Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"
методическая разработка по психологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Пирогова Ольга Дмитриевна

Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.

Основная задача тренингового занятия - обучение конструктивным навыкам коммуникации и взаиомдействия с окружающими людьми, а также формирование основных навыков межличностного общения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Пирогова Ольга Дмитриевна, педагог-психолог

ГБОУ Гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга

Тренинговое занятие на тему:

МОЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, формирование конструктивных форм общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков участников тренинга;
  • создание положительного эмоционального фона в группе;
  • сплочение группы;
  • преодоление коммуникативных барьеров;
  • развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми.

География: Общеобразовательные учреждения, колледжи, ВУЗы.

Целевая Аудитория: подростковый и юношеский возраст.

Время: 90 минут

Тематический план занятия:

Название

Цели

Время (мин)

Организационная часть

- знакомство участников и ведущих;  

- установление комфортного климата для работы в группе;

- согласование правил работы.

15

Основная часть

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование конструктивных форм общения;

- сплочение коллектива;

- развитие умения слушать и высказывать свою точку зрения;

- развитие навыков аргументации и отстаивание своей позиции.

50

Завершающая часть

- экологичное завершение занятия

- рефлексия по итогам занятия

25

Краткое содержание:

Название

Методы

Время (мин)

Организационная часть

Беседа. Знакомство с темой тренинга

5

Обсуждение правил группы в формате «Мозгового штурма»

5

Релаксационное упражнение «Это мое имя»

5

Основная часть

Парная игра «Спина к спине»

10

Индивидуальная игра «Продай мне свое плохое качество»

10

Индивидуальная игра «Расскажи мне о…»

10

Релаксация «Стряхни»

10

Парная игра «Конфетка»

10

Завершающая часть

Рефлексия

25


Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по таинственной и неизведанной земле. Но у нас с вами будет непростая миссия, о которой вы узнаете чуть позже. На днях ко мне за помощью обратился один молодой человек, которому очень нужна помощь. Но мы без вас не справимся. Этот юноша - Маугли, и его проблема заключается в том, что он очень долго жил среди животных, а теперь он вырос и ему пора отправляться в мир людей. Но он не знает, как у нас все устроено, как добиваться успехов, найти друзей, свое призвание и многое другое. Он так же не знает, что человеку очень важно в течение жизни саморазвиваться и реализовываться. И ко всему прочему он даже не знает, что такое саморазвитие. Мы как более опытные люди в этой области должны помочь ему разобраться со всеми трудностями и стать настоящей сильной личностью. И наставить его на истинный путь. Для того чтобы был эффект от помощи мы должны научиться работать в команде т.к. если мы станем сплоченными Маугли быстрее поймет, что ему следует делать.

Коммуникация является неотъемлемой частью нашей жизни, невозможно себе представить день без какого-либо взаимодействия с окружающей средой, людьми, с самим собой. Сегодня, я предлагаю вам окунуться в мир взаимодействия, общения, эмпатии. В мир, где мы вместе с вами сможем раздвинуть границы нашего сознания и постараемся понять не только свой собственный мир, но и другого человека.

Для начала предлагаю создать некоторые общие правила, которые мы будем соблюдать до конца тренинга и за его пределами (5 минут на то, чтобы выписать 5 основных правил).

Теперь, когда у нас есть общие правила, предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Упражнение 1. Релаксация «Это мое имя». По кругу каждый называет свое имя, а затем рассказать что-нибудь о нем (Кто в семье носил это имя? Знаю ли значение? Кто меня так назвал? Как ласково меня называют друзья, родители, братья\сестры? И т.д.)

Отлично, мы с вами познакомились, а теперь приступим к обретению навыков. И первое — это умение правильно общаться со своими партнерами, коллегами, друзьями.

Упражнение 2. Спина к спине. Делятся на пары, садятся спиной друг к другу и в таком положении должны поддерживать разговор в течение 3 минут. После игры обсуждение.

  • Было ли это похоже на житейские ситуации (телефонный разговор)? В чем отличия от телефонного разговора?
  • Легко ли было вести разговор?
  • Какой получается беседа: откровенной или нет?
  • Для чего все это нужно?

Следующая не маловажная ступень нашего пути - находить положительное даже в самых, казалось бы, плохих чертах характера. Мы все не идеальны, но одно и тоже свойства личности может как помогать ей, так и тормозить процесс саморазвития.

Упражнение 3. " Продай мне свое плохое качество" 

Суть упражнения: за отведенное время (5 минут) участники должны выбрать и написать по 1 качеству, которое на их взгляд мешает им в жизни. Но сложность заключается в том, что они должны описать его так, чтоб его захотели купить при этом, не произнося, что это за качество.

Как мы с вами увидели, даже, казалось бы, "плохие" черты и привычки могут быть полезными и "хорошими" в различных ситуациях. Так что не стоит сильно критично относиться к себе, и к некоторым своим качествам, плохо, важно найти в них положительную сторону.

Следующее, чему мы должны научить Маугли – это умение выступать на публике. Как известно, ученым часто приходится выступать с докладами на различных научных конференциях, собраниях и т.д. Одним из важных навыков выступления является - быстрое реагирования и умение отвечать на порой очень каверзные вопросы. Сейчас и мы с вами потренируемся в скорости и умении выкручиваться из "интересных" ситуаций.

Упражнение 4 " Расскажи мне о..."  

Суть упражнения: За отведенное время (30 секунд) участник должен построить рассказ не отходят от определенно заданной темы. Задача участников грамотно построить связный текст.

Упражнение 5 «Стряхни»

Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

Время: 10 минут.

Процедура проведения. Ведущий дает инструкцию: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Анализ: Расскажите о вашем самочувствии после выполнения упражнения

Следующее, чему мы должны научить Маугли это - выработать "иммунитет" к воздействию со стороны других людей и манипуляции. Мы сейчас с вами это и попробудем. Сейчас я предлагаю вам побывать за каждой из баррикад.

Упражнение 6. "Конфета"

Суть упражнения: участники делятся по парам; за отведенное время (3 минуты) один из участников должен убедить другого съесть конфету, в то время как тот, должен всячески отказываться. Затем они меняются местами.  После игры проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными. Можно сделать акцент на вариант убеждения.  

Теперь Маугли и вы сможете противостоять всем искушениям этого мира! И не поддадитесь на манипуляции со стороны других людей. А следующей ступенькой к его обучению является важность передачи своего эмоционального состояния, одним словом.

Рефлексия


ДОПОЛНИЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение  «Передать одним словом». Карточки, на которых написаны эмоции и чувства. Участники, не показывая карточки другим, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией эмоции и чувства, написанной на их карточке. Остальные отгадывают. Затем перемешать карточки, снова раздать. Прочитать короткий стишок.

Список эмоций и состояний: радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, холодное равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Упражнение „Слепец и поводырь". Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами" первого.

Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?

Важно при общении обращать внимание не только на то, что человек говорит но и на его невербальные проявления. В мире животных все просто, будущие действия подкреплены определенными внешними проявлениями. Люди чаще всего умеют это скрывать. Сейчас мы с вами проверим. Насколько наше тело может передавать информацию и с какой точностью.

Упражнение  «Говорящее тело»

Суть упражнения: Участники сидят в кругу. Каждый из них полчает написанное на листке бумаги задание изобразить позу человека в какой-то ситуации (деятельности). Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов) обозначенную в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник.

  1. Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман
  2. Изобразите позу человека, читающего сложный учебник
  3. Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал
  4. Изобразите позу человека, пишущего письмо другу
  5. Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе
  6. Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди
  7. Изобразите позу человека, выигравшего в лотерею
  8. Изобразите позу человека, играющего в компьютерную игру
  9. Изобразите позу человека, готовящего еду
  10. Изобразите позу человека, ожидающего прибытие поезда
  11. Изобразите позу человека, сажающего цветы

Упражнение  «Давление».

Инструкция. Игра проводится парами. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее — когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Осуществление совместной деятельности в общении с коллегой дает больше положительных эмоций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и реализует позицию „над". Кроме этого, не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения, и вместо помощи он просто откажется от контакта с вами. Подумайте, что лучше?

Упражнение" Взгляд со стороны"

Суть упражнения: Участники должны подходить к друг другу с вопросом “Кого я тебе напоминаю?” Ассоциация может быть основана на внешности, на манере поведения, на характере, на одежде – на чем угодно. Можно называть животное, предмет, что-то абстрактное – также то, что придет в голову. Человеку, назвавшему ассоциацию необходимо объяснить, что он имеет в виду (буквально одним предложением). Объяснение необходимо для того, чтобы спрашивающий понимал, что он напоминает, например, белку, потому что он запасливый, или потому что юркий, а, может, потому что рыжий и имеет внешнее сходство. Дайте игрокам возможность записывать ход упражнения для последующего анализа. Попросите людей поспрашивать своих друзей и знакомых после тренинга.

Обсуждение:

  • Что нового Вы узнали про себя?
  • Были ли какие-то неожиданные сравнения? Какие?
  • Согласны ли Вы со всеми сравнениями? С какими да, а с какими нет?
  • Какая самая понравившаяся и неприятная ассоциация? Почему?

Упражнение «Неправильный разговор».

Суть упражнения: В разговоре с членом семьи или приятелем намеренно используется неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, что интересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравнить самочувствие.

Релаксационное упражнение  "Уверенность в себе"

Ведущий: Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь…
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем!
Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.
Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.
Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!
Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!
Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.
Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!
Хорошо… Завершаем нашу работу.
Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.
Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Тренинг развития коммуникативных навыков

Игры и упражнения, представленные в данной разработке, способствуют закреплению стереотипов межличностного поведения учащихся, развитию чувства "мы", группового единства, а также закреплению навыков в...

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков...

Программа коммуникативных тренингов для учащихся 5 классов «Первый раз в пятый класс»

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи в период адаптации.Задачи:Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.Снижение уровня школьной тревожнос...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений для подростков 12-14 лет

Программа тренига направлена на развитие общительности, преодорлении коммуникативных барьеров и комплексов, повышении уверенностив себе и формировании умения сотрудничать у обучающихся подросткового в...