Ранние половые отношения в подростковой среде
проект по психологии (10 класс)

Галышева Ирина Владимировна

Материал для психологов, социальных педагогов школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannie_polovye_otnosheniya_v_podrostkovoy_srede.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

        Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в последние годы обозначилась общая тенденция снижения возраста вступления в первые половые связи. Ранние половые отношения стали нормой у современной молодежи. Работники телефонов доверия для подростков отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8—9 лет. Однако особую остроту этот вопрос приобретает в 12—13 лет, особенно у девочек. Отмечено также, что отношение молодых людей к этому вопросу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой области. У подростков распространены представления о возможности вступления в половые отношения с совершенно незнакомым человеком.

          В современной действительности происходит изменение этики сексуальных отношений. Критике не подвергаются сейчас добрачные связи. Кроме того, современное искусство часто стало иметь эротическую окраску — особенно это касается популярной эстрадной музыки, которая активирует половой инстинкт у молодежи. Согласно результатам исследований, опыт половой жизни отмечается у 14 % девочек-подростков до 15 лет, к 15–17 годам эта цифра достигает 31 %, а к 18 годам — 68 %.

          Современная психологическая литература также указывает на то, что у подростков выявляется ранний пубертат, то есть непосредственно половое созревание и вместе с ним позднее развитие рефлексии. Наряду с этим несформированность процессов торможения в центральной нервной системе. В подростковом возрасте определяется внушаемость и риск девиаций, в том числе и начала ранней половой жизни. Таким образом, подросток не переосмысливает свое поведение, в том числе половое, которое требует принятия на себя серьезной ответственности за последствия. Ранняя половая жизнь в психологии  считается девиантным поведением (не нормой). Причина этого - и акселерация, и нездоровые отношения в семье, и принуждение со стороны партнера, стремление соответствовать навязанным стандартам, страх потерять молодого человека, оказаться в одиночестве, а иногда и простое любопытство.

Лучший способ бороться с проблемой, это предупредить ее. 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

          70% родителей уверены, что говорить про половые отношения с детьми важно и нужно. Это, безусловно, приятная статистика. Но вот что огорчает: для 60% мам и пап эта тема до сих пор остается сложной — и они не готовы самостоятельно беседовать на деликатные темы с ребенком. Только вдумайтесь в эти цифры: в 2016 году в России зарегистрировано 6,5 тысяч абортов, которые совершили девушки 15-17 лет. И это только официальные данные. Сколько таких случаев было на самом деле — никто не знает.

             Ранняя половая жизнь нарушает формирование организма, вызывает замедление роста. Подростки, рано начавшие половую жизнь, становятся вялыми, быстро устают, плохо учатся, хуже справляются со своей работой. Ранняя половая жизнь может приостановить дальнейшее развитие организма девушки, лишить ее очарования юности. На девушку приходится большая тяжесть последствий ранней половой жизни, от которых ей иногда не удается полностью оправиться в течение многих лет, а иногда всей жизни. Первый аборт в таком возрасте может навсегда лишить женщину в будущем радости материнства. Хронический воспалительный процесс половых органов, возникший в результате ранней половой жизни, нередко приводит к бесплодию.

Корни деликатных проблем

           Не секрет, что эмоционально холодная мама, отсутствие теплоты в отношениях с родителями приводит к фрустрации и потребности рано начинать половую жизнь. Особенно это касается девочек — им хочется внимания, эмоциональной теплоты и привязанности ( Тренинг «ДОЧКИ-МАТЕРИ»).  Чаще всего в 11-14 лет секс не носит характер физиологической потребности, скорее он связан со стремлением к близости, любви, привязанности: «Я не получаю удовольствие от секса с мужчиной, но если я перестану этим заниматься, он бросит меня», — говорят девочки. Так «криво» с детства закрепилась странная логика: я буду нужной, только если буду хорошо себя вести, угождать и быть послушной.

           Ребенок пытается снять напряжение, получить новые яркие эмоции, справиться с внутренним конфликтом. И ко всему этому прибавляется еще одна проблема — у многих современных детей из-за обилия гаджетов, постоянной жизни онлайн и сидячего образа жизни практически отсутствует контакт с телом. Все эти факторы — базовый набор для тех, чье виртуальное путешествие в конечном счете сводится к точке эмоционального напряжения. Лучший и самый здоровый способ снять его — заняться спортом, просто выйти во двор, проявить, наконец, какую-то активность офлайн.

Также стоит говорить родителям о неправильных стилях воспитания подростков.

1. Гипопротекция. Период, когда повышенная свобода. Поступки ребенка не контролируются. Взрослые ничего не знают о своём подростке, с кем и где он проводит время. Взрослые формально выполняют собственные функции, но нечего не делают для воспитания. В результате подросток будет искать необходимые ему нормы и ценности вне семье. И не всегда эти нормы не противоречат его общественному закону, психике и здоровью.

2. Гиперпротекция. Родительское воспитание с повышенным контролем и повышенным внимание к подростку. Взрослые хотят полностью контролировать поведение подростка. Такое воспитания игнорирует личность подростка. Поэтому возникает падение адаптивных способностей ребенка: потребительская позиция, беспомощность, конфликты со сверстниками. А у некоторых детей такой тип воспитания, вызывает протест, ведущий к различным нарушениям поведения и к обострению взаимоотношений с родителями.

3. «Кумир семьи». «Мимозное воспитание». Целью взрослых становится удовлетворение всех потребностей подростка, желание избавить его от всех трудностей. Подросток в результате становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, получать все желаемое без особого труда. При столкновении с трудностями ему трудно с ними справится.

4. Жесткие отношения. Сильно жестокое отношение с неприятными расправами за непослушание и мелкие проступки вызывают у подростка ожесточение и страх перед взрослыми.

5. Эмоциональное отвержение. Родительское воспитание по типу Золушка. Родители тяготятся подростком, который всегда это ощущает, особенно если в доме есть ещё один малыш, получающий от них особое внимания. Такое воспитание развивает скрытность, обидчивость, чувствительность и ранимость.

6. Воспитание вундеркинда. Взрослые хотят дать подростку как можно более широкое образование. Кроме учебы в школе, подросток занимается спортом, иностранным языком, музыкой. Он постоянно куда-то спешит, занят. В таких ситуациях подросток лишается возможности общаться со сверстниками, участвовать в детских играх. У него протест против данного режима. Он хочет избавиться от нагрузок, поэтому выполняет их формально. Загруженность способна развивать истощаемости тревожности и нервной системы.

            Родителям подростка нужно помнить как аксиому, уверенность подростка в том, что кто-то его сильно любит, совершенно бескорыстно, очень важно. Любить от всего сердца могут только любимые родители. Самое главное в отношениях - это доверие. Доверяйте своему подростку и говорите с ним как с другом, криком ещё никто ничего не добивался.
С наказанием и криком вы будете обычными родителями, а вы в таком возрасте должны быть настоящим другом. Другом, с которым можно поделиться своими проблемами и мыслями. Любимому подростку всегда нужна любовь и внимание родителей.

          Специальная литература для родителей. Например, энциклопедия «Настоящая девчонка. Книга о тебе». И еще одна полезная и очень интересная романтичная книга для мальчиков и девочек — двустороннее издание графического романа «Шторм в сердце. Сердце Шторма» (книга про первую влюбленность, половое влечение, волнение и самые светлые чувства). Однако, сове родителям, прежде, чем давать ребенку книги по половому воспитанию, ознакомьтесь с ними сами — убедитесь, что они написаны достаточно деликатно, не пошло, не навязчивы чересчур. Сверьтесь со своими ощущениями и выберите ту литературу, которая соответствует вашей системе ценностей.

           И помните: ребенок не всегда и не обо всем с радостью готов говорить с родителями. И если сейчас он не хочет затрагивать интимную сферу с вами в беседе — это абсолютно нормально. Не обижайтесь и не расстраивайтесь — это вовсе не говорит о недоверии. Подумайте, как лучше преподнести эту тему. Никогда не приводите собственный пример. Есть такой нюанс — в целом дети могут быть готовы говорить об интимной близости, но если в этом контексте речь пойдет об их родителях, почти наверняка им станет неприятно.

ПРОИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ

БЕСЕДЫ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ (ГРУППОВАЯ РАБОТА)

             Начинать беседу в группе лучше с темы о том, что человек обладает особым даром любить. Важно говорить о понятии любви, девичьей чести и достоинстве, об уважении к себе, к другому, о проявлении деликатности в общении  другим, о проявлении мужественности у мальчиков, сдержанности, внимательности. О том, как важно уметь любить и выражать любовь разными способами. О бережном отношении друг к другу. (Рассказ священника на тему бережного отношения, о различии полов, почему девочку можно уговорить, и т.д). Притчи о сохранении чести и достоинства. Про то, что такое ресурсные, теплые, нежные отношения для девушек разговор). На темы свободной любви, случайных связей и их последствий для психики, для здоровья и т.д. О заболеваемости венерическими заболеваниями, которая в 40 раз возросла за последние 5 лет. О последствиях ранних половых отношений.
— ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;

— воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;

— гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;

— трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;

— ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.

— первый сексуальный опыт остается в памяти на всю жизнь и именно от него зависит дальнейшее отношение к сексу.

          Беседы о том, что каждый третий подросток, ведущий половую жизнь, испытывает чувство несчастья, разочарования, неудовлетворенности, депрессии, непонимания. Могут быть и проблемы с психикой (неоцененность, мальчик сказал я толстая, не такая, суицидальные мысли). Тема ранних аббортов тоже важна. Последствия…бесплодие… Про ВИЧ инфекцию и СПИД. Про сохранение и важность репродуктивной функции. Про гормональную систему совместно с медиком. Про социальные  морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством. Истории о раннем материнстве.

Игра «ЯБЛОКО». Представляем, что красивое яблоко в руке- это красивая юная девушка. Затем предлагается кому то откусить кусочек яблока. Как изменилось яблоко… Обсуждение…  Душа девушки может стать израненой, изуродованной.( аккуратно беседовать, так как дети дома рассказывают не всегда так как было преподнесено).

         В целом, психолог должен формировать понимание в подростковой и молодежной среде необходимости ответственного сексуального поведения, а также отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

          Проводится психологом исключительно с согласия родителя. Запрос может исходить как от родителя, так и от самого ребенка, реже от классного руководителя. Половое воспитание - составная часть процесса формирования личности, включающая в себя проблемы здоровья, морали, права, культуры и этики. Психологи считают оптимальным возрастом для начала половой жизни 19-20 лет у девушек и 22-24 года у юношей, то есть между первыми половыми позывами и полным физическим и психическим созреванием разрыв в 5-10 лет. И что же делать все эти годы?

  • Воздерживаться. Переводить внимание в спорт и другую деятельность.
  • Формировать у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и репродуктивному.
  • Повышать информированность подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период.
  • Обучать основным навыкам общения и принятия осознанных решений в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола.
  • Формировать у подростков позитивное отношение к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству.
  • Формировать понимание необходимости ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.

          В индивидуальной беседе проговорите с подростком все что его волнует (можно использовать метафорические ассоциативные карты, такие как  «Тинейжер» издательства «Смальта», МАК для преодоления страхов авторов Д. Мартыненко и О. Матвеевой, МАК «Травмы»).

           Психодиагностика риска ранней половой жизни у подростков.  Используются: 1) Социально-демографическая анкета. Включает в себя вопросы о возрасте, составе семьи, уровне дохода семьи, условиях проживания. 2) Анкета девиантного поведения подростков состоит из следующих тем: Переживание стрессогенной ситуации. Включает вопросы, касающиеся конфликтных или тяжело переживаемых подростком обстоятельств, событий жизни. 3) Проективный метод Модифицированный тематический апперцептивный тест (МТАТ). МТАТ ориентирован на современных подростков. Тест включал набор карточек. Темы карточек: гендерные отношения, отношения со сверстниками, самоотношение, отношения со взрослыми, страх. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Я буду показывать тебе картины, по которым ты составишь рассказ или историю. В рассказе нужно упомянуть, какая ситуация изображена на картине, что происходит с людьми, что предшествовало этой ситуации, что последует за ней. Надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине, о чем они думают. Не обязательно заранее продумывать рассказ, можно сразу начинать говорить, правильных или неправильных вариантов в этом исследовании не бывает»

Многим подросткам сложно описывать эмоции и чувства. В отношении мыслей героев картин и МАК подростки часто ограничиваются констатацией факта, то есть персонаж думает, но суть и ход его размышлений не раскрывался. В связи с этим можно предположить, что контроль над аффективностью снижен, существует опасность дезорганизации в стрессовой ситуации. Например: «Тут, наверное, ее парень. Она с ним куда-то сходила, в кино пошла с парнем, и теперь они не общаются, у них конфликт. И теперь они выясняют, зачем она это сделала. Они злые. Все». Ограничение описанием происходящего на картине, что встречается у тревожных и истероидных личностей. В провденных исследованиях среди девочек с риском РПЖ обнаруживается эмоциональная нестабильность, снижение мотивации к учебной деятельности. Вторая группа девочек отличается ориентацией на достижение успехов, склонностью к анализу своих поступков и их причин. Межличностные отношения девочек-подростков, имеющих риск РПЖ, характеризуются как конкурентные между девочками и подчиненные в отношении противоположного пола. В качестве маркеров выявления риска РПЖ в МТАТ может служить скудное описание картин МТАТ, особенно в отношении рассказа о прошлом и будущем, формальное отношение к исследованию, обозначение подчиненного положения основного персонажа, отсутствие в рассказах темы учебной деятельности, отсутствие рефлексии.

          Проработав данные темы в конце работы  сделайте акценты на  успехи, достижения, возможные планы на будущее подростка. Можно применить любые ресурсные МАК. Расставьте ценностные приоритеты на данном этапе взросления (здоровье, образование, спорт, путешествия…)

  1. Расскажите ему о способах сохранения репродуктивного здоровья, последствиях ранних половых связей.
  2. Объясните ему, что только половая зрелость и настоящая любовь дают человеку право на половую жизнь.
  3. В беседе обратите внимание на то, что когда-то у ребенка будет семья и семейная жизнь должна начинаться с уважения достоинств друг друга.

 Литература

 Алёхин, А. Н., Малкова, Е. Е. (2012) Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема. Universum: Вестник Герценовского университета, № 2, с. 191–198.

 Блейхер, В. М., Крук, И. В. (1986) Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоров’я, 280 с.

Леонтьев, Д. А. (2000) Тематический апперцептивный тест. 2-е изд. М.: Смысл, 254 с.

 Личко, А. Е. (1983) Эти трудные подростки: Записки психиатра. Л.: Лениздат, 126 с.

Макарова, В. И., Павлова, А. Н., Макарова, А. И. (2020) Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы. Экология человека, № 7, с. 40–46.

 Мюррей, Г. А. (1971) Тематический апперцептивный тест. Руководство. [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/library/tat (дата обращения 09.09.2019).

 Никитина, И. Л. (2013) Старт пубертата — известное и новое. Артериальная гипертензия, т. 19, № 3, с. 227–236. DOI: 10.18705/1607-419X-2013-19-3-227-236

Осташева, Е. И. (2015) Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения современных подростков.

В кн.: М. Г. Рябова (ред.). Психология человека в условиях здоровья и болезни. Материалы V научно-практической конференции. Тамбов: «Бизнес — Наука — Общество», с. 344–349.

Соколова, Е. Т. (1987) Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пролема межличностных отношений в подростковой среде

Данная презентация посвящена исследованию проблемы межличностных отношений в подростковой среде. Данная проблема изучается на примере учащихся 9-х классов....

План мероприятий по профилактике ранних половых связей, половому воспитанию и предупреждению ранней беременности несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

Организация профилактической работы с учащимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками по недопущению ранних половых связей, беременности, половой неприкосновенности несо...

Тема: «Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.»

Тема: «Инфекции, передаваемые половым путем,  и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.»...

"Профилактика ранних половых связей среди подростков"

Выступление на региональной социально-психологической конференции " Формула безопасного детства. Современные технологии социально- психологической  работы в образовательном учреждении"...

"Профилактика ранних половых связей среди подростков" презентация

выступление на региональной социально-психологической конференции  " Формула безопасного детства"...

Риск ранних половых отношений подростков

Еще в раннем детстве малыши начинают говорить о том, что они хотят побыстрее стать взрослыми. Даже в своих играх они пытаются имитировать поведение отца или матери. В подростковом возрасте ничего не и...

ПРОТОКОЛ профилактической беседы с родителями и подростками на тему ранних половых отношений

ПРОТОКОЛпрофилактической беседы с родителями и подростками на тему ранних половых связей....