Сказкотерапия в работе с девиантным поведением воспитанников в ДОУ
консультация по психологии

Рукина Елена Сергеевна

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод педагогики и психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Использовать сказку можно по-разному:

•         Чтение и обсуждение известных сказок.

•         Постановка сказки

•         Проигрывание сказок с помощью кукол

•         Рисование сказки

•         Сочинение собственной сказки

Занятия сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные педагогом. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.

С помощью такой простой игры с ребенком можно решить следующие задачи:

• Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

• Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

• Стимулирование творческого самовыражения.

• Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

• Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

• Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

• Выявление и поддержка творческих способностей.

• Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

• Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Сказкотерапия в работе с девиантным поведением воспитанников»

подготовил: педагог-психолог

Рукина Елена Сергеевна

19.12.2023г.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод педагогики и психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Использовать сказку можно по-разному:

•        Чтение и обсуждение известных сказок.

•        Постановка сказки

•        Проигрывание сказок с помощью кукол

•        Рисование сказки

•        Сочинение собственной сказки

Занятия сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные педагогом. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.

С помощью такой простой игры с ребенком можно решить следующие задачи:

• Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

• Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

• Стимулирование творческого самовыражения.

• Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

• Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

• Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

• Выявление и поддержка творческих способностей.

• Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

• Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Практическая часть:

Работа с агрессией у детей:

  • Сказка «Два вулкана».
  • Проективная методика «Вулкан».
  • Упражнение «Лимончики».
  • Упражнение «Шарик».
  • Игра «Добрая/злая кошечка».
  • Игра «Давай поругаемся».
  • Игра «Комплимент».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике и преодолению девиантного поведения воспитанников

Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рас...

Практическое занятие по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами сказкотерапии

Практическое занятие разработано педагогом-психологом с целью организации профилактической работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения

В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...

Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома

   Для нашего детского дома проблема «трудных» детей и подростков особо актуальна. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспи...

ЖУРНАЛ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «АЗБУКА ПРАВА» приложение к статье «Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома»

   Одна из форм профилактики девиантного поведения – выпуск информационно – познавательного журнала «Азбука права» для воспитанников групп по типу семьи. Он со...