. Главное — увидеть в партнере доброжелательность и потребность во взаимодействии с вами. Что означает взаимодействие? Это поддержка, а значит, и разрешение ваших проблем. Ищите и находите в партнере позитивные для себя стимулы.

Основная часть

Беседа «Мама, папа, я — дружная семья»

Психолог проводит с участниками группы беседу о проблемах, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с общих трудностей. Он выявляет наиболее актуальные и острые проблемы, интересующие конкретно данных родителей. Среди подобного рода проблем могут быть названы:

— характер взаимоотношений в семье;

— отношение родителей к больному ребенку;

— отвержение больного ребенка отцом (матерью);

— развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребенка и внутрисемейную атмосферу.

Участники группы знакомятся с целями и задачами данного этапа:

— гармонизация внутрисемейных отношений;

— оптимизация супружеских отношений;

— установление взаимопонимания и адекватных взаимоотношений в семейном треугольнике: мать — отец — ребенок;

— формирование в родительском сознании установки на преодоление отторжения больного ребенка отцом или матерью.

В конце обсуждения, подводя итог, психолог обозначает в качестве главного направления работы группы следующую проблему: «Гармонизация внутрисемейных отношений — мама, папа, я — дружная семья».

Социограмма «Моя семья» 

Для выявления особенностей взаимоотношений, возникающих в семье, раскрытия тех характеристик семьи, которые участники группы в предварительной беседе намеренно или случайно не обозначили, используется социограмма «Моя семья». Социограмма представляет собой краткий тест, заимствованный из методического пособия Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. — СПб., 1996), позволяющий визуализировать отношения, существующие в семье между ее членами. Участникам группы раздаются специально подготовленные бланки с изображенным в центре листа кругом и помещенной в верхней части листа инструкцией.

После завершения работы полученные результаты обсуждаются всей группой. Следует отметить, что использование теста направлено на то, чтобы помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях. Однако для обсуждения предъявляются лишь те характеристики, которые выявляют сами участники, и некоторые из тех, которые считает нужным обсудить психолог. Часть полученной информации остается скрытой, поскольку может являться сугубо личной и раскрытие ее на данном этапе может привести к неблагоприятным результатам.

Итог встречи

Подводя итоги встречи, психолог интересуется у участников, что полезного они узнали, что для них было важным, благодарит всех участников группы за совместную работу.

Встреча № 2 «Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» «Взаимоотношения в семье»

Цели:

• выяснение особенностей взаимоотношений в супружеских парах;

• воспроизведение характера отношений в семьях с помощью невербальных техник;

• формирование позитивных жизненных установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.

Ход проведения

Приветствие

Рефлексия прошлого занятия. Тематический разогрев.

Пантомима «Мой ребенок, его отец и я — наши отношения»

Психолог просит участников группы мимикой и жестами показать характер взаимоотношений в семье, раскрыть особенности супружеских и детско-родительских отношений.

Основная часть

Семейная социограмма

Участникам группы раздаются бланки социограммы «Моя семья до рождения больного ребенка, после и в настоящее время», содержащие специальные вопросы. Содержание заполненных бланков обсуждается.

Свободная беседа

Родители беседуют на волнующие их темы.

Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность выговориться, поделиться своими бедами и радостями, выслушать совет других родителей.

Игры и упражнения.

Упражнение. «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.

Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог «У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью».

Упражнение. «Правила для ребёнка»

Цель: установление ограничений для детей

Оборудование: напечатанные ситуации

Психолог «Часто общение с ребёнком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определённые ограничения для своих детей. Но как быть, если это ребёнок «особенный». Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача: указание перевести в правило для ребёнка, не употребляя слова «не».

Ситуации:

Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зелёный огонёк светофора.

Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.

Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге

Нельзя так вести себя в школе и во время уроков /

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание

- Есть такие правила, которые назвали участники.

Рекомендации для родителей:

Прежде всего необходимо показать ребёнку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твоё желание…»

Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ….»

Наконец родители предлагают ребёнку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребёнку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребёнка и была определённым заменителем неадекватных действий.

Если и после этого ребёнок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определённых правил.

Упражнение «Именно сегодня»

Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи.

Психолог объясняет родителям, как необходимо воспринимать эту форму работы: родители обобщают свой опыт и вместе с психологом дают психологическую установку, формируя таким образом модель поведения в стрессовых ситуациях, что позволяет с наименьшими энергетическими затратами и потерями выйти из сложной психологической ситуации. Такую модель поведения необходимо просто запомнить.

Я, как мать, должна уметь в случае стрессовой ситуации мысленно выстроить преграду, защитную «стенку» или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню, для того чтобы отделиться от любого раздраженного субъекта.

Итог встречи.

Встреча № 3 «Родительская любовь»

  Цели:

• укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;

• формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.

Ход проведения:

Приветствие

Рефлексия прошлого занятия. Тематический разогрев.

Диалог между сторонами своего Я

Диалог на тему «Любимая и нелюбимая мать и жена».

Для выполнения упражнения в центр круга ставятся два стула. Каждый из стульев символизирует определенные и одновременно противоположные друг другу личностные характеристики. В зависимости от этого участники исполняют ту или иную роль.

Вначале психолог предлагает воспроизвести и проиграть образ, объединяющий типичные черты конкретного участника. Затем этот же участник выполняет роль индивида с противоположными характеристиками. Это упражнение может выполняться как каждым отдельным родителем перед всей группой, так и в парах.

Психолог « Каждому из вас важно знать, что он любим, что есть на свете человек, которому он бесконечно дорог. Каждой женщине необходимо чувствовать, что она любима и мужем, и ребенком. Проигрывая роли обоих участников диалога, вам надо укрепиться в уверенности, что вы, именно вы, как мать и жена, любимы и желанны.

Любовь ребенка к родителям — воспитываемое чувство. Наблюдая за взрослыми, ребенок копирует их взаимоотношения, переносит их в свой собственный мир и проецирует на свое отношение к матери и отцу. Характер отношения отца к матери и наоборот является для ребенка предметом для подражания. Если отношения теплые и ласковые, то и ребенок будет относиться к матери таким же образом. Если же в голосе отца звучат «грозные нотки», то и ребенок может перенять эту формулу общения.

Любовь — такое чувство, которое, с одной стороны, проявляется в человеческих взаимоотношениях неосознанно, спонтанно (мы не знаем, за что мы любим), а с другой стороны — воспитывается, формируется как стереотип отношений. Отношение ребенка к вам и осуществление вашего желания быть любимой зависят от вас. Поэтому учите вашего ребенка уважать и любить вас. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем в большей степени необходимо учить его проявлению этого чувства. У ребенка должно быть сформировано правильное, адекватное отношение к вам как к матери.

С другой стороны, никогда не настраивайте ребенка против его отца. Каждое правдивое, но печальное слово может обернуться против вас. Помните, что даже в самых неблагоприятных для вас обстоятельствах, когда муж груб и недобр к вам, он все равно оценит то, что вы научили ребенка любить вас и уважать его».

Игра «Похвали себя»

Психолог  «Перед вами небольшой опросник «Какая я?» (см. приложение 4). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя».

Упражнение «Именно сегодня»

Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи:

Я, как мать, должна уметь сказать себе «стоп» в случае возникновения у меня по объективным причинам тревожного или депрессивного состояния.

Основная часть

«Идеальный родитель»

Цель: Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка.

По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». Поскольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему положено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Разыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, потеряв сменную обувь. Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обращают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения тела, мимику. После окончания упражнения участники диалога отвечают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.

Драматизация

Разыгрывание ролевой ситуации «Любовь к ребенку — объединяющая нас сила». Родителям предлагают поиграть в парах свои роли и роли своих партнеров. Важно выяснить, пронизывает ли чувство любви отношения в семье, какими средствами пользуются участники, чтобы сплотить семью? Какие советы они дают друг другу в процессе драматизации? Имеет ли место переосмысление проблем, существующих в семье, возникает ли надежда на их разрешение? Воспринимают ли родители свою любовь к ребенку как жертвенническую? Если да, то такая любовь не объединяет. Почему любовь к ребенку — это сила, объединяющая родителей? Следует дать ответ на этот вопрос с позиции представленного персонажа.

Беседа родителей

Свободная беседа на волнующие темы.

Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность выговориться, поделиться своими бедами и радостями, выслушать совет других родителей.

Итог встречи.

Встреча №4 «Безусловная любовь»

Цели:

• обретение уверенности в своих силах;

• закрепление гармоничного образа семьи;

• подведение итогов работы группы.

Диалог между сторонами своего Я

Диалог на тему: «Счастливая и несчастная мать и жена».

Проводится так же, как и на предыдущих занятиях. Участие принимают родители, еще не рассказавшие о проблемах с помощью этого приема.

Упражнение «Именно сегодня»

Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи:

Я, как мать, должна в случае непослушания ребенка, переходящего в истерику, или в случае его упрямства спокойно, не повышая голоса, указать ему выход из проблемной ситуации, обязательно дав почувствовать ему свою любовь.

Основная часть

Арт-терапия

Групповое рисование «Мы вместе — это счастье».

Психолог « Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен».

По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.

Беседа родителей

Свободная беседа на волнующие темы.

Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность выговориться, поделиться своими бедами и радостями, выслушать совет других родителей.

Упражнение . «Пойми чувства ребенка».

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось».

Ребенок перед разбитой вазой (вашей любимой) : «Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась»

Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь».

(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».

«Это тебе подарок! Сам сделал! » Ребенок протягивает непонятную конструкцию из пластилина. Вы замечаете, что пластилином вымазаны не только руки и одежда малыша, но и ковер около стола.

Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?

Упражнение «…Зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе родителей.

Оборудование: листы бумаги А – 4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты ….» и далее какое – то положительное качество этого человека: все, что угодно. В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение, и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Упражнение «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива родителей, положительное завершение тренинга, рефлексия

Материалы: клубок ниток.

Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.

Упражнение«Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Подведение итогов работы группы.

Психолог. Мы заканчиваем работу по гармонизации внутрисемейных и детско-родительских отношений. Для подведения итогов и оценки работы предлагаю заполнить анкету.

После заполнения анкеты проводится общее обсуждение. Особое внимание психолог уделяет пожеланиям участников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

АНКЕТА

Оценка работы группы

Ф.И.О. участника ____________________________________

Возраст _____________________________________________

Образование ________________________________________

 

Уважаемые родители!

1. Какой опыт вы приобрели, посещая группу взаимопомощи в течение года?

2. Проанализируйте, как изменились ваши отношения внутри семьи?

3. Каким вы видите будущее своей семьи?

4. Каким вы видите будущее своего ребенка?

5. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?

6. Ваши пожелания.


Социограмма «Моя семья»

(по Э.Г. Эйдемиллеру)

Перед вами на листе круг.

Нарисуйте в нем себя и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

В верхней части поставьте свою фамилию и число.


1. Моя семья до рождения больного ребенка:
Какой была я?
Каким был муж?
Какими были наши отношения?

2. Моя семья после рождения больного ребенка:
Какой стала я?
Каким стал мой муж?
Как изменились наши отношения?

3. Моя семья в настоящее время:
Какая я теперь?
Как изменился мой муж?
Какими стали наши отношения?


Тематический опросник «Какая я?»

Семейная социограмма

Положительные качества:

Отрицательные качества:

Я (поставьте свое имя)

_______________________________________

Добрая

_______________________________________

Рациональная

_______________________________________

Мечтательная

_______________________________________

Красивая

_______________________________________

Умная

_______________________________________

Удачливая

_______________________________________

Успешная

_______________________________________

Смешливая

_______________________________________

Модная

_______________________________________

Вдумчивая

_______________________________________

Беспечная

_______________________________________

Стремительная

_______________________________________

Непоседливая

_______________________________________

Легкая на подъем

_______________________________________

Добродушная

_______________________________________

Словоохотливая

_______________________________________

Здоровая

_______________________________________

Счастливая

_______________________________________

Радостная

_______________________________________

 

Опишите себя:

Список литературы:

  1.  Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева, И. Ю.
  2. Программа работы с семьями, воспитывающими  детей с ограниченными возможностями «Перезагрузка»  http://soc-education.ru/Proekts/Kat%20-%20Projects/GOL-Progra mmy/Prog-Perezagruzka.pdf
  3. Эйдемиллер Э.Г. «Методы семейной диагностики и психотерапии», - М. — СПб., 1996
  4. Интернет ресурсы https://vk.com/topic-59899136_39059737


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ

Презентация была подготовлена к МО учителей-логопедов города-курорта Ессентуки СК "Опыт работы с родителями ГКДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 3 "Берёзка"". Представляю теоретический материал, ...

Законы для родителей, воспитывающих детей

10 правил, помогающих правильно организовать процесс воспитания ребенка....

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья  и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...