ТРЕНИНГОВЫЕ занятия и классные часы для подростков
методическая разработка по психологии

Милитенко Елена Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

«Как быть с эмоциями»

Цель: актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

1. создание позитивного эмоционального фона в группе;

2. тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;

3. обучение «открытому» выражению эмоций через «Я-высказывания».

Данное занятие предназначено для обучающихся 14-18 лет. Рекомендуется для проведения во вне учебное время педагогом-психологом с обучающимися на добровольной основе. Тренинг рассчитан на 45-60 мин.

Содержание занятия:

  1. Упражнение - разминка «Какого я цвета»
  1. Знакомство с техниками эмоционального контроля
  2. Упражнение «Я-высказывания»
  3. Упражнение «Война и мир»
  4. Упражнение «Копилка обид»
  5. Рефлексия


 

1. Упражнение «Какого я цвета?»

Инструкция ведущего: «Наше занятие мы начнем с небольшой разминки: подумав некоторое время, каждый скажите, какого вы сейчас цвета. Мы не говорим о цвете вашей одежды, о любимом цвете, а попробуем сказать об отражении вашего состояния в цвете... Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Ведущий дает группе время на обдумывание цвета (1 мин), и по кругу предлагает каждому рассказать о цвете настроения, об изменениях цвета с утра до момента встречи и обозначении цвета «сейчас».


 

2Знакомство с техниками эмоционального контроля (теоретический блок)

Инструкция ведущего: «Ребята, вы когда-нибудь задавались вопросом, почему кто-то в состоянии говорить на публике, не нервничая, в то время как другого человека страх публичных выступлений выводит из строя? Почему есть люди, которые в споре поддаются гневу и теряют контроль над собой, а другие остаются спокойными?

Что происходит, когда ваши эмоции выходят из-под контроля?» (Участники предлагают свои варианты, ответы на вопрос).

«На самом деле же, мы не можем контролировать само проявление эмоций. Не стоит пытаться это делать. Чему действительно стоит научиться, так это - осознать, принять и управлять эмоциями. Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. Последние психологические исследования показывают, что существует только ​четыре вида основных эмоций, которые развиваются в другие, более сложные чувства: ​гнев​, ​страх, ​радость​ и ​печаль​. Базовыми считаются: радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх.

В жизни неизбежно случаются такие ситуации, к которым мы никогда не будем заранее готовы. Бывает так, что что-то пошло не так, и на самом деле очень трудно сохранить контроль над чувством страха или тревоги. А положительные эмоции обладают такой особенностью, что проходят гораздо быстрее, чем отрицательные. В одном исследовании бельгийского ученого Филиппа Вердуйн была выявлена самая долгоиграющая эмоция – ​печаль. Она длится в четыре раза дольше, чем радость​! Что необходимо понять, всем нам действительно совершенно необходимо научиться управлять интенсивностью своих эмоций, чтобы дольше и больше радоваться и меньше печалиться и страдать.

Итак, мы сейчас познакомимся с проверенными временем и наукой техниками эмоционального контроля, которые пригодятся, когда интенсивные переживания мешают вам сосредоточиться на учебе, в будущем на работе и на прочих важных делах».

1.Техника «Отложить на потом».

«Если что-то произошло неприятное, или не так удачное чем мы рассчитывали, то можно попробовать отложить беспокойство на более поздний срок. Можно так и сказать себе: сегодня с 19 часов я начну переживать по такому-то поводу. И часок-другой буду сидеть и плакать. Способ отложенного волнения обычно очень эффективно работает».


 

2. Техника «Худшее, что может случиться»

«Самураи оставались спокойными даже в самых драматических ситуациях. Как им это удавалось? Просто они думали о смерти. Не хотелось, чтобы вы превращались в драматического гота, но размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваши текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль».

3. Техника «Воспоминания об успехе».

«Вспомните все успехи и крутые моменты. Этот способ может быть самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и работой.

Пример: Вместо того чтобы нервничать из-за неудачи в своей работе, лучше вспомните, что вас когда-то хвалили за успешно сделанную работу (проект или какое-либо задание)». 

4. Техника «Конструктивная коммуникация»

«Выражать свои эмоции следует четко по общей формуле: «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z (ситуация)». Принимайте во внимание следующее:

– четко осознайте и определите эмоцию X (гнев, грусть, страх, веселье и т. д.);

– выскажите свои эмоции от первого лица;

– определите, какое поведение Y провоцирует вас на эмоции;

– выражайте четко, что вам необходимо;

– избегайте использования фраз, которые начинаются с «ты» и «вы» и следуют с обвинениями».

 

 

 

3. Упражнение «Я – высказывания»

Требуется: бланк с таблицей «Обидные высказывания - Я-высказывания», ручки на количество участников.

Инструкция ведущего: «Мы сейчас попробуем выстроить конструктивную коммуникацию с выражением своих эмоций.

В табличке вам необходимо заменить Ты сообщения (левая колонка) на Я - высказывания (правая колонка)».

Обидные высказывания (нарушение этики в коммуникации)

Я-высказывания (этичная, конструктивная коммуникация)

Это просто твой эгоизм!

Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано?

Ты не в состоянии понять другого человека!

 

Тебе все равно, что я думаю!

 

 

 

Группе предлагается разделиться на пары. Одним предлагается составлять Ты-высказывания, а другие должны как можно быстрее заменить их на Я-сообщения. Потом пары меняются местами.

4. Упражнение «Война и мир»

Требуется: листы А4 на количество участников (по 2 на каждого), фломастеры, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, краски, клей, скотч, ножницы.

Каждому участнику предлагается один чистый белый лист бумаги.

Представьте себе, что это - не лист бумаги, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появилась возможность в течении десяти секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Как только я начну счет: один...два…вы должны расправиться с обидчиком. По счету "десять!" все действия по уничтожению противника должны быть уже исчерпаны,

Инструкция для ведущего: по выполнению этого задания, некоторые участники могут попросить дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые "герои битвы" испытывают в данный момент.

Обсуждение:

Участники отвечают на вопросы:

  • Хорошо ли им? Спало ли напряжение?
  • Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу?
  • Какие чувства сейчас испытывают? (чувство удовлетворения, есть ощущение освобождения – камень с души упал?)

«Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика и на примирение. Но так или иначе, всегда наступает этот светлый день – первый день, после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры. Вот вам другой лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей... У вас есть, ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через некоторое время (10-15 мин) каждый из вас выступит с примирительной речью к бывшему неприятелю.

  1. «Копилка обид»
  2. Рефлексия. Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Название: Карта внутреннего мира.

Цель: формирование представлений о себе, развитие навыков самопознания.

Необходимые материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши, восковые мелки, музыкальный центр, или магнитофон, диск с релаксационной музыкой, зеркало, мяч.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Обсуждение на круге актуального эмоционального состояния.

2. Разминка. 

Упражнение «Сказочная поляна»

Ритуал вхождения в сказку.

Ведущий: «Сегодня нам предстоит отправиться в волшебную страну, которая называется Фантазия, а для этого  каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я хороший друг», «Я красивая», «Я сильный» и др. Это пароль для входа.

Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «входе» называется новое достоинство.

При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: «Я хороший друг. В пути Я не оставил в беде своих друзей», «Я красивая. Красота помогала мне в общении» и т. д. Это пароль для выхода.

Ведущий: « Итак, вот  мы с вами и  оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: «Я», «Мой», «У меня»… Например: «Я ― Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».

После представления всех участников ведущий спрашивает у героев:

― Чье самоописание понравилось больше всего? С кем они хотели бы встретиться в Фантазии? Что они могли бы дать волшебной стране?

3. Основная часть.

1) упражнение «Зеркальный оракул».

 Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Вопросы:

― Кто Я? Что Я люблю? Что Я не люблю? Что Меня пугает? Что имеет для Меня большое значение? Что Я хочу? »

Затем проводится обсуждение: Какой вопрос оказался для вас самым сложным? Что отвечал Оракул? Какой ответ понравился больше всего? Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный оракул?

2) упражнение «Карта внутреннего мира».

Ведущий: «Ну что ж, вы можете задать оракулу еще один вопрос. Самый главный. О том, что представляет собой ваш внутренний мир. Наравне со страной, где мы с вами находимся, у него должна быть своя карта, и хотя ее невозможно найти ни в одном атласе, в сказках есть указание на то, что некоторые герои побывали в этой стране и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Итак...раз уж нам ее добыть нигде невозможно, значит, придется рисовать карту самостоятельно.


Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.
Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.
Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...
Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.
Пожалуйста, сделайте надпись «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника. Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.
Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.
Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.


Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».


Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.


Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.


Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».


Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.


Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

Представление психологического анализа «Семь ключей от карты сказочной страны». Обсуждение результатов.

4. Подведение итогов (рефлексия состояния).  Ритуал выхода из сказки.

5. Ритуал прощания.



Предварительный просмотр:

Классный час с психологом на тему: «Учимся быть терпимыми»

(для учащихся 6-7 классов)

Цель:

 развитие навыков толерантного общения.

Задачи:

1.    Развивать навыки эмпатии.

2.  Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.

Организация пространства: дети сидят за круглым столом.

Ход классного часа.

   Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А  сейчас немного поиграем.

 Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

2.  Чтение китайской притчи о терпении

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

  • Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
  • Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
  • Приведите примеры, когда вы его проявили.
  • Что вы при этом чувствовали?
  • Легко ли быть терпимым?

3.   Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:

  • Простить — это...
  • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
  • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

4.  «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

      Психолог заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам  проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
   Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
   Заполненные памятки остаются у детей.

  1. «Копилка обид»

   Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
   Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам  предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Классный руководитель  говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой. 

(Копилки отправляются в мусорную корзину).

  1. Составление правил общения. 

Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных  правил:

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:

1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» — под запретом.

  1.  Рефлексия.  Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).

При помощи правил толерантного общения  дайте конструктивный ответ собеседнику.

Ситуация 1. Друг отказывается выполнять твою просьбу.

Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 3.  Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

Ситуация 4. Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой  семейную проблему.

 8. Упражнение в кругу «Импульс»

     Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что  полученные   на сегодняшнем занятии знания  вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Классный час «Ценность жизни!»,

в рамках первичной профилактики суицидального поведения подростков.

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к жизни.

Задачи:

  • актуализировать понятия: ценность, жизнь;
  • способствовать сформированию ответственного отношения к собственной жизни;
  • организация работы в группах для приобретения навыков отстаивания своей точки зрения.

Время проведения: 1 час 20 минут.

Контингент: обучающиеся 7-8-х классов.

Необходимые материалы: горные породы разного размера, песок, стеклянная банка, бланки по количеству обучающихся, 5-6 листов формата А3.

Ход кл.часа

I часть Введение

Обучающиеся в течении кл.часа работают на бланках

-Здравствуйте, ребята.

Задание: запишите на бланке кл.часа поздравление с Днем Рождения для родителей, друга, тети и т.д.

Обсуждение: чего желают люди друг другу всегда? (счастья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.); именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, сколько лет бы не исполнилось – 10 или 50, всем желают счастья и долгой – долгой жизни.

- Что  такое ценность?

- Но что самое важное, самое ценное для человека?

- Это Жизнь

- Тема жизни всегда была актуальна, и наш разговор пойдет сегодня о ценностях жизни.

- Жизнь! Какая она может быть? Давайте попробуем «увидеть» ее. Она какая может быть? Как она выглядит?

- Попробуем описать ее ( каждый обучающийся по цепочке)

  • Какая форма у нее может быть?
  • А какого она цвета может быть?
  • Что вы можете ощущать, прикасаясь к ней?
  • А какой аромат она излучает?
  • Какой она может быть на вкус?

Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

- В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой (обучающиеся зачитают стихотворение по одной строке, по цепочке)

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь - драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

- Выберите строчки из стихотворения, которые вам больше всего понравились, которые ближе к вам и запишите их в бланк кл.часа ( Жизнь – это…)

Вывод: Самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее.

Видеофрагмент « Веселый кролень!» ( Приложение №3)

Если вам тяжело и трудное и безвыходное положение, то вы можете позвонить на телефон доверия ( 8800-2000-122 детский телефон доверия ) или написать на электронную почту ( информация в бланке кл.часа).

II Основная часть

1. Жизненные ценности

- А в чем состоит ценность жизни, из чего она складывается?

- Вот перед вами Банка. Она пуста. Представьте, что это ваша жизнь. Вам надо наполнить вашу жизнь самыми важными вещами вашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь.

(Обучающиеся вкладывают в банку крупные горные породы  – называя самые важные вещи в жизни человека. Горные породы выкладываются аккуратно, чтобы не сломать «жизнь» (здоровье, родители, родственники, работа, учеба, сестра, брат))

- Банка у нас полная?

- Да полная. Полная, самыми важными ценностями жизни, но есть в ней и пустоты.

- Ну, а теперь пространство попробуем заполнить горными породами меньшего размера.

(Данные горные породы засыпают в банку и они заполняют пространство между камнями).

- У нас еще осталось пространство.

(Оставшееся пространство засыпается песком, спустя какое - то время в банке не остается свободного пространства).

- А вот теперь банка полная?

- А теперь попробуйте объяснить наши с вами действия.

- Банка это наша жизнь:

  • горные породы большого размера – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши родные, наши любимые, здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение – ВАЖНЫЕ ЦЕННОСТИ
  • небольшие горные породы – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина, большая квартира или карьера, путешествие и т.д – ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ.
  • песок – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни – НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.

-Вот из чего складывается наша жизнь!

Вывод: Значит, Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; небольшие камешки – это у нас незначительные ценности, без которых мы можем обойтись; а крупа- это те маленькие радости, которые сопровождают каждого из нас.

2. Счастливая жизнь

- А что надо делать, чтобы жизнь была счастливой?

- Давайте послушаем небольшую притчу.

Притча о счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- Какой смысл вы видите в этой притче? Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это  семья и т.д.

- И правильно ли поступил Бог в этой ситуации? (Бог поступил правильно, если бы не так, то не было бы продолжения жизни, радости в жизни)

Вывод: Каждый человек «лепит жизнь по - своему» ( каждый человек – кузнец своего счастья).

3. «Если бы я был бы волшебником…!»

- Ребята предлагаю вам помечтать. Как сделать свою жизнь счастливой, ответив на вопрос « Если бы я был бы волшебником!»

Заполните таблицу:

Покупки/Дела

Зачем?

Для меня это важно?

Почему?

Обсуждение: в левой колонке получились некие цели, а в правой – ценности. Посмотрите, все ли это действительно нужно, если подумать, нет ли в таблице навязанных целей.

Вариативность данного задания: « Если бы у меня был бы миллион долларов!...»

4. Мое жизненное кредо

Задание: выбрать из списка или создать новое жизненное кредо ( от латинского credo -верю), которое характеризует ваши поступки, цели, достижения и т.д.

Мое жизненное кредо:

  • Жить увлеченно
  • Идти вперед
  • Стараться быть цельной натурой
  • Стремиться к новым знаниям
  • Признавать и уважать ценность каждого другого человека
  • Всегда идти в нужном направлении
  • Знать себя и слушать свой внутренний голос
  • Научиться любить и принимать себя
  • Ценить каждое мгновение жизни

Вариативность задания: групповая работа -  обучающиеся создают коллажи, на один из вариантов « Жизненное кредо». Каждая группа выходит и защищает свой проект.

5. Жизнь – как лестница

- Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Задание: запишите свои цели, планы, желание на ближайшее время.

Лето 2018г.

3 четверть

Зимние каникулы

Выходной

Сегодня вечером

Вариативность задания: упражнение «Линия моей жизни».

Задание: на прямой линии отметьте все важные события, которые происходили, происходят и произойдут в вашей жизни.

Обсуждение: с чего начинается линия жизни каждого из вас? В какой период жизни событий происходит больше, меньше, почему? Чем заканчивается Линия жизни каждого человека?

Вывод: в Линии жизни человека есть две даты, которые нельзя исправить – это дата рождения и дата смерти! Все оставшиеся даты, события, переживания можно изменить: избежать, перенести, исправить и т.д.

6. Синквейн « ЖИЗНЬ!»

- В начале занятия мы зачитывали стихотворение, написанное матерью Терезой « Жизнь – это…! Предлагаю написать стихотворение на эту же тему сейчас самостоятельно, в форме синквейна.

1 - я строка – одно слово, тема синквейна (существительное  или местоимение)

2 – я строка -  два слова, описание темы, ее признаки, свойства ( прилагательные или причастия, могут быть соединены союзами)

3-я строка – три слова, описание характерных действий (глаголы, словосочетания)

4-я строка – 4-5 слов, фраза или цитата на данную тему (выражение личного отношения к теме)

5 –я  строка – одно слово, характеризующее суть темы, ассоциация, синоним к теме синквейна ( существительное)

III Подведение итогов

- Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшнее занятие, может, стать для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь». Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится.

Рефлексия:

Самым главным на занятии для меня было…
Я не напрасно присутствовал на занятии, потому что…
Теперь я, пожалуй, буду…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Цикл классных часов для подростков

В помошь классному руководителю...

Тренинговое занятие: «Развитие коммуникативных навыков у подростков»

Сплочение коллектива, формирование, развития у учащихся коммуникативных навыков, умения понимать других людей, оценивать и понимать себя, уметь сотрудничать....

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.

Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...

«Тренинговые занятия коррекции агрессивного поведения у подростков»

Вхождение подростков и молодежи в общественную жизнь всегда непросто, особенно сложно эти процессы протекают в кризисные времена, когда ломаются старые, но еще не утверждены новые ценности и интересы ...

Занятие для классного часа по профориентации обучающихся.

Профориентационное занятие направлено для обучающихся 8-9 классов и направлено на расширение представлений о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду и побуждению детей к осозн...