Инклюзивное образование
материал по психологии

Медведева Екатерина Олеговна

Особенный ребенок - это не каждый ребенок (не путайте). Все дети - уникальны, но не особенны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя.
Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах:

"Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами."

Мать Эдисона забрала его из начальной школы и сама занималась его образованием на дому.
Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо.
Он открыл его и прочитал:

"Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник:

"Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."

Томасу Эдисону принадлежит более 4000 патентов во всем мире, его изобретениями пользуется все человечество в каждом уголке нашей планеты.

Как так получилось, что умственно отсталый ребенок вырос великим гением? И почему школа отказалась его обучать?

Каждый год детей с отклонениями в развитии становится все больше и больше. Этого изменить человек не может, но он может изменить свое отношение к ситуации. Решение тому – инклюзивное образование – образование для всех. МОУ СОШ № 1 с. Варны является школой, в которой это реализуется.

За последние 3 года в нашей школе количество детей - инвалидов увеличилось с 1 до 4. Детей с расстройством аутистического спектра было 2, в этом году остался 1 ребенок (1 выбыл в спец школу). Есть еще 1 категория детей – дети с задержкой психического развития (ЗПР). Их количество увеличилось с 27 до 39. С 2020 года с 2 до 5 детей увеличилось по следующим категориям: ЗПР, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, а также дети с синдромом Дауна. Некоторые предметы эти дети посещают с классом (инклюзивное образование) – музыка, физическая культура, изо, технология. Для них составлено ндивидуальное расписание обучения. Кроме того, есть дети – инвалиды без нарушения интеллекта: ДЦП, челюстно – лицевые нарушения, заболевания сердца, бронхиальная астма и с другими нарушениями. Эти дети полностью посещают с классом все уроки.

Как строится работа с такими детьми? В первую очередь, это комплексный подход всех специалистов: логопеда, психолога, социального педагога, классного руководителя, школьного медика. Есть новые методики работы с такими детьми, но есть и те виды деятельности специалистов, которые проверены годами, они дают полную картину состояния ребенка и позволяют построить грамотный подход к нему. Хочется рассказать как в нашей школе ведется такая работа.

 Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа (сентябрь, январь, май),  которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы. 

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, опросники),

― диагностическое обследование ребенка, 

― наблюдение за детьми во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с обучающимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (индивидуальные карты сопровождения).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования, включает:

― разработку оптимальных для развития ребенка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― развитие познавательной сферы

В процессе коррекционно-развивающей работы проводятся индивидуальные и групповые занятия, используются игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики, беседы с обучающимися. 

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. 

Консультативная работа включает:

- консультации обучающихся;

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

Одной из форм работы в старшем звене являются беседы и консультации подростков.

Консультирование помогает выявлять и решать как проблемы личностного самоопределения, так и различные аспекты взаимоотношений с окружающими людьми. В рамках консультирования подростков определяются следующие задачи:

 оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

 обучение учеников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

 оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

4.Информационно-просветительская работа

Информационно-просветительская работа включает: 

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности,

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

При планировании содержания коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат обучающиеся, их собственные индивидуальные качества и потребности. В процессе коррекционно-развивающей деятельности на занятиях с подростками широко применяются разнообразные формы психокоррекции. С некоторыми из них мы вас хотели бы ознакомить.

Элементы куклотерапии. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей и подростков, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Элементы изотерапии (раскрашивание лица изображаемого человека или фона вокруг него в тот цвет, с которым ассоциируется то или иное эмоциональное состояние). Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.

Прослушивание музыкальных произведений (классических, современных, народных).

Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния ребенка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке, а это мы уже можем реализовать. И мы не знаем станет ли человек, который является умственно отсталым, гением или нет, как Томас Эдисон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...