«Развитие лидерских качеств и организаторских способностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческую деятельность».
материал
Доклад «Развитие лидерских качеств и организаторских
способностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческую
деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_liderskih_kachestv_u_uchashchihsya.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Севская средняя школа №2»
Тема: «Развитие лидерских качеств и организаторских
способностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческую
деятельность».
Автор опыта:Никитина Анна Валериевна,
зам. директора по воспитательной работе
МБОУ «Севская средняя школа №2»
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для детей младшего и среднего школьного возраста, т.к. именно они способны проявить инициативу, активность, творчество. От умелого подхода учителя, классного руководителя к организации коллективной деятельности, различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у школьников младшего и среднего звена, зависит социальная успешность детей в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Одной из активной форм воспитания в соответствии с ФГОС основного образования в школе и методикой И.П.Иванова признается коллективное творческое дело (КТД).
Данная методика предполагает активное участие каждого учащегося в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе игровое (в младшем звене), проектное (в среднем звене) творческое поле, в котором каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В процессе организации коллективной деятельности идут два важных процесса одновременно: сплочение классного коллектива и формирование социально значимых качеств, одним из которых является лидерство. В процессе общей работы на благо других людей учащиеся, которые занимают лидерские позиции в коллективе, приобретают также организаторский опыт, но при этом каждый участник может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела, а значит, на этом этапе тоже стать лидером. Таким образом, КТД обладает мощной силой воспитательного воздействия, становится средством развития лидерских качеств.
Из опыта работы с детьми в младших и средних классах можно выделить системно организованные КТД различной направленности. 2013 год ― год экологии в России, поэтому большая часть КТД были экологической тематики. Так, например, классным ученическим коллективом был разработан и осуществлен социально значимый проект.
На первом этапе предварительной работы была создана инициативная группа, лидер которой предложил план благоустройства школьного сквера для комфортного отдыха жителей Ленинского района.
На втором распределены поручения по микрогруппам, в каждой из которых проявился лидер, отвечающий, в свою очередь, за планирование и реализацию данного этапа КТД. Содержание и результативность третьего и четвертого этапов, при которых претворяется в жизнь все, что было задумано, зависит от того, как лидеры микрогрупп проявят свои организаторские и творческие способности. Так, например, лидер одной группы связывается с представителями внешних организаций, лидер второй реализует обеспечение коллектива инвентарем и саженцами, лидер третьей обеспечивает мажорный дух коллег (музыкальное сопровождение) и т.д. А учащийся, предложивший и разработавший модель экологического КТД отвечает за общую организацию и на него ложится ответственность за успех коллективной деятельности.
Отслеживая последствия данного проекта на заключительных этапах, группа, которая отвечает за этот участок данного КТД, проводит опрос местных жителей и детей (на сколько хорошо преобразилась территория? комфортно ли стало отдыхать?). И как показал опрос, жители благодарили всех учащихся, особенно тех ребят, которые проявили инициативу, организовали, были лидерами своих сверстников.
За год в системе воспитательной работы были реализованы несколько проектов, и интересно заметить, что ребята, которые вначале лидировали в микрогруппах, становились инициаторами и организаторами последующих КТД.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать и развить такие качества своей личности, как инициативность, организованность, ответственность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее
В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть влияние активной деятельности, такой, как участие в команде КВН, на развитие лидерских и эмпатических способностей подростков, их гендерные различия....
Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.
Исследование показало, что уровень развития лидерских качеств у подростков связан с их индивидуально-личностными особенностями (такими как общая активность) в большей степени, чем с их гендерной идент...
Публичная лекция. Развитие лидерских качеств через формирование навыков взаимодействия в группе
Интерактивная лекция...
Проект «Повышение качества образования учащихся через внедрение рейтинговой система оценки результатов деятельности учащихся»
В свете развития российского образования при внедрении ФГОС на первый план выходят такие универсальные, предметные и личностные навыки, как системное мышление, информационная способность к о...