Кинолекторий «Эмпатическое слушание»
методическая разработка по психологии

Бельская Олеся Николаевна

Эмпатическое слушание имеет колоссальное значение в коммуникации. Но не все мы умеем его применять. Практика и добавление материала упражнений в компилку очень не помешают как молодым, так и опытным педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23-24_4_zanyatie_empaticheskoe_slushanie.docx209.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кинолекторий «Эмпатическое слушание»

Цель: содействие развитию навыка конструктивного высказывания у молодых педагогов.

Задачи:

• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

• Провести тренинг навыков активного и эмпатического слушания.

• Создать атмосферу сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, умения понять причины поведения другого.

• Отработать различные способы межличностного взаимодействия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

• Предоставлять возможность молодым педагогам лучше узнать друг друга и самих себя.

Целевая группа: молодые специалисты

Количество участников: 10-25 человек.

Ожидаемые результаты:

  • формирование базовых умений и навыков активного и эмпатического слушания;
  • активизация личностных ресурсов;
  • улучшение настроения и самочувствия.

Материалы: бланк с барабанной установкой, видеотека.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово

- Здравствуйте, мы продолжаем наши встречи. Сегодня обсудим важное умение – умение понимать и слушать другого.

Для начала, хотелось бы узнать Ваши ожидания от сегодняшнего мероприятия? (Ответы)

II. Теоретическая часть

Виды и техника слушания

Можно выделить следующие виды слушания: рефлексивное (активное), нерефлексивное (пассивное), эмпатическое.

Нерефлексивное (пассивное) слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму: «Да!», «Продолжайте», «Интересно» и т. д.

В деловом, как и в любом другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания.

Рефлексивное (активное) слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т. п.

Перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял вас...», «Вы думаете, что...», «По вашему мнению...»

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете...», «Вы несколько расстроены...» и т. д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...» Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.

Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, а мужчины – женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.

Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь.

Приемами активного слушания являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задания уточняющих вопросов: «Правильно я вас понял, что...?», «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...». Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу двух целей:

1. Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника возникает ощущение, что передаваемая им информация правильно понята.

2. Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который можно диктовать свои мысли и рассуждения, а равный ему партнер. Занятие вами равной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово.

Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам без реального отражения содержания разговора. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что....», но, не услышав ответа, продолжает развивать свои аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что «техника активного слушания» не работает.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов и оценок, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания – такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает новые пути для понимания самого себя.

Просмотр Притчи «Об умении слушать. Два царя».

Отзыв на увиденное. Полезно ли?

III. Практическая часть

  1. Упражнение «Эмпатическое слушание»

Цель: познакомиться с навыком эмпатического слушания, увидеть свои ресурсы и сложности.

Стр 191. «Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» Е.К. Климова, О.А. Помазина.

  1. Просмотр - Пример эмпатического слушания, эпизод из фильма «Шоколад» https://www.youtube.com/watch?v=OC7XX2AcW6c 

Цель: сравнить с тем, как прошло упражнение.

  1. Упражнение – «Нейтрализация агрессивных высказываний собеседника»

Цель: позитивизация неудачного опыта, научение задаванию конструктивных вопросов собеседнику.

Стр 199. «Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» Е.К. Климова, О.А. Помазина.

  1. Рефлексия по кругу.

Барабанная установка

• Подвести итоги тренинга.

• Выяснить, сбылись ли ожидания участников.

• Оценить уровень заинтересованности и удовлетворенности.

Участники делятся впечатлением от тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса в рамках реализации программы «Психология жизненного успеха». В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, кото...

Кинолекторий "Христово воскресенье-Пасха"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме кинолектория.  Такая форма проведения занятия существенно повышает  эффективность и продуктивность воспитательног...

Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть влияние активной деятельности, такой, как участие в команде КВН, на развитие лидерских и эмпатических способностей подростков, их гендерные различия....

Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.

Исследование показало, что уровень развития лидерских качеств у подростков связан с их индивидуально-личностными особенностями (такими как общая активность) в большей степени, чем с их гендерной идент...

Самооценка эмпатических способностей

Тест для самодиагностики...

Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания. 9 класс

В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, которая доказывает, что активное слушание это залог конструктивного общения....

Самодиагностика эмпатических способностей

Методика самодиагностики эмпатических способнстейметодике Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова позволяет выявить уровень эмпатии педагога...