Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»
статья

Романова Ксения Сергеевна

Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»

В условиях быстро меняющейся жизни основной целью образования становится не овладение знаниями или набором информации, а развитие умения добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Иначе говоря, во главу ставится всестороннее развитие личности.

В этом контексте огромную роль может сыграть школьный музей, целью которого является создание пространства для развития познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, навыков исследовательской работы, поддержке творческих способностей, а также для социального, культурного и творческого воспитания ребят посредством музейной деятельности: поиск и сбор материалов, экскурсионная деятельность, обновление экспозиций и оформление выставок, а также презентации, беседы, дискуссии, киносеансы, викторины, музейные праздники, проектная деятельность, использование интернет–технологий в рамках создания сайта школьного музея.

Важно понимание того, что музей существует не ради самого музея, а чтобы его содержимое, экспозиция, фонды служили основой непрекращающейся творческой и познавательной деятельности учащихся.

В нашей гимназии работает музей «Россия-Испания XX-XXI век». Музей был открыт 24 октября 1987 года и посвящен ленинградцам-участникам Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Однако со временем мы расширили рамки нашего исследования, в музее появились новые экспозиции, определилось новое направление – Испания и испаноговорящие страны.

В музее работает группа учащихся-экскурсоводов.

На занятиях ребята открывают для себя много нового, изучают вопросы культурных, исторических, политических и экономических связей между Россией и Испанией на протяжении столетий, взаимопроникновение культур в прошлом и настоящем.

Отвлеченные факты истории и культуры познаются через предметы, имена, имеющие конкретную историческую судьбу. Фонды музея хранят много публикаций и документов на русском и испанском языках, предметы испанской реалии (сувениры, открытки, альбомы), экспонаты, посвященные истории и культуре Испании (книги, газеты, письма, фотографии), изучая которые, учащиеся вовлекаются в диалог культур, а те моменты, в которых судьбы наших стран пересекались, становятся важными этапами на пути к этому диалогу.

В ходе занятий у учащихся развивается интерес к стране изучаемого языка и, как следствие, вырабатывается мотивация к изучению и общению на иностранном языке.

Испанский язык, как предмет изучения, становится инструментом общения в школьном музее и помогает в поиске новой информации. В музее огромное количество аутентичных материалов, при работе с которыми знания испанского языка помогают понять суть предмета. А возможности интернета позволяют находить информацию на испанских сайтах. Таким образом, тесно переплетается изучение испанского языка и работа в школьном музее. Формируется коммуникативная активность.

В музее учащиеся имеют возможность не только получать знания для себя, но и делиться с другими информацией, которой они овладели. При подготовке экскурсий, создании тематических экспозиций, защите учебно-исследовательских проектов происходит углубленное, разностороннее изучение материала.  Юные экскурсоводы приобретают навыки монологической и диалогической речи, овладевают умением логично, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации, критически размышлять по интересующей их проблеме, высказывать идеи для дискуссий, вступать в диалог с аудиторией, задавать и отвечать на вопросы, поддерживать беседу, вести дискуссию.

Также на базе музея пишутся учебно-исследовательские работы, которые дают возможность учащимся расширить знания об Испании и России, критически подходить к вопросу взаимодействия и взаимопроникновения наших культур:

  1. Августин Бетанкур, испанский инженер, и его вклад в строительство Петербурга.
  2. «Дон Кихот» Сервантеса в России.
  3. М. Глинка и испанские мотивы в его творчестве.
  4. Висент де Солер при дворе Екатерины II.
  5. Испанцы в ВОВ.
  6. Советские добровольцы в Испании.
  7. Российский туризм в Испании.
  8. Национальные костюмы Испании и России.

Написанные учебно-исследовательские работы становятся частью музейного фонда и материалами для презентаций, докладов, выставок и экспозиций. Приветствуется их использование на уроках испанского языка и истории.

Например, на базе музея разработан ряд уроков:

- проектный урок в рамках темы «Кино» в 9 классе «Тема Гражданской войны в Испании в советском кинематографе»

- урок-экскурсия в рамках темы «Испанская живопись» в 10-х классах «Творчество Пабло Пикассо. Герника»

- урок истории «Испания. 1936-1939 гг.» (в 11-х классах)

Также учащиеся имеют возможность внести вклад в развитие музея. Благодаря некоторым курсовым работам (Лосева Анна) в музее появились разделы, посвященные испанским адресам в Петербурге, испанским детям в Ленинграде, культурным связям между Испанией и СПб и многом другом.

Фонды музея помогают в разработке, как традиционных уроков, так и уроков-экскурсий, уроков-викторин на самые различные темы: Гражданская война в Испании, ВОВ в России, испанцы в России, культура и традиции Испании, исторические личности. А материал, подготовленный и представленный самими учащимися, воспринимается с большим интересом и энтузиазмом. И как у учащихся, так и у слушателей, повышается познавательная и коммуникативная активность.

Для маленьких школьников учителями организуются уроки-викторины, музейные уроки, проектные уроки, уроки-праздники. Например, посвященные дню рождения Сервантеса, дню открытия Америки, Рождеству в Испании.

На базе школьного музея проводятся различные мероприятия. Например, на встрече с историко-патриотическим клубом военной реконструкции 9-10 октября 2013 года учащимся начальной и средней школы в доступной и наглядной форме было рассказано о событиях Гражданской войны в Испании. Участники клуба показали подлинное военное обмундирование и вооружение. Учащиеся совершили путешествие в 30-е годы в Испанию и прикоснулись в прямом смысле к истории, примерили ее на себя. Ребята с энтузиазмом рассматривали форму, примеряли вооружение, с удовольствием задавали вопросы, интересовались историей этих предметов.

Таким образом, наш школьный музей стал тем пространством, где учащиеся могут активизировать свою познавательную деятельность, а необходимые коммуникативные действия формируются наряду с развитием творческих способностей и исследовательских навыков при использовании технологии взаимодействия школы и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...

Доклад на тему: Развитие коммуникативной деятельности учащихся во внеклассное время

Данная работа посвящена развитию коммуникативной деятельности глухих учащихся во внеклассное время...

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»...

"Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по географии в основных видах деятельности в формате ФГОС-2016".

Приемы и технологии критического мышления и формирование коммуникативных умений....

Использование видео на уроках английского языка в старших классах для развития интегрированных умений, необходимых для коммуникативной деятельности учащихся.

Использование видео на  уроках английского языка в старших классах для развития интегрированных умений, необходимых  для коммуникативной деятельности  учащихся....

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «Судьба»

Развитие творческих способностей учащихся через творческую работу в школьном музее «СУДЬБА»...