Тренинговое занятие "Манипуляции и зависимости"
методическая разработка по психологии (7, 8, 9 класс)

Морокова Людмила Михайловна

Данная методическая разработка- тренинговое занятие "Манипуляции и зависимости". Предназначена для учащихся 7-9 классов.

Включены практические упражнения и теория. Рассматривается что такое манипуляция, как она проявляется. Дано определение зависимости и ее виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.83 КБ
Файл zavisimosti_i_manipulyatsii.pptx181.51 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к  тренинговому занятию: «Манипуляции и зависимости».

В настоящее время данная тема особенно актуальна. Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение, в ходе которого с помощью манипуляций подростки часто втягиваются в зависимое поведение, а оно, в свою очередь, влечет за собой увеличение девиантного и делинквентного поведения, а следовательно - рост правонарушений и преступлений. Поэтому очень важно научить подростков справляться с ситуацией, когда на них оказывают давление. С учащимися 6-9 классов я провожу цикл тренинговых занятий, направленных на профилактику зависимого поведения и роста правонарушений и преступлений. Тренинговое занятие «Манипуляции и зависимости» - одно из них.

Цель: способствовать снижению уровня правонарушений, употребления ПАВ и развитию умения у учащихся принимать ответственность за свои поступки.

Задачи:

  1. Предоставить учащимся информацию о манипуляциях и зависимостях.
  2. Сформировать у учащихся способность анализировать и адекватно оценивать свое состояние, распознавать поведение манипуляторов,  осознавать вред зависимого поведения.
  3. Сформировать у учащихся навыки сопротивления в стрессовых ситуациях.

Форма проведения: тренинговое занятие. 

Подготовительная работа:  презентация, ленточки. 

Практическое применение и значимость: возможно использование данной разработки на классных часах и тренинговых занятиях в 6-9 классах классными руководителями, педагогами-психологами и социальными педагогами.

 

Ход тренингового занятия:

Здравствуйте! Сегодня мы с Вами встретились, чтобы обсудить очень серьезную и интересную тему. Но прежде мы с Вами, ребята, выполним очень необычное упражнение. Мне нужны 3 участника.

Упражнение: «Марионетка».

 Одному из участников привязывают ленточки на руки и ноги, а два участника должны играть роль кукловода- полностью управлять всеми движениями куклы- марионетки. Для  учащихся ставят 2 стула на расстоянии 1,5 – 2 метра. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой. При этом человек, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды.

Вопросы «кукле»:

  1. Что ты чувствовал во время этого упражнения?
  2. Что заставляло тебя двигаться?
  3. Что понравилось или не понравилось?
  4. Был ли у тебя выбор?

 Обратите внимание на презентацию. Как это изображение можно назвать? (Учащиеся отвечают: кукла, Буратино, марионетка.)  А кто ими управляет? Как это управление можно назвать? (Учащиеся отвечают: манипулятор, манипуляции). Сегодня мы с Вами пообщаемся на тему: «Манипуляции и зависимости».(Слайд 2-3.)

Манипуляция- тип социального воздействия, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие других людей при помощи скрытой, обманной, насильственной тактики в интересах манипулятора. (Слайд 4)

Воспользуюсь  также очень точной и ёмкой формулировкой врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук, Александра Гонопольского.

«Манипуляция представляет собой психологический приём, оказание скрытого воздействия на человека через его эмоции. Ее целью всегда является достижение того, чтобы человек действовал так, как выгодно или как считает нужным автор манипуляции. Причем у человека, ставшего объектом подобного воздействия, создается иллюзия самостоятельного выбора.

Инструментом манипуляции являются чувства, а ее целью — формирование у другого человека намерения, не совпадающего с его реальными желаниями и потребностями. Манипулятор намеренно стремится внушить некое чувство (эмоцию, состояние), чтобы подвести другого человека к нужному для себя действию. Не имеет значения, будет ли эмоция положительной или отрицательной, она всегда — двигатель поступков. (Слайд 5)

Ребята, встречались ли Вы с похожими ситуациями? (обсуждение ситуации). Реклама может быть манипуляцией? Приведите примеры.

 Кто хозяин положения в данном случае?

Какую выгоду получает манипулятор?

А сами Вы манипулировали?

Как связаны манипуляции и зависимости?

Зависимость - это состояние, при котором человек испытывает зависимость от чего-то или кого-то. Это патологическая форма привязанности, которая значительно ограничивает жизнедеятельность человека и влияет на его взаимодействие с окружающими людьми. (сл. 6)

Виды зависимости:

  • химические (алкоголизм, токсикомания, наркомания);
  • биохимические (анорексия, булимия);
  • нехимические (клептомания, игровая зависимость) (Сл.7)

Почему зависимость - это патологическая ( т.е. болезненное отклонение от норм) форма привязанности? Приведите примеры.

К чему может в дальнейшем привести зависимость?

Последствия: (разрушение семей, деградация личности, потеря работы человеком и т.д.) Каждое 4 преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.

А теперь еще раз: как связаны манипуляции и зависимость?

Кто получает выгоду? Манипулятор.

Нужно ли  избегать зависимостей? (Учащиеся отвечают)

От кого зависит принятие решений?

      Упражнение: 

По кругу передаем игрушку,  Вам предлагают что-либо сделать, а Вы этого делать не хотите. Ваша задача отказаться.

Ребята, может кто-то хочет поделиться? Что Вы чувствовали, когда отказывали? Комфортно ли Вам было?

Упражнение:

Закрыли глазки. Представили себя в комнате. Вы одни. Перед Вами чистый лист бумаги. Вы рисуете картину и выбираете те инструменты, которые Вам нравятся: акварель, гуашь, карандаши… Рисуете то, что хотите: свою семью, любимое домашнее животное, пейзаж… Это Ваш выбор. Это Ваша картина…Таким образом Вы видите Вашу жизнь или кусочек жизни…. Сейчас потихоньку открываем глазки.

Ребята, может кто-то хочет поделиться нарисованным?

 Вы нарисовали Вашу жизнь. Скажите, пожалуйста, от кого зависит, как она сложится? Да, конечно, очень много зависит от Вас. Это Ваш выбор.

Я желаю, чтобы именно Вы  решали, как проживете свою жизнь…

Сейчас предлагаю провести рефлексию и оформить на бланках свое впечатление о занятии, что Вам интересно, что Вы еще хотите узнать. (Приложение 1).


Приложение 1.

Рефлексия

На этом занятии я узнал…….

Мне было интересно ….

Я хотел бы узнать………

Рефлексия

На этом занятии я узнал…….

Мне было интересно ….

Я хотел бы узнать………

Рефлексия

На этом занятии я узнал…….

Мне было интересно ….

Я хотел бы узнать………

Список использованных источников и литературы:

  1. Айдакова Л. Уроки психологии в школе. М .,2008

  1. Анн Л.   Психологический тренинг с подростками. Питер,2003

  1. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.-М.,1986

  1. Зеленина Е.А. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с подростками «группы риска» «Путь к себе», Краснокамск, 2012.
  2. Соловьева Д.Ю. Коррекционно-развивающая программа коррекции конфликтного и агрессивного поведения учащихся. Сыктывкар, 2021.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Марионетки

Слайд 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Тренинговое занятие: «Манипуляции и зависимости» Провела: п едагог-психолог Морокова Л.М . Инта, 2023

Слайд 3

Цель: способствовать снижению уровня правонарушений, употребления ПАВ и развитию умения у учащихся принимать ответственность за свои поступки. Задачи: Предоставить учащимся информацию о манипуляциях и зависимостях. Сформировать у учащихся способность анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред зависимого поведения. Сформировать у учащихся навыки сопротивления в стрессовых ситуациях.

Слайд 4

Манипуляция Тип социального воздействия, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие других людей при помощи скрытой, обманной, насильственной тактики в интересах манипулятора.

Слайд 5

Манипуляция «представляет собой психологический приём, оказание скрытого воздействия на человека через его эмоции. Ее целью всегда является достижение того, чтобы человек действовал так, как выгодно или как считает нужным автор манипуляции. Причем у человека, ставшего объектом подобного воздействия, создается иллюзия самостоятельного выбора. Инструментом манипуляции являются чувства, а ее целью — формирование у другого человека намерения, не совпадающего с его реальными желаниями и потребностями. Манипулятор намеренно стремится внушить некое чувство (эмоцию, состояние), чтобы подвести другого человека к нужному для себя действию. Не имеет значения, будет ли эмоция положительной или отрицательной, она всегда — двигатель поступков .( А.Гонопольский )

Слайд 6

Зависимость состояние , при котором человек испытывает зависимость от чего-то или кого-то. Это патологическая форма привязанности, которая значительно ограничивает жизнедеятельность человека и влияет на его взаимодействие с окружающими людьми.

Слайд 7

Виды зависимости: химические ( алкоголизм, токсикомания, наркомания); биохимические ( анорексия, булимия); нехимические ( клептомания, игровая зависимость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к занятию-практикуму, проведенному с детьми, склонными к наркотической зависимости "Наркотики-свобода или зависимость, полет или падение?"

Презентация к занятию с учащимися, склонными к наркотической зависимости "Наркотики-свобода или зависимость, полет или падение?"...

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

       Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...

Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»

Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...

Детская зависимость и ее виды. Как помочь родителям предупредить детскую зависимость?

В процессе всей своей жизни человек способен испытывать чувство  зависимости: от близких, коллег, жизненных обстоятельств, бытовых проблем, неожиданных событий… Но чрезмерная зависимость м...

Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).

Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм;  формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...