ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
материал по психологии

Дьяконова Оксана Семёновна

рекомендации подросткам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uspeshno_sdat_ekzameny.docx238.83 КБ
Файл rekomendatsii_dlya_podrostkov.docx345.7 КБ

Предварительный просмотр:

Как успешно сдать экзамен

       Подготовка к экзаменам и их сдача - достаточно стрессовые ситуации для большинства людей. Именно в последние дни кажется/ будто не было ни всех этих лет школьной жизни, ни мудрых преподавателей/ ни прочитанных учебников/ ни вызубренных формул... Чаще всего наибольшее количество негативных эмоций (страх, тревога, волнение) мы испытываем в период подготовки к экзамену. У некоторых уже сейчас даже мысли о предстоящем поступлении тревожат, заставляют испытывать дрожь в коленках. Кажется, что ты ничего конкретного не знаешь, в голове сумбур и каша...

      Экзамен - это соревнование, и к нему нужно быть готовым не только интеллектуально, но и психологически. Именно положительный настрой и уверенность в себе - 50% успеха в этой борьбе.

        Как снять эмоциональное напряжение перед экзаменом. 
  1. Помните, что волнение и тревога - это полезные вещи, это сигнал к тому, что ты готов к действию, это мобилизация всех сил для достижения поставленной цели. Опасно чрезмерное волнение - оно вызывает растерянность и суетливость ;

   2. Поэтому, четко планируйте свое время. Не стоит садиться за стол с размытой целью «немного позаниматься или заняться повторением». Ставьте перед собой четкую конкретную цель «дочитать хотя бы до конца главы». Кто-то рекомендует разбивать материал на количество тех дней, которые остались до экзамена. Но чаще всего это не срабатывает, так как на последний день набегает столько не выученных «хвостов», что последняя ночь перед экзаменом вместо отдыха превращается в кошмар!

  3. Написание шпаргалок помогает: доказано, что визуальное запоминание дается лучше, чем зубрежка. Лучше всего день перед экзаменом посвятить просмотру шпаргалок, чтобы восстановить все в памяти... Тех, кто списывает на экзамене, всегда видно.

  4. Не позволяйте отрицательным эмоциям и стрессу захлестывать. Верьте в свои силы, чаще вспоминайте ситуации, когда вы были успешны, не забывайте своих достижений.

  5. Не бывает зря потраченных усилий, неуспех - это чаще всего недостаток приложенных сил. 

   6.Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

  1. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  8. Успокоительные препараты могут притуплять внимание и тормозят мыслительные процессы. По возможности обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

  9. Сон в последнюю ночь - обязательно! Ваш организм тоже должен подготовиться к экзамену - отдохнуть.

10. Конечно же этот период для вас очень напряжен: репетиторы, уроки.... Но все-таки, находите время для встреч с друзьями, «разгрузочные» дни никто не отменял. Очень хороши занятия типа аэробики, сходите иногда в тренажёрный зал, поиграть в волейбол. Физическая разрядка - первый и один из главных шагов для снятия напряжения эмоционального.

 
      

Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Специалисты по питанию утверждают:

 Орехи – благотворно влияют на работу мозга и укрепляют

нервную систему;        

 Морковь – улучшает память;

 Капуста – снимает стресс;

 Витамин С ( лимон, апельсин, киви) – освежает мысли и

облегчает восприятие информации;

 Клубника и бананы – помогут стать спокойнее;

 Креветки – позволяют сконцентрировать внимание;

 Шоколад – питает клетки мозга.

Желательно придерживаться режима питания, насколько это возможно.

КОГДА ОСТАЛОСЬ ТРИ ДНЯ...

  

Составь четкий план подготовки к экзаменам. Рассчитай дни и распределите темы по дням, но помни, что последний день должен быть посвящен повторению и обобщению пройденного материала. Обязательно чередуй отдых и занятия. 40 мин. работы, 15- перерыв. В перерыве лучше заняться механической работой, не «загружая» голову (помыть посуду, подмести пол и т.д.). Очень полезно в перерывах между занятиями проводить небольшие сеансы релаксации (расслабления). При подготовке наше внимание рассеивается, чтобы этого не происходило, убери все лишние предметы со стола. В комнате должен быть свежий воздух, по линии взгляда хорошо повесить картину или коллаж, где были бы желтый, голубой, фиолетовый - эти цвета повышают эффективность занятий. В комнате поставь сирень или зажги аромолампу с запахом цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияют на память. Включи спокойную фоновую музыку, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Дольше удержать внимание на изучаемом предмете помогает прием «5 шагов» - обзор, вопрос, изучение, пересказ, обзор.

   ШАГ 1. Вы просматриваете материал и бегло  читаете, чтобы получить общее представление о предмете. 

  ШАГ 2. Вы придумываете каждой теме, заголовок, если необходимо, каждому абзацу по одному вопросу (желательно их записать). 

   ШАГ 3. Вы внимательно читаете текст, по ходу чтения пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.

  ШАГ 4. Вы отвечаете на эти вопросы.

   ШАГ 5. Вы еще раз просматриваете материал, внимательно изучая трудные места.
  Если испытываешь сильное волнение перед экзаменом, попробуй также применить некоторые психологические методы. Один из них называется «Доведение до абсурда». Представь себе полный провал и неудачу, и так много раз. Доведи ситуацию в своем воображении до абсурда, и, когда придешь на настоящий экзамен, тебе будет намного легче.

   Одежда. Скромность, господа, скромность и опрятность. Пиджак, белая рубашка или блузка - оптимальный вариант и для девушек, и для юношей. Мобильники, золотые украшения и маникюр спокойно дождутся тебя дома.
 
Приметы. Книга под подушкой, монета под пяткой, вопль в форточку «Ловись, халява!» перед сном и мысленные проклятия близких) во время сдачи вами экзамена очень помогают... Особенно в сочетании с прочитанными учебниками, выученными формулами и врожденной грамотностью.

Перед экзаменом

  • И вот ты перед дверью класса. Успокойся!

Выполни дыхательные упражнения. Иди в класс. Чем больше ты  будешь оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

  • Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  • Входи в класс с уверенностью, что все получится.
  • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее, и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
  • Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
    - сядь удобно,
    - глубокий вдох через нос
    (4  секунд),
    -
    задержка дыхания (3-4 секунды).

-выдох через рот тонкой струйкой воздуха (6 секунд)

- задержка дыхания (3-4 секунды).

  • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
  • Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием.

Все получится!!!

Порядок во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Только черными чернилами!  Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а» и «д». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно информируют.
  • Необходимо сосредоточиться! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточится и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу.
  • Внимательно прочитай инструкцию к заданию, которое надо выполнить.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более четко и ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. При работе над хорошо знаемым вопросом у тебя подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор, если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
  • Сделай задание на черновике и только после проверки перенести ответы в бланк ответов ЕГЭ.
  • Если в бланке ответов не хватает клеточек для ответа, проверь задание ещё раз.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
  • Вспоминай! При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от того, что вам удастся вспомнить.

А) Ищите смысловые и структурные связи. Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.

Б) Используйте ассоциации. Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить  и  сам  материал,  необходимый  вам  для  ответа  на  задание.  Это  может  быть  и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Что делать, если устали глаза?        

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);        

— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

http://stat16.privet.ru/lr/0b0a2db700e1d17e5f32a3bf2df24c50



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога

по преодолению
трудной жизненной ситуации

 

  Большие несчастия
не бывают продолжительными,
а малые не стоят внимания.
 Д. Леббок

Человек страдает не столько от того,
что происходит, сколько от того,
как он оценивает происходящее.                                                                                        Монтень

    В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации.  Одни мирятся, и, приспосабливаясь, «плывут по течению». Кто - то замыкается в себе, и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность, предпочитает ее не замечать. Другие ищут выход с помощью действий, направленных на преодоление проблем и неприятностей.  Подростку труднее жить, чем взрослому, но, преодолевая свои жизненные трудности, он  взрослеет. Умение   человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече,  эти рекомендации.

  1. Умейте отвлечься от забот и неприятностей. 

Для этого необходимо помнить:

- как бы ни были велики   обрушившиеся на вас неприятности, учитесь

избавляться от гнета тяжелых мыслей (для чего обычно требуется помощь психолога);

- ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих;

- будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в «мировую катастрофу»;

- что бы ни случилось в жизни, помните – жизнь продолжается!                                                                                                                    2. Будьте требовательными прежде всего к себе!        

Для этого:

- не требуйте от других то, на что сами не способны;

- не ожидайте от других того, чего не можете дать сами;

- не будьте чрезмерно требовательны, ибо мера во всем – основа мудрости!

- не стремитесь переделать всех на свой манер;

- находите в человеке положительное и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.        

 3. Гнев – плохой советчик и негодный метод в отношениях        между людьми    
.
                C:\Documents and Settings\учитель\Мои документы\Downloads\Отрицание-и-непринятие-травмирующего-события.jpg

Для того чтобы избежать гнева:

- учитесь не доводить себя до гнева. Впадая в гнев, остановитесь, сделайте паузу;

- осмыслите всю ситуацию, которая привела
к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше других;

- вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями;

- лучшая разрядка для гнева – физическая
работа: разряжайтесь не словом, а трудом, творческой деятельностью.

4. Имейте мужество уступать, если вы не правы. 

Следует помнить:

- упрямство свидетельствует о капризности и незрелости человека;

- умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его;

- будьте самокритичны к своей точке зрения: не считайте свой взгляд всегда правильным, абсолютной истиной.

5. Мы – люди, и всем нам присущи недостатки.

  Каждому из нас требуется уяснить:

- нельзя быть совершенством во всем, каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб;

- не думайте, что вы лучше всех или хуже всех, обретите адекватную самооценку, не унижающую себя и других людей (здесь может помочь психолог).
6. Не носите в себе свое горе и не копите  неприятности!

Опыт человечества свидетельствует:

- не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем;

- ищите людей, способных вам помочь;

- будьте сами чуткими, милосердными и мудрыми.                                                             7. Формируйте салютогенное  мышление:

В любой ситуации ищите положительные моменты.     Ситуацию нужно:

- осознать

- принять

- иметь четкое убеждение о наличии собственных ресурсов для того, чтобы справиться с ней.

                                    Удачи вам!


rLCWigtjqo43730188_2047053_4881854e

                                                          "Стресс-тест"

   Чтобы выяснить, насколько вы близки к стрессу,  вам необходимо прочитать  утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом  свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процентные вычисления в жизненной ситуации

Итоговый урок в 6 классе по теме"Проценты"....

Жизненные ситуации на уроках

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка.Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательны...

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и  резким изменением паводковой обстановки в Томской о...