Развитие коммуникативных компетенций у школьников с ОВЗ с целью профилактики и коррекции психоэмоциональной, социальной дезадаптации.
статья

Синепольская Юлия Станиславовна

В современной школе, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше, - учителя, воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи могут и должны использовать в своей работе с детьми элементы игровой психотерапии.

Одной из составляющих игровой психотерапии является психогимнастика, основная цель которой – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных компетенций у школьников с ОВЗ с целью профилактики и коррекции психоэмоциональной, социальной дезадаптации.

    В современной школе, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше, - учителя, воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи могут и должны использовать в своей работе с детьми элементы игровой психотерапии.

    Одной из составляющих игровой психотерапии является психогимнастика, основная цель которой – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. На своих уроках я использую элементы писихогимнастики, так как они направлены на коррекцию и улучшение дружеских взаимоотношений, развивают социально одобряемые личностные качества детей, что очень важно для развития их эмоционального здоровья. Нарушение взаимоотношений может быть следствием двигательной расторможенности, неумения словесно общаться. Для снижения двигательной расторможенности используются элементы танцевальной терапии, где учащиеся под приятную музыку могут потанцевать, как умеют и как хотят. Это дает возможность расслабиться, освободить энергию, почувствовать себя членом группы.

    Практически на каждом уроке метапредметной целью является развитие коммуникативных компетенций у ребят с ограниченными возможностями здоровья, личностной - воспитание позитивных моральных черт через ознакомление с правилами и нормами поведения в группе и в общественных местах в процессе общей деятельности с целью профилактики и коррекции социальной дезадаптации. Так проигрывание и разбор жизненных ситуаций, тренировка разных форм приветствия обогащают опыт установления контакта, помогают стать коммуникабельным.

    Упражнение «Формы приветствия».

    -Вспомним, какими словами мы приветствуем друг друга при встрече. Каким нужно быть при этом: доброжелательным, с улыбкой. Но не всегда друг рядом, так, что можно подойти. Если человек далеко, а кричать нехорошо, то как можно с ним поздороваться: помахать рукой, кивнуть головой (разбор ситуации, инсценировка). Если ты заходишь, а друг занят работой (вышивкой, рисованием) – поздороваться можно, торкнувшись за плечо. Как здороваются мужчины, мальчики (рукопожатием).

    Тренировка в разных формах приветствий, которые наиболее понравились, запомнились.  

    Моделирование ситуаций из жизни «Приветствие в семье».

    Представьте себя членами одной семьи (роли: папа, мама, бабушка, дедушка, сестры, братья).

    Все по очереди возвращаются домой, где ждет бабушка и маленькая сестричка. Вы видели в фильмах, читали в книжках, как здороваются люди друг с другом. Как относятся друг к другу родные люди. Проявить чувство любви, радости, приязни, внимания, заинтерисованности.

    Этическая беседа и проигрывание ситуаций

    - Почему важно в семье уважать и любить друг друга?

    - Как можно проявлять свою любовь к братьям и сестрам, родителям?

    - Как нужно себя вести, чтобы не огорчать тех, кто тебя любит?

    - Как нужно себя вести, когда ты виноват?

    - Что вам нравится в семьях, что – нет?

    - Какого мужа или жену вы хотели бы? Почему?

    - Каким мужем или женой вы хотите быть?

    - Какого ребенка вы хотели бы?

    Во время речевой разминки попросить учащихся сказать с разными чувствами слово или имя (весело, грустно, со злостью).

    У значительной части детей с задержкой психического развития интеллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленная нарушениями так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности. Нехватка положительных эмоций отрицательно влияет на весь ход развития личности школьников с патологией. Поэтому игры, вызывающие позитивные эмоции, должны быть на каждом уроке. Это игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия: «Что изменилось?», «День и ночь», «Исправь ошибку», «Собери букву (картинку)». Снимать нервно-психическое напряжение можно посредством обучения двигательных игр, психогимнастических этюдов.

    Двигательная игра «Лес»

    Дети получают значки-роли: солнышко, тучки, деревья, зайчик, птички.

    Разыгрывается сценка: в лесу солнечно, птички летают, зайчики прыгают, деревья подняли веточки и качают ими – радость; вдруг налетел ветер, вылетели тучки, начался дождь – деревья пригнулись, птички и зайчики спрятались под деревья, деревья закрывают их – страшно, грустно; затем снова засветило солнышко – радость (2-3 раза).

    Этюды на развитие коммуникативной стороны речи позволяют учащимся пережить, прочувствовать, самостоятельно выработать правила общения.

    Коммуникативное упражнение «Как лучше общаться друг с другом»

    Учитель: «Сейчас мы разделимся на пары и поговорим о своих любимых игрушках, повернувшись друг к другу спиной. Приготовьтесь, начинаем беседу.

    Через одну минуту дети рассказывают о мультфильмах, один – сидя, другой – стоя. Через минуту предлагается поговорить, сидя лицом друг к другу.

    Во время обсуждения упражнения определяем, в каком положении было лучше общаться.

    Запоминаем, что лучше общаться на одном уровне. Если сидишь, то и другу предложи присесть. Если стоит собеседник, то и тебе лучше встать и т. д. Проигрывание разных вариантов ситуаций.

    Этюды – драматизации и проигрывание жизненных ситуаций способствуют формированию здоровых установок на жизнь и деятельность.

    Драматизация и этическая беседа по сказке «Колосок»

    Дети вспоминают или читают содержание сказки, проигрывают сюжет и обсуждают идею сказки.

    - Кто жил в домике?

    - Чем занимались мышата?

    - Что делал петушок? Для кого он молотил муку, пек хлеб?

    - Кто из животных вам понравился и почему?

   Размышляют на тему:

    - Как правильно проводить свое время?

    - Какое вы принимаете участие в общественно–полезном труде? (Дежурство, самообслуживание.)

    - Про кого эта пословица: «Кто не работает, тот не ест».

    Обучению вежливости во взаимоотношениях поможет тренинг уверенного поведения под условным названием «Дружеские взаимоотношения». Моделируются разные ситуации и способы их решения:

    - ты видишь несколько детей, которые играют вместе, и хочешь поиграть с ними;

    - ты не понял задачу или пример на уроке и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе еще раз;

    - твой друг одолжил у тебя деньги, взял книжку или игрушку, а они тебе нужны.

    Проигрывая и обсуждая такие ситуации, школьники приходят к выводу, что лучше, когда мы высказываем свои требования или пожелания четко и дружески. Это можно сделать так: смотрим человеку в глаза, говорим спокойно и уверенно, начинаем с того, что нам нужно: «Я хочу…», «Мне нужно…».

    Снимать напряжение можно с помощью релаксационных упражнений: «Солнечный зайчик».

    Учитель: «Дети, представьте себя на лесной поляне. Мы легли на мягкую травку и смотрим на небо. Солнышко посылает нам своих зайчиков – и они бегают по лицу. Вот попал зайчик вам в глаза. Зажмурьте их сильно. А теперь попробуйте поймать и погладить зайчика: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке, на шее, на животике. Вдруг он залез за воротник. Погладьте его и там. Он любит вас и ласкает, а вы погладьте его и подружитесь с ним».

Выход из расслабленного состояния.

    Используя, таким образом, элементы психогимнастики, детям становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера - уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются невротические проявления - неуверенность, страхи, опасения. А когда изучение предмета происходит в особой обстановке (оформление класса или уголка соответственно), где окружающие ребенка предметы помогают перевоплотиться, - он становится непосредственным его участником, что вызывает интерес и желание активно участвовать во всем происходящем на уроке.

Список литературы

    1. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч.-Т.2.-М.,1987.

    2. Карпенко З. С. Експресивна психотехнiка для дiтей.- К.: НПЦ Перспектива, 1997.

    3. Лурия О. Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979.- 319с.

    4. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 158с.

    5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. – 191с.

    6. Хухлаева О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. – М., 2001.

   

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции у школьников

Презентация и доклад  по теме на МО....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...