Мероприятие для учащихся образовательных организаций на тему: «Подросток в трудной жизненной ситуации. Что делать? Как поступить?»
учебно-методический материал по психологии (8 класс)
Мероприятие для учащихся образовательных организаций на тему: «Подросток в трудной жизненной ситуации. Что делать? Как поступить?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие для учащихся образовательных организаций на тему:
«Подросток в трудной жизненной ситуации. Что делать? Как поступить?»
В жизни каждого человека бывают трудные жизненные ситуации, когда невозможно самому справиться с собственными переживаниями и не видно выхода из сложившейся ситуации. Наверняка, твои друзья или ты сам сталкивался с такими проблемами. Возможно, ты сейчас находишься в трудном положении. В эти тяжелые моменты должен быть рядом понимающий человек, который готов выслушать и помочь разобраться в данной ситуации, но бывает иначе:
- остаешься один на один со своей бедой,
- переживаешь из-за чувства вины, беспомощности, одиночества, испытываешь страх, разочарование, растерянность и неуверенность в себе,
- не понимаешь, что происходит с тобой, тебе трудно понять, какие твои права нарушаются.
- мир просто рушится вокруг тебя.
С точки зрения закона это называется трудная жизненная ситуация, в которой невозможно жить нормально и которую не можешь исправить сам.
Твое положение может быть настолько тяжелым, что в голову могут приходить различные мысли о том, как невыносимо такое существование.
Остановись! Самые главные твои права на:
- жизнь;
- жизнь и воспитание в семье;
- уважение твоего человеческого достоинства;
- заботу со стороны родителей и государства;
- защиту от любого вида насилия и жестокости;
- на медицинское обслуживание и охрану здоровья;
- получение необходимого образования и др.
С рождения до 18 лет по всем российским и международным законам ты считаешься ребенком и поэтому имеешь особые по сравнению с взрослыми права, в том числе и на выражение своего мнения по любым вопросам, которые затрагивают твои интересы, и на участие в принятии решений, касающихся твоей жизни. Ты должен знать , что надо делать, чтобы не попасть в беду, и как оказать помощь другу.
Многие подростки не решаются обратиться за помощью к взрослым, потому что:
- стыдятся поделиться своими переживаниями с родителями или с чужим человеком ,
- не верят, что им смогут помочь,
- считают это признаком слабости.
В результате, попав в сложную ситуацию, ты будешь самостоятельно искать решение и часто поступать опрометчиво. Эти решения могут привести тебя совсем не туда, куда бы ты хотел.
Трудная жизненная ситуация это если:
- тебя обижают, унижают сверстники или взрослые…
- тебя запугивают или шантажируют, отнимают деньги или вещи…
- ты подвергаешься насилию в семье или школе…
- тебе кажется, что весь мир против тебя…
- ты не можешь разобраться в себе и своих чувствах…
- тебе кажется, что ты остался совсем один…
Правильное решение — немедленно рассказать о происходящем взрослым.
- Об этом должны узнать родители или взрослые, заботящиеся о тебе, которые обеспечат твою безопасность и помогут пережить случившееся, если ты не можешь сказать о случившемся родителям или они не предприняли меры.
- Могут помочь другие специалисты:
- юрист твоего образовательного учреждения или центра психолого-педагогического сопровождения, который вместе с тобой напишет соответствующее заявление в органы правопорядка и станет защищать твои законные права,
- психолог,
- социальный педагог.
ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ.
Ситуации семейного неблагополучия:
- Родители плохо следят за своим ребенком ( не кормят его, не интересуются, возвращается ли он домой ночевать, ходит ли он в школу, запирают его одного дома на несколько дней, не лечат, если он болен, не покупают ему необходимую одежду, школьные принадлежности, игрушки и пр.).
- Родители не заботятся о своем ребенке из-за болезни или длительных командировок, ребенок остается голодным, без лечения, не ходит в школу.
- Мама или папа потеряли работу и долго не могут найти новую, и в семье практически нет денег на все необходимые нужды.
- Ребенка эксплуатируют, то есть заставляют работать и у него не остается времени на школу, отдых или подготовку к урокам.
- Родители жестоко обращаются со своим ребенком - избивают его, постоянно ругаются, оскорбляют, в отношении к нему применяется сексуальное насилие.
- Родители приучают ребенка пить, принимать наркотики, заставляют воровать или попрошайничать на улице.
Если ты оказался в такой семье, важно понимать, что в твоих силах построить свою жизнь не так, как твои родители. Ты можешь жить достойно, самостоятельно строить свою судьбу и многого достичь. Сделать такой шаг непросто. Но если ты все-таки решил жить иначе, то стоит попробовать:
- поговорить с психологом или социальным педагогом в твоем образовательном учреждении или в центре психолого-педагогического сопровождения, или в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Они помогут тебе ответить на вопрос есть ли возможность на улучшение обстановки в семье?
- обратиться к специалистам органа опеки и попечительства по месту твоего проживания,
- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,
- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- к любым другим знакомым взрослым, которые помогут тебе обратиться в эти организации.
Для получения быстрой помощи, когда хочется выговориться после ссоры с родителями, обязательно позвони на телефон доверия.
Всероссийский Детский телефон доверия: 8–800–2000–122
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей (бесплатно, круглосуточно).
ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
- Проблемы общения со сверстниками.
Над тобой насмехаются, унижают, оскорбляют, ты чувствуешь себя отверженным среди одноклассников и не понимаешь, почему так к тебе относятся.
Ты пробовал разобраться в причинах плохого отношения к тебе? Может, что-то в твоем поведении делает тебя уязвимым или ты относишься к сверстникам с чувством превосходства? Или ты просто не умеешь сдерживать эмоции? Понять причину довольно сложно, и помочь в этом тебе могут взрослые.
В первую очередь об этом поговори с родителями.
- смогут дать хороший совет.
- поговорят с обидчиком или с его родителями, чтобы повлиять на поведение их ребенка.
- поговорят с классным руководителем или директором твоего учебного заведения.
- потребуют разобраться в сложившейся ситуации и, при необходимости, наказать обидчика.
Если родители не повлияли на ситуацию, ты можешь:
- обратиться к классному руководителю или в администрацию твоего образовательного учреждения. Они должны убедить обидчика, что такое поведение недопустимо. Образовательное учреждение не имеет права отмахнуться от твоей проблемы, так как Закон РФ «Об образовании» обязывает обеспечить уважительное к тебе отношение.
- обратиться к психологу или социальному педагогу в твоем образовательном учреждении или центре социальной помощи семье и детям. Они вместе с тобой разберутся в причинах твоих проблем и выработают такую стратегию твоего поведения, которая обязательно даст положительные результаты.
- Проблемы общения с учителем.
Причины конфликтов с учителем могут быть разными.
Но, несмотря на сложные отношения с учителем, ты должен получить образование. Это не только твое право, но и обязанность. Твоя задача — научиться разрешать конфликты. И учеба — важный этап получения этого опыта.
Конфликт связан с твоей низкой успеваемостью:
- Сначала о трудностях в усвоении материала расскажи родителям и классному руководителю;
- самостоятельно или вместе с классным руководителем и родителями поговори с учителем того предмета, по которому у тебя проблемы, и продемонстрируй искреннее желание наверстать учебную программу. Учитель поможет тебе в этом;
- если проблема с успеваемостью не разрешилась, то вместе с классным руководителем и родителями нужно обратиться к завучу по учебно-воспитательной работе или директору. Но, такая встреча не должна носить характер жалобы на учителя. Администрация окажет тебе содействие в организации дополнительных занятий.
Конфликт вызван неприязнью учителя к тебе:
- если причина конфликта — твой неблаговидный поступок, то нужно извиниться перед учителем, признать свою ошибку. Родители или психолог твоего образовательного учреждения помогут тебе сделать этот трудный шаг.
- если причина неприязни учителя непонятна, или, с твоей точки зрения, он относится к тебе несправедливо, то разобраться в конфликте тебе помогут родители и психолог школы или центра психолого-педагогического сопровождения. У психолога, не работающего в твоем образовательном учреждении, ты будешь чувствовать себя увереннее и спокойнее.
Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье — состояние полного душевного, физического и социального благополучия. В подростковом возрасте основной сложностью развития является быстрый темп происходящих изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, эмоциональной озабоченности, неудовлетворенности собой и окружающим миром, и реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.
ТРЕВОЖНОСТЬ — это эмоциональное состояние, склонность индивида к переживанию тревоги.
Тревожность характеризуется ощущениями напряженности, мрачными мыслями и предчувствиями. Состояние тревоги сопровождается и физиологическими реакциями организма. Тревожность может быть краткой реакцией на стресс, что в некоторых случаях даже полезно, но может и затянуться во времени, что оказывает серьезное негативное влияние на психологическое здоровье подростка.
Подростки часто попадают в ситуацию дискомфорта, эмоциональной озабоченности, неудовлетворенности собой и окружающим миром, и реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.
Физиологические маркеры тревожности:
□ усиление сердцебиения;
□ учащение дыхания;
□ увеличение минутного объема циркуляции крови;
□ возрастание общей возбудимости;
□ снижение порога чувствительности.
Психологические маркеры тревожности:
□ напряжение;
□ озабоченность;
□ нервозность;
□ чувство неопределенности; □ чувство грозящей опасности, неудачи;
□ невозможность принять решения и др.
Социальные маркеры тревожности:
□ беспомощность;
□ неуверенность в себе;
□ ощущение бессилия перед внешними факторами.
Если нужно срочно снять тревожное состояние у подростка.
1. «Контроль дыхания»
Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут.
- «5-4-3-2-1»
В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты может быть полезно расширить восприятие: это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Перечислите: пять вещей, которые можете видеть, четыре вещи, которые можете потрогать, три вещи, которые можете услышать, две вещи, которые можете обонять, и одну вещь, которую можете попробовать на вкус.
- «Проговаривание собственных эмоций»
Осознанное проговаривание собственных эмоций — действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Как можно более четко обозначьте и назовите эмоции, что вы испытываете.
Составила: социальный педагог МБУ ДО ГДДТ СП ЦППС – Бодрова Л. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.
Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/24/picture-258738-1369417785.jpg)
Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных си...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/16/picture-308211-1602872832.jpg)
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-391806-1414423881.jpg)
примерная модель организации работы по социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/22/picture-868928-1482429865.jpg)
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-220459-1363509186.jpg)
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-220459-1363509186.jpg)
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...