Тезис КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО 2024 год
статья по психологии

Арчакова Людмила Юрьевна

Участие в IV Краевой ярмарке педагогических инновационных идей - 2024 (21 февраля 2024 года г. Чита) Тема: "КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО" Аннотация. Статья обращена к проблеме организации внеурочной деятельности в студенческой среде. В ней приведен опыт работы организации клубной деятельности, развитие личности подростков и молодежи через творческое воплощение и индивидуальность. Ключевые слова: личность, обучающийся, социализация, воспитание, саморазвитие. Annotation. The article addresses the problem of organizing extracurricular activities among students. It provides experience in organizing club activities, the development of the personality of adolescents and youth through creative expression and individuality. Key words: personality, student, socialization, education, self-development.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арчакова Людмила Юрьевна

Борзинский филиал ГПОУ

«Краснокаменский промышленно-технологический колледж»

mila.archakova@yandex.ru

КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО

Аннотация. Статья обращена к проблеме организации внеурочной деятельности в студенческой среде. В ней приведен опыт работы организации клубной деятельности, развитие личности подростков и молодежи через творческое воплощение и индивидуальность.

Ключевые слова: личность, обучающийся, социализация, воспитание, саморазвитие.

Annotation. The article addresses the problem of organizing extracurricular activities among students. It provides experience in organizing club activities, the development of the personality of adolescents and youth through creative expression and individuality.

Key words: personality, student, socialization, education, self-development.

Современный облик России определяет молодое поколение, взрослеющее в условиях новых политических и экономических стандартов. Становление личности молодежи происходит в состоянии свободы, а проблема ценностей и культуры в современном обществе становится более актуальной.

Молодёжь – поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы. Мы наблюдаем, что чтение как средство культурного развития даже для самых одаренных детей остаётся на последнем месте. На первое место выходят онлайн общение, сетевые игры, а в свободное время молодые люди расслабляются и отравляют себя табачными и алкогольными ядами. У большинства из них жизненный успех связан с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом и трудолюбием [Галеева: 2010].

В числе важных политических задач декларируется положительный образ России. «Российская культура на протяжении многих веков обогащалась лучшими достижениями мировой культуры и при этом оставалась всегда узнаваемой и неповторимой» [Воротной 2023: 6].

В современном мире мы наблюдаем крушение многих ценностей и исторически сложившихся идеалов. У подростков и молодежи наблюдаются неблагоприятное развитие личности, рост негативных  социальных и психологических явлений. Неумение конструктивно выходить из конфликтной ситуации, увеличение стрессовых ситуаций, социальных фобий не позволяют социализироваться.

«Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно когда дело касается воспитания у подростков и молодежи уважения к своей стране, без которого у любого государства нет будущего. Здесь важную роль играют подростковые клубные объединения, посещать которые участники могут по желанию, деятельность которых предоставляет возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Клубные объединения действуют в сфере свободного времени, где реализуется прежде всего, потребность в активном, организованном отдыхе. Потребность в смене деятельности –одна из самых характерных особенностей функционирования личности в сфере свободного времени и важнейшее условие отдыха людей» [Васильковская: 2017]

В настоящее время началом в деле организации досуга обучающихся разных ступеней служат кружки и секции, профориентационные мероприятия, клубная деятельность.

С античных времен наблюдалось зарождение клубной деятельности, где люди, объединившись в группы, обсуждали интересовавшие их вопросы, учились новому и делились опытом.

«Значение клуба в современной жизни неуклонно растет. Клуб является сложным социально-культурным явлением и имеет множество значений. Клуб (от англ. clob или club) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединенных в сообщество, организацию или ассоциацию. Клуб всегда был и останется социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности» [Довгалева 2017: 6].

Для подготовки студентов к саморазвитию и самореализации, для включения в социальную жизнь требуется педагогически организованная внеурочная деятельность в образовательной организации. Для развития социальной активности, отдыха, повышения самооценки необходимо создавать возможность для индивидуальной, творческой самореализации студентов и презентации ими своих успехов.

В нашем образовательном учреждении зарождение клубной деятельности началось с реализации мини гранта Гражданского форума Забайкальского края «Становление личности первокурсника посредством организации клубной деятельности» в 2018 году.

В ходе реализации проекта были вовлечены студенты в клубную деятельность по трем направлениям:

- физическое развитие и формирования ресурсов здоровья - волонтерское движение «Позитив» под управлением руководителя физического воспитания. Организована работа по формированию патриотического воспитания, как непрерывного процесса обучения и развития студентов - отряд «Вымпел» под руководством педагога-дополнительного образования.

-  журналисты - опыт работы с газетой «Борзя Вести», «Даурская новь».

- художественно-эстетическое направление под руководством педагога-организатора, заведующей по воспитательной работе.

На сегодняшний день развивается социальное направление внеурочной деятельности. Студенты под руководством педагога-психолога оказывают неоценимую помощь участникам Специальной военной операции. Студенты заняты изготовлением опознавательных повязок, балаклав, стелек, маскировочных сетей для участников СВО. Важно отметить, что остальные студенты организуют сборы гуманитарной помощи и проводят акции «Подари тепло солдату», «#МЫВМЕСТЕ», «Письмо солдату» и другие мероприятия.

Созданы условия способствующие развитию личности, в процессе творчества: резьба по стеклу; выжигание по дереву; оборудование музейной комнаты «Из прошлого в будущее»; выращивание рассады цветочных и овощных культур  и другие творческие проявления.

В работе с обучающимися педагоги следуют педагогическим заповедям:

1. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.

2. Хорошее настроение и оптимизм всегда выведут на лучший результат!

3. Наставник должен быть справедливым и последовательным.

4. Проявлять неподдельный интерес к личности студента.

Таким образом, вовлечение подростков и молодежи в клубную деятельность способствует развитию имеющихся и формированию новых умений и навыков, саморефлексии, самореализации и как следствие социальной адаптации.

 Творчество всегда осознанно и целенаправленно, так как его субъект - человек - начинается как личность с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии.

Литература

  1. Васильковская, М.И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста / М.И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 38. — С. 152-159. — ISSN 2078-1768. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/302716 (дата обращения: 30.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  1. Воротной М. В. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учебное пособие для спо / М. В. Воротной, Н. П. Гончарова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023. — 448 с. — ISBN 978-5-507-45449-5. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/278867 (дата обращения: 02.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  1. Довгалева, И. В. Организация клубной деятельности : учебное пособие / И. В. Довгалева. — Тверь: ТвГТУ, 2017. — 80 с. — ISBN 978-5-7995-0914-9. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171327 (дата обращения: 04.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  1. Галеева М. З. автореферат диссертации на соискание ученой степени кондитата педагогических наук 2010 год https://nauka-pedagogika.com/viewer/312240/a?#?page=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всестороннее развитие личности как главный фактор самореализации учащихся

опыт работы как классного руководителя в 7 классе....

Факторы внешней среды, влияющие на самореализацию подростков

Подростку необходимо помочь в самопознании, самоопределении и самовыражении, способствовать их процессу, развитию в современных условиях. В кругу сверстников, единомышленников, друзей по интересам под...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Проблема формирования социального интеллекта как фактора самореализации подростков...

Спортивный коллектив объединения «Пауэрлифтинг» как среда социализации подростков и молодежи

Обобщение опыта работы с подростками в объединении "Пауэрлифтинг"...

III Международный квест по предпринимательству молодежи среди детей, подростков и молодежи BUSI-NESSTEEN

III  Международный квест по предпринимательству молодежи среди детей, подростков и молодежи BUSINESSTEEN.Участие по компетенции "Предпринимательство".Ответственные за проведение и участ...

Статья "Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурное подразделение МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие" г.Калуги как социокультурная среда развития одаренности подростков и молодежи"

Статья посвящена основным направлениям работы с одаренными детьми в муниципальной экспериментальной школе дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ)...

"Причины участия подростков и молодежи в неформальных объединениях"

Беседа проведена с целью дать воспитанникам представление о различных типах неформальных молодежных движениях, о причинах вступления подростков в неформальные объединения; развивать критическое м...