Занятие с целью профилактики дезадаптации для учащихся пятых классов "Родник моей души".
методическая разработка по психологии (5 класс)

Балунда Александра Францевна

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - труднейшим периодом школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет. С целью профилактики дезадаптации было разработано данное  занятие для учащихся пятых классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДНИК МОЕЙ ДУШИ

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - труднейшим периодом школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.                       С целью профилактики дезадаптации было разработано данное занятие для учащихся пятых классов.

Цель: Формирование адекватной самооценки, позитивного образа “Я” и развития навыков общения.

Задачи:

  1. Развивать позитивное самовосприятие, коммуникативные навыки и навыки самоанализа у учащихся.
  2. Содействовать сплочению группы.
  3. Воспитывать толерантность.

Оборудование: музыка для релаксации, бумага для рисования, мелки, фломастеры, листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ, бланки “телеграмм” с именами всех участников группы (для каждого участника).

Ход урока

1. Энергизатор.

Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.

Упражнение “Рукопожатие или поклон”.

- Ребята, у разных народов приняты разнообразные жесты приветствий. Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя эти ритуалы.

Варианты приветствия:

  • Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
  • Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
  • Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
  • Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
  • Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Группе предлагается образовать круг. Один из участников начинает “круг знакомств”: выступает на середину и приветствует партнёра стоящего справа. Потом идёт по часовой стрелке и поочерёдно приветствует всех членов группы. В ходе выполнения этого упражнения поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, учащимся будет интересно по-разному здороваться с одноклассниками. В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями.

Упражнение “Золотой стул”.

Все ученики класса по очереди садятся на “золотой стул”. Про того, кто сидит, все говорят только хорошее.
Что чувствовали, когда сидели на стуле? Приятнее слушать или говорить? Что нужно сделать, чтобы человек не забывал, какой он хороший?

2. Работа по теме.

Психолог просит учащихся ответить на вопросы:

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
  • Нужно ли учиться общению?
  • Как вы считаете, для чего это нужно?
  • Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?

В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания и рефлексии.

Упражнение “Моя вселенная” (приложение 1).       

Цель: Способствовать позитивному самовосприятию.

На листе формата А 4 учащиеся на “планете” пишут букву “Я”. Вокруг этой планеты на звёздах, отвечают на предложенные вопросы:

1. Мои способности

2. Какие фильмы я люблю смотреть

3. О чём я мечтаю

4. О чём мне приятно вспоминать

5. Какой у меня характер

6. Мое настроение

7. Что у меня получается лучше всех

8. Чем я люблю заниматься больше всего

9. Кем я хочу стать

10. Что меня тревожит

11.  Как я отношусь к себе

Психолог подводит учащихся к выводу, что“звёздная карта” каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.

Упражнение “Ярмарка достоинств” (приложение 2)

Цель: Формировать адекватную самооценку.

Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ. Психолог предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, или написать достоинства, которыми он мог бы поделиться. На другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотели бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников, и они становятся посетителями “Ярмарки”. Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или продать. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не обойдёт и не прочитает все возможные варианты купли-продажи. Затем проводится обсуждение:

  • Что удалось купить?
  • Что удалось продать?
  • Что было легче купить или продать? Почему?
  • Какие качества продавались?
  • Какие качества хотели купить многие? Почему?
  • Какие качества вы не смогли продать или купить?
  • После обсуждения психолог подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

Вывод: Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. (В.О.Ключевский). 

Пробуждение (релаксация под музыку).

“Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.                                                         Опадают последние листья с деревьев … Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.                                                                    Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.                                                                                        Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.                                                                                                               Оно продолжает расти и теперь ему не страшны ни дождь, ни ветер”.

3. Итог урока.

Упражнение “Телеграмма” (приложение 3)

Цель: Формирование навыка позитивного восприятия друг друга.

Психолог раздаёт бланки “телеграмм” с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нём сказать. После выполнения задания психолог собирает телеграммы и читает послания. Адресаты, получив сообщение, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

4. Рефлексия      

Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Упражнение «Цветочная поляна» (приложение 4)

- Давайте оценим наше занятие: у каждого на столе лежит три цветочка (красный, желтый, синий). Если вам очень понравилось, то посадите на полянку красный цветочек, если просто понравилось, то посадите желтый цветочек, а если не понравилось – синий цветочек.                              Упражнение проходит под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский Вальс цветов)                                                                                                                                                            

Литература:

1. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.

2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.

      (приложение 1)

    (приложение 2)   

ПРОДАЮ

ПОКУПАЮ

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

ПРОДАЮ

ПОКУПАЮ

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Статья "Профилактика школьных рисков и дезадаптации среди учащихся".

В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.Основной целью про...

Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ

Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Тренинг с учителями по профилактике эмоционального выгорания «В сказочном царстве моей души»

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов....

Развитие коммуникативных компетенций у школьников с ОВЗ с целью профилактики и коррекции психоэмоциональной, социальной дезадаптации.

В современной школе, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше, - учителя, воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи могут и...