МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
статья

Горинова Татьяна Сергеевна

Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья  и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны быть реализованы при помощи усилий единого образовательного пространства «семья – ребенок – детский сад». Основная форма организации процессаусиления ресурсного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и/или инвалидностью, – взаимодействие с родителями, которое предполагает выстраивание партнерских доверительных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dopolnennaya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Т.С. Горинова, О.П. Егорова

МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида» г.Чебоксары, rozovaia_malinka@mail.ru

Аннотация. Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья  и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны быть реализованы при помощи усилий единого образовательного пространства «семья – ребенок – детский сад». Основная форма организации процесса усиления ресурсного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и/или инвалидностью, – взаимодействие с родителями, которое предполагает выстраивание партнерских доверительных отношений.

Ключевые слова: социальная изолированность родителей, ресурсный потенциал семьи, партнерские отношения.

На современном этапе развития общества интеграция позволяет детям с особыми потребностями получить права и возможности, а так же стать равноправными участниками жизни общества. Отметим, что порой социализировать необходимо не только детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или детей-инвалидов, но и их родителей. Именно с изменения устоев семьи можно наиболее эффективно организовать данный процесс.

Дошкольной организации необходимо осуществлять функцию социального лифта, позволяющего семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, из низкоресурсных типов семей подняться на более высокую социальную ступень.

Для решения поставленных задач специалистами дошкольного учреждения была выработана единая концепция организации воспитательно-образовательного процесса.

Учителем-дефектологом был сформирован алгоритм работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида:

  1. Сбор информации о семье воспитанника.
  2. Предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам.
  3. Формирование траектории взаимодействия с семьей.
  4. Выход на партнерские отношения.
  5. Знакомство с другими семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов.
  6. Формирование установок, необходимых для восстановления и расширения социальных связей.
  7. Поддержка выбранной родителем адекватной траектории дальнейшего развития.
  8. Обобщение опыта проделанной работы.
  9. Поддержка семьи после завершения основной работы (после перехода на следующую ступень образования).

Основными задачами совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующих преодолению социальной изолированности стали: осознание родителем частью социума, укрепление ресурсного потенциала семьи, раскрытие внутреннего потенциала семьи, осознание того, что все дети равные, транслирование успешных практик.

В ходе работы большинство родителей смогли определить для себя перспективное направление саморазвития и успешно продолжают его реализовывать.

Практическое использование разработанной модели преодоления социальной изолированности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, через  усиление ресурсного потенциала семьи определяет следующие положительные стороны:

  1. Работа в данном направлении формирует эмоциональное благополучие семей.
  2. Изменение позиции родителей на проблему социальной изолированности (осознание необходимости в социуме).
  3. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, перестали бояться социальных контактов, а порой и сами выступают ведущими в данных связях.
  4. Родители практически перестали чувствовать волнение и переживание (негативные проявления не переходят в стадию патологических форм).
  5. Методы взаимодействия с семьями адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями.
  6. Повышение эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Самый главный результат – повышение уровня социальной адаптации семей данной категории. Родители проявляют желание получить дополнительное образование, и развиваться в данном направлении. Они хотят быть значимыми не только для своих семей, но и для окружающих.

Таким образом, поиск инновационных методов и форм работы с семьями, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и детей-инвалидов, способствует оптимизации семейного воспитания, а так же положительно влияет на эффективность коррекционно-развивающего образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кучмаева, О. В. Методы воспитания в российской семье (по результатам социологических исследований) / О. В. Кучмаева // Семья, семейные ценности и вопросы воспитания : сб. науч.-метод. материалов. – М. : Федеральный институт развития образования, 2008. – С. 111-127.
  2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 200 с.
  3. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. – М. : Мысль, 1992. – 192 с.
  4. Торохтий, В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей : учебное пособие / В. С. Торохтий – М. : МГСУ, 2000. – 240 с.
  5. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Дни открытых дверей»в условиях логопункта ДОУ"Салемальский детский сад"Золотая рыбка"для просвещения родителей,воспитывающих детей с речевыми нарушениями при использовании художественно-эстетического направления через задания обучающего характера.

Проектный метод в обучении воспитанников с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррек...

Шоноев Т.И. Традиционная культура и развитие ресурсного потенциала семьи в Республике Бурятия.

          В последнее время вы­сказывается немало пессимистических прогнозов о кризисе се­мьи и разрушении ее основ в России. Но при проведении Фестиваля молодых семей ...

Организация деятельности по преодолению социальной изолированности детей надомного обучения.

Организация деятельности по преодолению социальной изолированности учащихся с ограниченными возможностями  здоровья со сложной структурой дефекта, получающими образование в форме надомного обучен...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов

Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов...

Рекомендации родителям, воспитывающих детей-инвалидов

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...