Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.
статья на тему

Лавриненкова Янина Александровна

В данной статье предпринята попытка рассмотреть влияние активной деятельности, такой, как участие в команде КВН, на развитие лидерских и эмпатических способностей подростков, их гендерные различия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_organizovannogo_dosuga.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы-составители: 
Лавриненкова Я.А., методист
ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»,

Шумилова И.А., педагог-психолог,
ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»

Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.

        «Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» – пишут родители и учителя в анкетах.

        Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

        И многие взрослые уверены, что современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

        Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысл слов «творчество» и «познание», наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.

        В этих условиях особую ценность приобретают умения взрослых (родителей и педагогов) выстраивать систему отношений с подростками, заинтересовать и увлечь по-настоящему интересными и полезными делами. В данной статье предпринята попытка рассмотреть влияние активной деятельности, такой, как участие в команде КВН, на развитие лидерских и эмпатических способностей подростков, их гендерные различия.

Гендерные особенности старших подростков.

         В самом общем виде понятие «гендер» обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от биологического пола. Современная же наука различает понятия пол и гендер. Слово «пол» используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол человека считался фундаментом первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. Но помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Итак, понятие гендер означает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставления «мужского» и «женского». Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей:

Девушки тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека. Девушки дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола. Это выявилось, в частности, в исследовании А.И. Бодалева, А.И. Донцова и Ш.В. Саркисяна. Девушки отмечали все качества личности чаще, чем юноши, при этом половые различия в частоте фиксирования коммуникативных черт характера и интеллектуальных качеств были достоверными. В то же время характеристику личности в целом юноши давали в два раза чаще, чем девушки. Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола. Женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект внимания им интересен. Однако девушки обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношении с окружающими.

Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Подростковый возраст - самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Вот его проявления:

• чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

• крайняя самонадеянность и безаппеляционность суждений в отношении окружающих;

•внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Роговская Н. И. выделила следующие характеристики гендерных особенностей подростков:

Мальчики

Девочки

1.  У большинства мальчиков больше развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.

1.  У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.

2.  С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.

2. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.

3.  Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.

3. У девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.

4.  Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.

4. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.

5.  Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

5. Девочки тоже соревновательные. Но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

Гендерные особенности развития эмпатических способностей  старших подростков.

К подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом поведения в пользу другого. Эксперименты Т. П. Гавриловой, проводимые с младшими школьниками и подростками, выявили тенденцию к спонтанному снижению с возрастом эмпатийных реакций сопереживания.

Именно в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии. Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики более ориентированы на предметные достижения. Подобные различия И. М. Юсупов объясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в конформности и поиске социального одобрения. Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать".

        Как показывают исследования, юноши не хуже девушек способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Юноши не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли.         Они часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований юноши и девушки обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик

«настоящего мужчины».
        
Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят межполовых различий в способности испытывать эти чувства.

Гендерные особенности развития лидерских качеств старших подростков.

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером.

    В развитии лидерства  используется, ряд процедур:

  • формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;
  •  развитие уверенности в себе;
  •  готовность принимать решения и брать на себя ответственность;
  •  последовательность и упорство в реализации общих целей;
  •  осознание собственной возможности  их достижения;

            Процедуры индивидуальной самомотивации разработаны в психологической литературе и используются в практике, такие как: развитие  индивидуальных интеллектуальных  и нравственных лидерских качеств, — сюда относятся: компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительности, умение планировать и ставить цели);обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами.

          Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным  и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении.

          При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные  и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами .

Примеряя на себя роль лидера, подростки проявляют интерес к социально-значимой деятельности не только потому, что они разделяют и осознают цель образовательной деятельности, но и потому, что эта деятельность значима для решения их личностных проблем и задач. Главный мотив участия детей и подростков в программах неформального образования - возможность проявить себя в интересном деле, личностный рост, осознание социальной значимости своей деятельности, проба сил в новом и временном коллективе. Поэтому для участников неформального образования приоритетно не только формальное образование (знания, умения, навыки), связанного с получением документа или сертификата (что тоже немаловажно; для оценки достижений личности), а иной опыт социальной практики в реальной деятельности.

          Подростки, проявляя инициативу и творчество, объединяясь в творческие группы, команды, коллективы при поддержке педагогов-наставников, проявляют инициативу и творчество, создавая проекты и сценарии тех социально значимых дел, которые помогут их сверстникам справиться с проблемами и трудностями. Навыки коллективной деятельности, которые составляют основу лидерских способностей в программе неформального образования, развиваются в процессе совместного  обсуждения идеи, их реализации, подведения итогов достигнутых результатов. Становясь участником программы неформального образования, подросток включается в работу по выполнению общего задания.
          Т. В. Бендас указывает на то, что «самый обобщенный стереотип, связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина (на работе, в семье); ему приписываются такие лидерские качества, как независимость от внешнего влияния, организаторские способности; женщины не должны назначаться на руководящие должности, по крайней мере, высшего уровня». Г. Г. Горчакова конкретизирует мифы о женской деловой и профессиональной несостоятельности, несовместимости женственности с карьерным продвижением существуют и в современном обществе: - истинная женщина не стремится к карьере; - женщина не так умна; - женщинам проще делать карьеру (в силу эффекта оказываемого на мужчин); - карьера - это удел
 одиноких женщин; - у бизнеса не женское лицо; - женщины недостаточно честолюбивы; - делая карьеру, она теряет женственность; - женщины не хотят делать карьеру (в силу известных предубеждений); - женщины слишком зависимы; - семья и карьера несовместимы; - ищите женщину в искусстве (наибольшее количество талантливых женщин сегодня в области искусства, поскольку здесь легче проявит природную одаренность); - достижения женщин обратно пропорциональны их красоте (по К. В. Сельченок).

Б. Фагот и В. Хартуп пишут, что девочки  по сравнению с мальчиками не стремятся  к лидерству, потому что более  боязливы и застенчивы, неуверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрации. Э. Игли с соавторами высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины – социальными.

     Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, а у мужчин – зависимость от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщины рассматривают как позитивное качество, связанное со свободной самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль. Как показала В. М. Погольша, мужчины значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом и авторитарностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

Приверженцы фрейдизма показали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей (по Р. Кэнтер): 1) «матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности; 2) «соблазнительницы» для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин; 3) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу; 4) «железной леди», обладающей неженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всего изолированными от группы. Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста.

Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера.

В исследовании Т. В. Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разного уровня организованности. Для мужчин-лидеров были характерны: а) в высокоорганизованных группах – эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в области взаимоотношений; б) в низкоорганизованных – малая экспрессивность и низкая успеваемость; в) в среднеорганизованных – высокая успеваемость и низкий уровень притязаний в области взаимоотношений.

Женщинам-лидерам были свойственны: а) в высокоорганизованных группах – ригидность общения, конформность, низкий самоконтроль; б) в низкоорганизованных – спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязаний на лидерство и статуса в официальной структуре группы; в) в среднеорганизованных – лабильность общения, эмоциональная неустойчивость и тревожность при хорошем самоконтроле, низкая экспрессивность и конформность.  Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют.

Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению женщиной лидерской роли. Кроме того, стиль женского лидерства на данный момент более адекватно отвечает требованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.

иедует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера.

        В ноябре 2014 года психологом Центра внешкольной работы «Академический» было проведено сравнительное исследование проявления лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков (8-11 классы), участвующих активно, впервые и не участвующих в организованном активном досуге (соревновании команд КВН).

Количество обучающихся, принявших участие в диагностике: 45, из них 22 девушки  и 23 юношей, возраст 13-15 лет, 21 подросток (12 девушек и 9 юношей) – неоднократно принимавших участие в соревновании команд КВН, 14 (5 девушек и 9 юношей)– первый раз, 10 (5 девушек и 5 юношей) – ни разу.

В качестве цели  исследования было поставлено изучение лидерских качеств подростков и эмпатических способностей.

Предмет исследования:

Лидерские качества –  это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.

Эмпатические способности -способности понимания эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, которые  тесно связанны с уровнем развития коммуникативных навыков.

  Используемые методики: тест «Я – лидер Е.И.Тихомировой» и тест «Эмпатические способности» В.В.Бойко.

Гипотеза исследования: особенности проявления лидерских качеств подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка, а именно: для юношей характерна большая выраженность лидерских качеств, у девушек – более высокий уровень проявления эмпатических способностей.

Методологическим и теоретическим основанием исследования является гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш.Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.

Базой для исследования выступили учащиеся 8-11 классов ОУ 136, 71, 619, 633 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Результаты исследования.

Табл. 1. Распределение обучающихся по уровням проявления лидерских качеств и эмпатических способностей (в баллах).

Группы подростков

Лидерские качества

Эмпатические способности

Девушки, ни разу не принимавшие участие в соревновании команд КВН.

105

20

Девушки, впервые принявшие участие в соревновании команд КВН.

177

19

Девушки, неоднократно принимавшие участие в соревновании команд КВН.

189

23

Юноши, ни разу не принимавшие участие в соревновании команд КВН.

114

17

Юноши, впервые принявшие участие в соревновании команд КВН.

184

18

Юноши, неоднократно принимавшие участие в соревновании команд КВН.

183

23

Все девушки.

167

21

Все юноши.

168

20

Примечание: первичные материалы исследования во введенном виде даны в приложении.

Табл. 2. Распределение обучающихся по уровням проявления лидерских качеств и эмпатических способностей (в средневзвешенных баллах).

Все подростки, ни разу не принимавшие участие в соревновании команд КВН

110

19

Все подростки, впервые принявшие участие в соревновании команд КВН

181

19

Все подростки, неоднократно принимавшие участие в соревновании команд КВН

186

23

        

Лидерские качества подростков (по результатам исследования).

Как видно из таблицы 1, девушки и юноши из групп, выбранных для исследования, характеризуются примерно одинаковым уровнем развития лидерских качеств. В то же время для девушек, не принимающих участие в организованном активном досуге (т.е. не принимавших участие в соревновании команд КВН ни разу или принявших участие в таких соревнованиях в первый раз), характерен более низкий уровень выраженности лидерских качеств по сравнению с такими же группами юношей. То есть можно сделать вывод о том, что активно организованный досуг приводит к развитию лидерских качеств у девушек. И в целом для подростков, выбирающих активный досуг (и для юношей и для девушек), характерен более высокий уровень развития лидерских качеств.

Эмпатические способности подростков (по результатам исследования).

        Девушки отличаются несколько большим уровнем развития эмпатических способностей. В ходе организованного активного досуга (соревновании команд КВН) происходит развитие эмпатических способностей и у юношей и у девушек.

Выводы исследования.

  1. Уровень развития лидерских качеств у подростков связан с их индивидуально-личностными особенностями (такими как общая активность) в большей степени, чем с их гендерной идентичностью.
  2. Подтвердилась гипотеза исследования о связи эмпатических способностей с гендерной идентичностью: девушки отличаются большим уровнем развития эмпатии.
  3. Участие в активном организованном досуге приводит к развитию лидерских качеств у девушек.
  4. Участие в активном организованном досуге приводит к развитию эмпатических способностей и у юношей и у девушек.

Приложение.

Результаты диагностики лидерских качеств и эмпатических способностей.

Табл.1. Результаты диагностики девушек, ни разу не принимавших участие в соревновании команд КВН.

Nп/п

Лидерские качества

Эмпатические способности

В баллах

Уровень

В баллах

Уровень

1

116

ср

23

в

2

113

ср

20

ср

3

62

н

24

в

4

101

ср

19

ср

5

132

в

21

ср

В среднем по группе

105

20

Табл.2. Результаты диагностики девушек, впервые принявших участие в соревновании команд КВН (в баллах теста).

Nп/п

Лидерские качества

Эмпатические способности

В баллах

Уровень

В баллах

Уровень

1

138

в

15

н

2

173

в

17

ср

3

209

в

23

в

4

184

в

19

ср

5

183

в

20

ср

В среднем по группе

177

19

Табл.3. Результаты диагностики девушек, неоднократно принимавших участие в соревновании команд КВН.

Nп/п

Лидерские качества

Эмпатические способности

В баллах

Уровень

В баллах

Уровень

1

184

в

23

в

2

197

в

22

в

3

190

в

18

ср

4

182

в

19

ср

5

210

в

17

ср

6

195

в

26

в

7

170

в

28

в

8

123

ср

20

ср

9

201

в

24

в

10

196

ср

26

в

11

213

в

25

в

12

209

в

27

в

В среднем по группе

189

23

Табл.4. Результаты диагностики юношей, ни разу не принимавших участие в соревновании команд КВН.

Nп/п

Лидерские качества

Эмпатические способности

В баллах

Уровень

В баллах

Уровень

1

140

в

19

ср

2

101

ср

19

ср

3

113

ср

18

ср

4

88

ср

16

ср

5

128

в

12

н

В среднем по группе

114

17

Табл.5. Результаты диагностики юношей, впервые принявших участие в соревновании команд КВН.

Nп/п

Лидерские качества

Эмпатические способности

В баллах

Уровень

В баллах

Уровень

1

209

в

20

ср

2

159

в

18

ср

3

196

в

23

в

4

173

в

19

ср

5

171

в

14

н

6

199

в

21

ср

7

265

в

22

в

8

193

в

9

н

9

158

в

15

ср

В среднем по группе

184

18

Табл.6. Результаты диагностики юношей, неоднократно принимавших участие в соревновании команд КВН.

Nп/п

Лидерские качества

Эмпатические способности

В баллах

Уровень

В баллах

Уровень

1

220

в

20

ср

2

196

в

25

в

3

209

в

29

в

4

159

в

23

в

5

135

в

22

в

6

184

в

18

ср

7

199

в

14

н

8

161

в

19

ср

9

182

в

34

в

В среднем по группе

183

23

Список литературы

  1. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе М, 2005
  2. Берн Э. Лидер и группв. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2000
  3. Тихомирова Е.И .Лидерство в молодежной среде. Оренбург, 2000
  4. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко – Саранск, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс

Пояснительная записка     Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...

«Развитие лидерских качеств и организаторских способностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческую деятельность».

Доклад «Развитие лидерских качеств и организаторскихспособностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческуюдеятельность»....

Влияние двигательной активности на умственное развитие подростков

В наш стремительно развивающийся век технологий дети двигательную активность заменили различными гаджетами. По наблюдениям ученых у детей снижается умственное развитие, и виноваты в этом родители,...

Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.

Исследование показало, что уровень развития лидерских качеств у подростков связан с их индивидуально-личностными особенностями (такими как общая активность) в большей степени, чем с их гендерной идент...