Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее
статья по теме
В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране.
Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее».
( Из опыта работы объединения « Поиск» историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 города Подольска).
Учитель истории первой квалификационной категории, руководитель музея школы – Хузина Ирина Геннадьевна.
В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране.
Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.
Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
Социальный опыт, сформированный у молодых людей, позволяет им самостоятельно решать определенные вопросы не только организационного характера, но и идеологического. Привлекать финансовые ресурсы (средства спонсоров, государственных структур), а это – написание проектов и программ, находить партнеров, привлекать материальные и нематериальные ресурсы – все это возможно лишь силами уже взрослых людей.
Данный аспект позволяет констатировать, что в детском движении каждый участник – интеллектуальный ресурс, с собственным опытом, развитыми способностями, знаниями и социальными инициативами.
В ходе социологических исследований были вычленены основные характеристики социальной инициативности как личностного качества подростка:
направленные на себя – целеустремленность, настойчивость, активность, самостоятельность, самопознание, любознательность, стремление к материальному благополучию и психологическому комфорту;
направленные на общество – лидерство, динамичность, мобильность, оригинальность, общительность, неординарность, коллективизм, взаимопомощь, восприимчивость к новому, сформированность специфической субкультуры;
направленные на государство – активная жизненная позиция, активность в публичном и информационном поле, ответственность, желание и умение трудиться, стремление к известности и популярности, включенность в массовую культуру и политическую практику.
Социальная инициатива детей и молодежи – это форма их добровольной деятельности в интересах и на благо личности, общества и государства. Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность.
Социальная инициатива – одно из ярчайших направлений деятельности детского движения. Примером такой инициативы могут служить многочисленные акции, участия в объединениях и кружках, добрые дела, которые способны объединить детей своей социальной значимостью, возможностью быть нужным и полезным обществу. Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определение своих склонностей и способностей, поэтому наша программа построена таким образом, что каждый ученик может попробовать себя в качестве лидера.
Сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах-взаимодействия необходимо развивать следующие качества:
коммуникабельность;
сопереживание;
ответственность;
инициативность;
сочувствие;
самоуважение.
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
Учащиеся учатся занимать активную жизненную позицию.
С каждым годом растет число активистов, которые стремятся воплотить свои мечты в реальность. В связи с этим школьная жизнь стала интереснее, колоритнее.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий — и принимаются решения.
В работе объединения « Поиск» гимназии большое внимание уделяется развитию лидерских качеств участников объединения.
Учащиеся объединения принимают активное участие в различных конкурсах, проводимых на базе музея гимназии.
Ежегодно в музее проводятся различные конкурсы, направленные на повышения интереса к деятельности объединения, познавательных способностей, научно- практической деятельности, развитие лидерских качеств:
Конкурс : « Лучший экскурсовод года»
« Лучшее портфолио экскурсовода».
Конкурсы рисунков, посвященные Дню защитника Отечества, Дню победы.
Конкурс военной песни, конкурс чтецов, проектная деятельность учащихся.
Музеем гимназии постоянно организовываются встречи с интересными людьми: художниками, поэтами, работниками музеев РТ, ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами – пограничниками, на которых учащиеся не только выступают в роли слушателей, но и активно участвуют в проектной и исследовательской деятельности.
Участвуя в различных конкурсах , конференциях и встречах, участники объединения не только проявляют живой интерес к историческим событиям, культуре и традициям нашей страны, но и стремятся улучшить коммуникативные и познавательные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.
В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.
Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
«Развитие лидерских качеств и организаторских способностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческую деятельность».
Доклад «Развитие лидерских качеств и организаторскихспособностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческуюдеятельность»....
Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»
Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»...