Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений для подростков 12-14 лет
учебно-методический материал по психологии (6, 7, 8 класс)

Программа тренига направлена на развитие общительности, преодорлении коммуникативных барьеров и комплексов, повышении уверенностив себе и формировании умения сотрудничать у обучающихся подросткового возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Автор–составитель: педагог-психолог
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Средняя школа №22»
Дашкина Евгения Васильевна

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений для подростков 12-14 лет

  1. Пояснительная записка.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема коммуникативных отношений с окружающими людьми.  

Коммуникативные навыки — это, по сути, умение эффективно общаться. Это способность понимать, что имеет в виду собеседник, и быть понятым им, умение договариваться, достигать своей цели через общение. Этот вид навыков выполняет множество важных функций в развитии личности: Обеспечивает психологический комфорт.

Актуальность работы заключена в первостепенном значении коммуникативных навыков и умений в жизни любого человека, тем более подростка. Так как подростковый возраст – временной период, когда закладываются основы будущей взрослой жизни в обществе.

Так как для подростков очень важно наладить правильную коммуникацию со сверстниками. Ведь отсутствие такой коммуникации становится причиной глубоких переживаний. Это может сказаться на здоровье и на учебе, а также повлиять на возникновение девиантных форм поведения. В общении с ровесниками формируется самоидентификация личности. Умение эффективно общаться помогает избегать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов и работать продуктивнее.

Для того, чтобы помочь подросткам преодолеть возможные трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане является тренинг.

Цель тренинга:

  1. Преодолеть коммуникативные барьеры, комплексы личности возникающие в процессе общения;
  2. Повышение уверенности в себе;
  3. Формирование умения сотрудничать.

Задачи тренинга:

  1. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. Овладение навыками эффективного слушания;
  3. Выявление наиболее эффективных способов начала общения, поиск путей и тренировка навыков поддержания контакта;
  4. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
  5. Тренировка конструктивных способов выхода из конфликтного взаимодействия.
  6. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

II.Содержание программы

В основе содержания программы лежат следующие педагогические идеи: 

  • субъективности: программа составлена с учетом индивидуальности, мотивационной направленности и творческой активности обучающихся;
  • кооперация действий: создает безопасное пространство, способствующее самопознанию, самообучению, самовыражению и самоопределению обучающихся на основе совместной деятельности и ее экспертизы;
  • стратегии собственной жизни: формирование умения прогнозировать будущее, разрешать свои проблемы самостоятельно и нести полную ответственность за свои поступки.

Структура тренинга:

  • Подготовительный этап - установление положительного безопасного психологического климата в группе. Принятие правил работы.
  • Основной этап – проработка ситуаций, требующих исполнения определенных умений и навыков (уверенная речь, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения, умение слушать, умение обратится к сверстнику с просьбой, умение ответить отказом на чужую просьбу и т.д.).
  • Рефлексивный этап – завершение тренинга, проведение рефлексии и диагностики.

Структура одного занятия:

Знакомство - Разминка - Тема занятия - Групповые упражнения- Выводы и рефлексия.

Форма работы:

Выбор групповой формы работы обусловлен возрастно-психологическими особенностями подросткового возраста и спецификой строения взаимоотношений: являясь ядром конкретной личности и аспектом внутреннего мира человека, коммуникативность формируется в ходе общения с окружающими людьми и определяет успешность и эффективность социального взаимодействия человека.  Возможность сравнить себя с окружающими, получить обратную связь от сверстников будет стимулировать самопознание, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Групповая форма работы реализуется в форме занятия с элементами тренинга.

III. Принципы программы.

В работе тренинга используются традиционные принципы групповых тренингов, способствующие включению детей в работу и развитию их коммуникативных навыков.

  • Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятии в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для подростков, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
  • Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь другим участникам и ведущему, а также принимать ее.
  • Принцип самопознания. В содержании занятия предусматриваются упражнения, помогающие самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений подросток имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.
  • Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом создаются условия для равноправного межличностного общения участников на занятиях.
  • Принцип активности. Предполагается активность участников тренинговой группы. В тренинге подростки вовлекаются в специально разработанные действия, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.
  • Принцип исследовательской творческой позиции. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, свои личные ресурсы, возможные особенности. Для этого в тренинге используются ситуации, позволяющие членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
  • Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Целевая аудитория: подростки 12-14 лет.

Количественный состав: до 20 обучающихся с недостатком коммуникативных навыков.

Продолжительность: 1 час.

Условия проведения: просторное помещение.

Материально-техническое обеспечение: канцелярские принадлежности, столы, стулья, бумага, маркеры, ручки, цветные карандаши, смайлики для рефлексии, рефлексивный мячик.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение степени психологических барьеров при взаимодействии с окружающими;
  • Развито умение сотрудничать и вступать в контакт;
  • Проявление уверенность в себе;
  • Расширены знания и представления подростков о себе;
  • Сформировано стремление к самопознанию и саморазвитию;
  • Актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.

IV.Содержание тренинга

        Коммуникативный тренинг содержит в себе 3 занятия которые проходят 1 раз в неделю. Каждое занятие состоит из специально подобранных упражнений и игр в парах. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении – подведение итогов.

Для оценки результатов работы по программе проводится входная и выходная диагностика; наблюдение психолога за изменениями в поведении, словах обучающихся, способах разрешения трудностей каждого ребёнка.

Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения показателей по следующим методикам:  

  1. Анкета оценки эффективности тренинга (И. Головатенко);
  2. Шкала уверенности в себе Рейзаса, RAS;
  3. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).

Занятие 1

Цель: Знакомство участников друг с другом и создание благоприятной обстановки для личностного caмораскрытия.

Ход занятия:

1.Знакомство участников группы с целью тренинга и принятие правил тренинга.

2.Знакомство участников группы друг с другом.

3.Проведение упражнений.

4.Подведение итогов, обсуждение занятия.

Упражнение № 1. «Алексей, апельсин, Амстердам»

Цель: знакомство участников группы.

Ход упражнения: Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу. Каждый из участников по очереди представит себя группе с помощью 3 слов:

первое слово – его имя,

второе – блюдо которое он любит,

заключительное слово – название города.

Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

После того, как все выполнят это упражнение, тренер предлагает обсудить это упражнение. Вопрос для обсуждения: Легко ли вам было выполнить это упражнение?

Упражнение № 2 "Самопрезентация"

Цель упражнения: умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Ход упражнения:

  1. Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

  1. По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации.

Упражнение № 3. «Путаница»        

Цель упражнения: Преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде, тренироваться в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию.

Ход упражнения:

В ходе игры тренер ведет две роли:

1. поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

2. стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнить это упражнение?

Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Упражнение № 4. «Я тебя понимаю».
Цель упражнения: снятие коммуникативных барьеров. Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений. Описание упражнения: каждый член группы выбирает себе партнёра и затем в течение2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чьё состояние описывает партнёр, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Оба партнёра вправе комментировать высказывания друг друга.

Подведение итогов. Вопросы для обсуждения:

  1. Был ли полезным данный тренинг?
  2. Что вы поняли для себя в процессе работы?
  3. Вы в себе почувствовали изменения?

Занятие 2

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Ход занятия:

1.Проведение упражнений.

2.Подведение итогов, обсуждение занятия.

Упражнение № 1. «Три закона общения»

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

Ход занятия: Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да».

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет».

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляне.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача - понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

В течение определенного времени команды объясняются при помощи невербальных жестов, пытаясь прояснить ответ на вопрос.

Вопросы для обсуждения: Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило? Вопросы к «землянам»: Что помогло группе прийти к решению? Что бы вы сделали по-другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Упражнение № 2. "Завершение предложения"

Цель: развитие коммуникативной компетенции.

Ход занятия:

Ведущий вызывает четыре добровольца. Они отсаживаются в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам.

После нескольких таких рассказов проводится обсуждение:

- Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?

- Может быть, у непосредственных участников упражнения возникли какие-то свои находки?

Упражнение № 3. «Путаница»        

Цель упражнения: Преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде, тренироваться в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию.

Ход упражнения:

В ходе игры тренер ведет две роли:

1. поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

2. стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнить это упражнение?

Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Занятие 3

Цель: развитие навыков понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Упражнение № 1. «Вслепую через лабиринт»

Цель упражнения: Обучить подростков находить взаимопонимание с людьми в ситуации, когда необходимо руководить ими, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Ход упражнения:

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом.

Тренер: Вам необходимо разбиться на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй, находясь на другой стороне, руководит его движениями. Потом вы меняетесь ролями.

После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Вопросы для обсуждения: Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

Упражнение № 2. "Речевая машина"

Цель: развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.

Ход занятия:

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Им сообщается, что они сейчас все вместе будут рассказывать сказку "Колобок". Один доброволец отвечает за существительные, местоимения и имена собственные (лес, он, Колобок и др.) Другой отвечает за глаголы и деепричастия (идет, идя и др.). Третий - за прилагательные и причастия (злой, идущий и др.). Четвертый - за все остальные слова (предлоги, союзы, частицы, числительные, наречия).
  Ведущий дает команду, участники рассказывают сказку. Остальные наблюдают.

  В конце проводится обсуждение:

 -Каковы впечатления непосредственных участников?
-Каковы впечатления наблюдателей?
 -Почему так сложно говорить вместе?
  - Если бы всегда было так тяжело говорить, не стали бы люди больше молчать?

Упражнение № 3. «Испорченный телефон»

Цель упражнения: Показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций.

Ход упражнения: Тренер говорит, что нужны добровольцы 4 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Тренер достает лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине:

1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы);

2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация.

Тренер спрашивает: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату, но только без слов, а жестами и мимикой». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали, и им самим было интересно). Тренер говорит: «Смотри и запоминай». Затем вызывает первого из очереди за дверью и говорит ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему». Последний участник должен словами описать ситуацию, которую перед ним изображали.

  Участникам предлагается по очереди озвучить карточки с текстом, приготовленные заранее. При этом можно брать слова автора, можно - слова персонажей. Количество слов на карточке: 10-20. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что, получив карточку в руки, первым делом надо прочитать ее, продумать интонацию и только потом озвучить. Озвучив, участник оставляет пока карточку у себя.
После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Подведение итогов. Вопросы для обсуждения:

  1. Был ли полезным данный тренинг?
  2. Что вы поняли для себя в процессе работы?
  3. Вы в себе почувствовали изменения?

Всем спасибо за активное участие!

Используемая литература

  1. Анн Л.Ф Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007.
  2. Макартычева Г.И Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведение. СПб, 2007.
  3. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
  4. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. –         Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
  5. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.– СПб.: Питер, 2006. – 224с.
  6. Мартыненко Ю. Познай себя и сделай первый шаг // Эл. ресурс. Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900413
  7. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 2000.
  8. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=777.
  9. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.touching.ru/content/1086.
  10. Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П. Тренинг
  11. коммуникативных компетентности для подростков: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков и умений. 9 класс

Развитие коммуникативных навыков и умений. 9 класс...

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллекту...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков...

Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"

Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...

Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков

Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков  и умений у подростков...