Развитие коммуникативной компетенции у школьников
презентация по физике на тему

Презентация и доклад  по теме на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_kommunikativnoy_kompetencii_u__shkolnikov.zip32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции у  школьников

(по материалам Интернет)

Попов А.С. МОУ «Бурановская сош»

В последние годы в российской педагогике все больше употребляются термины «компетентность» и «компетенция» для описания результатов образования, т.е. того внутреннего багажа, которым должен обладать выпускник школы или вуза.

Тем не менее, не каждый учитель средней и высшей школы сможет дать четкое определение этим понятиям, объяснить разницу между ними, раскрыть возможности их полезного применения на практике, в своей ежедневной работе.

Толковый словарь русского языка Ожегова дает возможность сравнить эти слова, определяя компетентность как осведомленность, авторитетность, а компетенцию как 1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; и 2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений

Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Именно она предоставляет наибольшие возможности для личностного и социального самоопределения. В самом широком смысле компетентность человека в общении – это одновременно его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии. Коммуникативную компетентность определяют как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Психологи понимают под коммуникативной компетентностью способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, т.е. это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

На первом этапе внедрения компетенионного подхода к обучению, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

- планирование действий и времени;

  1. оценка результатов своей деятельности и т.д.

Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:

  1. умение общаться со взрослыми – вступать в диалог,
  2.  задавать вопросы и отвечать на них;
  3. умение вести дискуссию;
  4. умение отстаивать свою точку зрения;
  5. навыки монологической речи.

Считается, что наибольший эффект приносит модульное обучение, когда учащиеся встречаются с заранее предсказуемыми этапами (модулями) учебной деятельности: вводная лекция, решение задач, экспериментальная часть, контроль знаний.

На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание «Стрелками укажи связи между терминами и определениями» или «Составь свой словарь новых понятий».

Когда учитель демонстрирует вывод формулы, ученики выполняют задание «Установите логическую последовательность действий при выводе закона». При рассмотрении практической значимости того или иного закона или явления, ученикам предлагается сформулировать недостающие в карточке вопросы или ответы.

Работая с текстом учебника, учащиеся самостоятельно выбирают уровень вопросов: от стандартных - до наиболее сложных, предполагающих глубокое понимание изучаемого материала.

На уроке, посвященном обучению решения задач, ученики не копируют готовые решения с доски, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем применяют его самостоятельно. Во время самостоятельного решения задач предлагаются многоуровневые карточки каждому ученику, предусматривающие самопроверку решения той или иной задачи; выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему. Деятельность учащихся осуществляется в группах по 4 человека, что позволяет им во время работы консультироваться у более сильных и консультировать сами тех, кто пока слабее их разобрался в данном вопросе.

Научно-практическая конференция, входящая в модуль, предполагает творческие многоуровневые домашние задания. Например, можно подготовить небольшое сообщение по одной из предложенных тем, можно приготовить демонстрацию того или иного явления или закона, а можно заняться поиском решения творческой или экспериментальной задачи. Каждый ученик выбирает и выполняет, то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Можно выполнить сразу несколько заданий, если данная тема вызвала повышенный интерес.

Используются также разнообразные формы контроля знаний на каждом этапе и на каждом занятии: промежуточного, текущего, итогового. Такие как тест «да-нет», метод аналогий, разноуровневые тесты с выбором ответа или требующие дать развернутое решение.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.

Другим методом, позволяющим активно развивать коммуникативные компетенции, является организация проектно-исследовательской деятельности школьников.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия .

Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд-шоу, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции , под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений».

Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), учились отстаивать свою точку зрения

Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся


правила говорящего:


-логично строю речь


-ясно излагаю мысли


-не теряю «нити» разговора


-правильно и красиво говорю


-владею интонацией


-умею варьировать темп речи


-владею вниманием слушателей


-не употребляю слов-сорняков 



правила читающего:


-читаю быстро (скорость чтения)


 -понимаю прочитанное


-умею пользоваться библиотекой


-читаю художественную литературу


-умею вести записи 






правила работы с информацией:



способы формирования умственных действий:


-уметь слушать


-уметь находить информацию


-уметь читать


-уметь к онспектировать


-уметь понимать


-уметь запоминать


-доказательство, аргументирование 


-выделение главного


-анализ и синтез


-обобщение, абстрагирование


-индукция и дедукция


-классификация


-логическое мышление


-творчество, исследование 


Итак, для развития коммуникационных компетенций у школьников целесообразно использовать такие методы обучения как модульное и проектно-исследовательское, где работа учащихся организованна групповым способом.

Обратите внимание на свою преподавательскую деятельность, коллеги. Разве кто-то из вас не организует работу учащихся групповым методом? Разве вы не используете различные способы опроса, воспитывающие у учеников умение отстаивать свою точку зрения, разве не применяете разноуровневые и творческие задания? У каждого из вас они есть на вооружении и весь вопрос только в том, насколько эффективно мы используем это наше «оружие».

Но самое главное, к чему я хотел бы вас подвести, - каждый из нас с чистой совестью в заявлении на аттестацию может написать «владею методикой развития коммуникационных компетенций у школьников».

Использованные ресурсы:

  1. Антонова Я.О. учитель английского языка и зарубежной литературы МОУ СОШ №49 г.Белгорода   http://pedsovet.org/forum/topic4279.html
  2. Коммуникативная компетентность и компетенции – что это такое и зачем они нужны современному специалисту?   http://referatt.blogspot.com/2009/06/blog-post_24.html
  3. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.  http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm
  4. Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3 Часовских И.П. МОУ СОШ № 3 (г. Петушки) Владимирской области Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу  http://www.openclass.ru/io/3/chasovskikh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...