Мероприятие для учащихся образовательных организаций на тему: «Подросток в трудной жизненной ситуации. Что делать? Как поступить?»
учебно-методический материал по психологии (8 класс)

Мероприятие для учащихся образовательных организаций на тему: «Подросток в трудной жизненной ситуации. Что делать? Как поступить?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_podrostok_v_trudnoy_zhiznennoy_situatsii.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие для учащихся образовательных организаций на тему:

«Подросток в трудной жизненной ситуации. Что делать? Как поступить?»

В жизни каждого человека бывают трудные жизненные ситуации, когда невозможно самому справиться с собственными переживаниями и  не видно выхода из сложившейся ситуации. Наверняка, твои друзья  или ты сам  сталкивался с такими проблемами. Возможно, ты  сейчас находишься в трудном положении. В  эти тяжелые моменты должен быть  рядом  понимающий человек, который  готов выслушать и помочь разобраться в данной ситуации, но бывает иначе:

 - остаешься один на один со своей бедой,

-   переживаешь из-за чувства вины, беспомощности, одиночества, испытываешь страх, разочарование, растерянность и неуверенность в себе,

-  не понимаешь, что происходит с тобой, тебе трудно понять, какие твои права нарушаются.

- мир просто рушится вокруг тебя.

 С точки зрения закона это называется трудная жизненная ситуация, в которой невозможно жить нормально и которую не можешь исправить сам.

Твое положение может быть настолько тяжелым, что  в голову могут приходить различные мысли о том, как невыносимо такое существование.

 Остановись! Самые главные твои права на:

 - жизнь;

 - жизнь и воспитание в семье;

-  уважение твоего человеческого достоинства;

-  заботу со стороны родителей и государства;

 - защиту от любого вида насилия и жестокости;

  - на медицинское обслуживание и охрану здоровья;

-  получение необходимого образования и др.

С рождения до 18 лет по всем российским и международным законам ты считаешься ребенком и поэтому имеешь особые по сравнению с взрослыми права, в том числе и на выражение своего мнения по любым вопросам, которые затрагивают твои интересы, и на участие в принятии решений, касающихся твоей жизни. Ты должен знать , что надо делать, чтобы не попасть в беду, и как оказать помощь другу.

Многие подростки не решаются  обратиться за помощью  к взрослым, потому что:

-  стыдятся поделиться своими переживаниями с родителями  или  с чужим человеком ,

- не верят, что им смогут помочь,

-  считают это признаком слабости.

В результате, попав в сложную ситуацию, ты будешь самостоятельно искать решение и часто поступать опрометчиво. Эти решения могут привести тебя совсем не туда, куда бы ты хотел.

Трудная жизненная ситуация это если:

-  тебя обижают, унижают сверстники или взрослые…

- тебя запугивают или шантажируют, отнимают деньги или вещи…

-  ты подвергаешься насилию в семье или школе…

- тебе кажется, что весь мир против тебя…

- ты не можешь разобраться в себе и своих чувствах…

-  тебе кажется, что ты остался совсем один…

Правильное решение — немедленно рассказать о происходящем взрослым.

  1. Об этом должны узнать родители или  взрослые, заботящиеся о тебе, которые обеспечат твою безопасность и помогут пережить случившееся, если ты не можешь сказать о случившемся родителям или они не предприняли меры.
  2. Могут помочь другие специалисты:

-  юрист твоего образовательного учреждения или центра психолого-педагогического сопровождения, который вместе с тобой напишет соответствующее заявление в органы правопорядка и станет защищать твои законные права,

- психолог,

- социальный педагог.

ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ.

Ситуации семейного неблагополучия:

  1. Родители плохо следят за своим ребенком ( не кормят его, не интересуются, возвращается ли он домой ночевать, ходит ли он в школу, запирают его одного дома на несколько дней, не лечат, если он болен, не покупают ему необходимую одежду, школьные принадлежности, игрушки и пр.).
  2. Родители не заботятся о своем ребенке  из-за болезни или длительных командировок,  ребенок остается голодным, без лечения, не ходит в школу.
  3.  Мама или папа потеряли работу и долго не могут найти новую, и в семье практически нет денег на все необходимые нужды.
  4. Ребенка эксплуатируют, то есть заставляют  работать и у  него не остается времени на школу, отдых или подготовку к урокам.
  5.  Родители жестоко обращаются со своим ребенком -  избивают его, постоянно ругаются, оскорбляют, в отношении к нему применяется сексуальное насилие.
  6.  Родители приучают ребенка пить, принимать наркотики, заставляют воровать или попрошайничать на улице.

Если ты оказался в такой семье, важно понимать, что в твоих силах построить свою жизнь не так, как твои родители. Ты можешь жить достойно, самостоятельно строить свою судьбу и многого достичь. Сделать такой шаг непросто. Но если ты все-таки решил жить иначе, то стоит попробовать:

-  поговорить с психологом или социальным педагогом в твоем образовательном учреждении или в центре психолого-педагогического сопровождения, или  в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Они помогут тебе ответить на вопрос есть ли возможность  на улучшение обстановки в семье?

- обратиться к специалистам органа опеки и попечительства по месту твоего проживания,

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,

- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав,

-  к любым другим знакомым взрослым, которые помогут тебе обратиться в эти организации.

Для получения быстрой помощи, когда хочется выговориться после ссоры с родителями, обязательно позвони на телефон доверия.

Всероссийский Детский телефон доверия: 8–800–2000–122

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей (бесплатно, круглосуточно).

ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

  1. Проблемы общения со сверстниками.

Над тобой насмехаются, унижают, оскорбляют, ты чувствуешь себя отверженным среди одноклассников и не понимаешь, почему так к тебе относятся.

Ты пробовал разобраться в причинах плохого отношения к тебе? Может, что-то в твоем поведении делает тебя уязвимым или ты относишься к сверстникам с чувством превосходства? Или ты просто не умеешь сдерживать эмоции? Понять причину довольно сложно, и помочь в этом тебе могут взрослые.

В первую очередь об этом поговори с родителями.

-  смогут дать хороший совет.

- поговорят с обидчиком или с его родителями, чтобы повлиять на поведение их ребенка.

- поговорят с классным руководителем или директором твоего учебного заведения.

- потребуют разобраться в сложившейся ситуации и, при необходимости, наказать обидчика.

Если родители не повлияли на ситуацию, ты можешь:

- обратиться к классному руководителю или в администрацию твоего образовательного учреждения. Они должны убедить обидчика, что такое поведение недопустимо. Образовательное учреждение не имеет права отмахнуться от твоей проблемы, так как Закон РФ «Об образовании» обязывает обеспечить уважительное к тебе отношение.

- обратиться к психологу или социальному педагогу в твоем образовательном учреждении или центре социальной помощи семье и детям. Они  вместе с тобой разберутся в причинах твоих проблем и выработают такую стратегию твоего поведения, которая обязательно даст положительные результаты.

  1. Проблемы общения с учителем.

Причины конфликтов с учителем могут быть разными.

Но, несмотря на сложные отношения с учителем, ты должен получить образование. Это не только твое право, но и обязанность. Твоя задача — научиться разрешать конфликты. И учеба — важный этап получения этого опыта.

Конфликт связан с твоей низкой успеваемостью:

- Сначала  о трудностях в усвоении материала расскажи родителям и классному руководителю;

- самостоятельно или вместе с классным руководителем и родителями поговори с учителем того предмета, по которому у тебя проблемы, и продемонстрируй искреннее желание наверстать учебную программу. Учитель поможет тебе в этом;

- если проблема с успеваемостью  не разрешилась, то вместе с классным руководителем и родителями нужно обратиться к завучу по учебно-воспитательной работе или директору. Но, такая встреча не должна носить характер жалобы на учителя. Администрация окажет тебе содействие в организации дополнительных занятий.

Конфликт вызван неприязнью учителя к тебе:

- если причина конфликта — твой неблаговидный поступок, то нужно извиниться перед учителем, признать свою ошибку. Родители или психолог твоего образовательного учреждения помогут  тебе сделать этот трудный шаг.

- если причина неприязни учителя непонятна, или, с твоей точки зрения, он относится к тебе несправедливо, то разобраться в конфликте тебе помогут родители и психолог школы или центра психолого-педагогического сопровождения. У психолога, не работающего в твоем образовательном учреждении, ты будешь чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье — состояние полного душевного, физического и социального благополучия. В подростковом возрасте основной сложностью развития является быстрый темп происходящих изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, эмоциональной озабоченности, неудовлетворенности собой и окружающим миром, и реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

ТРЕВОЖНОСТЬ — это эмоциональное состояние, склонность индивида к переживанию тревоги.

Тревожность характеризуется ощущениями напряженности, мрачными мыслями и предчувствиями. Состояние тревоги сопровождается и физиологическими реакциями организма. Тревожность может быть краткой реакцией на стресс, что в некоторых случаях даже полезно, но может и затянуться во времени, что оказывает серьезное негативное влияние на психологическое здоровье подростка.

Подростки часто попадают в ситуацию дискомфорта, эмоциональной озабоченности, неудовлетворенности собой и окружающим миром, и реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Физиологические маркеры тревожности:

□ усиление сердцебиения;

□ учащение дыхания;

□ увеличение минутного объема циркуляции крови;

□ возрастание общей возбудимости;

□ снижение порога чувствительности.

Психологические маркеры тревожности:

□ напряжение;

□ озабоченность;

□ нервозность;

□ чувство неопределенности; □ чувство грозящей опасности, неудачи;

□ невозможность принять решения и др.

Социальные маркеры тревожности:

□ беспомощность;

□ неуверенность в себе;

    □ ощущение бессилия перед внешними факторами.

Если нужно срочно снять тревожное состояние у подростка.

1. «Контроль дыхания»

Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте  глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут.

  1. «5-4-3-2-1»

В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты может быть полезно расширить восприятие: это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Перечислите: пять вещей, которые можете видеть, четыре вещи, которые  можете потрогать, три вещи, которые  можете услышать, две вещи, которые  можете обонять, и одну вещь, которую  можете попробовать на вкус.

  1. «Проговаривание собственных эмоций»

Осознанное проговаривание собственных эмоций — действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Как можно более четко обозначьте и назовите эмоции, что вы испытываете.

Составила: социальный педагог МБУ ДО ГДДТ СП ЦППС – Бодрова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях

В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения  у детей с ограниченными возможностями  в опасных и трудных жизненных си...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...