Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
рабочая программа по психологии (5 класс)

Загородняя Наталья Викторовна

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы.

Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Программа рассчитана на подростков, обучающихся с 5 по 9 классы. Соответственно, строится с учетом возрастных интересов подростков.

Целевые ориентиры программы отражаются во все этапах и периодах освоения обучающимися ступени основного общего образования и включают в себя:

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся 5-х классов;

  помощи подросткам в осознание своих индивидуальных особенностей, знакомство с миром эмоций, развитию саморегуляции;

 формированию зрелой, целостной личности, способной к самопознанию и самореализации в контексте изменений, происходящих во всех сферах современного общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А                                           sk31@edu.mos.ru

Телефон: 8 (499) 374-11-31                                                                   http://schiv31.mskobr.ru

«Рассмотрено» на заседании МО

 _______Загородняя Н.В.

Пр. №1 от «  .08.2023 г.»

«Согласовано» заместитель директора

              Кошелева Н.В.

«     .08. 2023 г.»

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №31

                   Середкина Е.Ю.

«      .08. 2023 г.»

Рабочая адаптированная

 коррекционно-психологическая программа

по внеурочной деятельности

«Психокоррекционные занятия» для обучающихся  

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

 5-9 классов

на 2023 – 2024 учебный год

 

                                                                Составители: коллектив педагогов-                       психологов ГКОУ СКОШИ №31

Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.

Москва, 2023 год

Пояснительная записка

       Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образованиям для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31».

  Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для детей с ОВЗ. С учетом возрастных и психо-физических особенностей развития, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

     

 Рабочая программа для обучающихся основного общего образования 5-9 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата по курсу «Психокоррекционные занятия»» разработана в соответствии с нормативными актами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;

-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

          -Устав Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната № 31».

Период освоения основной общеобразовательной программы 5-9 классы включает в себя несколько важных и сложных возрастных и социальных этапов в развитии.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом.

Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Пройдя этап адаптации, обучающиеся вступают в период подросткового возраст "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости.

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы.

Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Программа рассчитана на подростков, обучающихся с 5 по 9 классы. Соответственно, строится с учетом возрастных интересов подростков.

Целевые ориентиры программы отражаются во все этапах и периодах освоения обучающимися ступени основного общего образования и включают в себя:

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся 5-х классов;

  помощи подросткам в осознание своих индивидуальных особенностей, знакомство с миром эмоций, развитию саморегуляции;

 формированию зрелой, целостной личности, способной к самопознанию и самореализации в контексте изменений, происходящих во всех сферах современного общества.

Задачи программы:

  1. образовательные:

-      выявить особенности психолого - педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в развитии и обучении;

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
  • познакомить подростков с миром эмоций;
  •  расширить знание учащихся о себе, своих способностях;
  • научить контролировать собственные эмоции

          - познакомить с основами психологии личности с целью более глубокого познания собственной личности и окружающих людей;

        - формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

  • познакомить с основами психологической подготовки к экзаменам, обучить приемам саморегуляции, эффективным приемам запоминания, психологическим приемам настроя на успех;

2) воспитательные:

  • обеспечить психолого — педагогическую поддержку обучающихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;
  • Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей

- способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала;
- способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

        - повышать уровня психологической культуры учащихся, а также культуры общения и поведения в социуме;

3) развивающие: 

- развивать личностные качества учащихся: активность, самостоятельность, ответственность, дипломатичность, толерантность, способствовать формированию адекватной самооценки, развитию уверенности в себе;

 -    развивать познавательный интерес старшеклассников к собственному внутреннему миру.

 -  способствовать развитию рефлексии как процесса познания и понимания старшеклассником самого себя;

-    совершенствовать коммуникативные навыки;

  • развивать навыки отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений;
  • осуществлять развивающую, коррекционную работу с обучающимися, испытывающими различные психолого — педагогические трудности.

Общая характеристика учебного курса «Психокоррекционные занятия» с учетом особенностей его освоения обучающимися

                Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании. Обучающиеся чаще характеризуются высоким уровнем невротизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни.

Наличие патологии, изнеживающее воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или выявлению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера, что позволяет рассматривать подростков с НОДА как «группу риска» в отношении дезаптационных срывов.

В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.

         Содержание программы удовлетворяет все актуальные потребности старшеклассников: самопознание и самосовершенствование, развитие коммуникативных навыков для более полной самореализации, профессиональное самоопределение и психологическая подготовка к экзаменам.

Сочетание разнообразных форм работы: лекционной, тренинговой дискуссионной и др., а также особая структура занятия (включение упражнений-разминок, упражнений-активаторов, тренинговых упражнений, обязательного этапа – рефлексии) позволяет наиболее эффективно усваивать программный материал, развивать коммуникативные навыки, способности к самопознанию.

Активное использование арт-терапии как метода саморазвития и личностного самопознания. На занятиях используются элементы изотерапии (работа с цветом, линиями с целью выражения чувств, переживаний, настроения), музыкотерапии (слушание музыки и создание к музыкальным композициям изображений с помощью методов кляксографии, монотипии, цветных ниток), пластикотерапии (работа с пластилином, лепка фантастических существ, чувств, ассоциативных элементов).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

  Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31».

  и рассчитан на 5 лет обучения:

  Количество учебных часов в неделю: 1 занятия по 1 часу (в группе), индивидуальная работа – 30 мин.

  Количество учебных часов за год – 34 часа групповой работы, 34 часа индивидуальной.

Этапы образовательного процесса:

 Занятия сгруппированы в пять самостоятельных, но логически связанных блока (модуля):

1 блок - Я-пятиклассник

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся к особенностям образовательной среды средней школы

2 блок - Я подросток.

 Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать негативные эмоциональные проявления.

         3 блок - Что я знаю о себе и своих возможностях.

Введение в предмет, знакомство и закрепление основных понятий: личность, самооценка, темперамент и др., познание учащимися свойств личности, познавательных процессов.

            4 блок -  Учусь общаться.

Знакомство с понятиями психологии общения, развитие коммуникативных качеств, умения продуктивно решать конфликтные ситуации, активности, инициативности школьников.

           5 блок -  Что я знаю о профессиях.

Знакомство с понятиями: профессия, специальность, должность, профессионально важные качества. Определение профессионального типа личности. Диагностика профориентации учащихся.

                цикл - Способности и профессиональная пригодность.

Углубленное изучение и диагностика способностей учащихся.

           цикл -  Психологическая подготовка к экзаменам.

Формы занятий:

В программе использованы различные типы занятий. Используются уроки-практикумы, конференции, дискуссии, уроки с элементами социально-психологического тренинга, организационно - деятельностной игры, в учебный процесс включены тренинги, профориентационные игры. Занятия разработаны с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса.

Большая часть занятий по форме  - групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга. Количество членов группы 10–15 человек.

В занятия включается профессиональная диагностика с использованием надежных методик (личностных опросников, проективных тестов, арт-терапевтических упражнений), широко применяются сюжетно-ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности.

Схема занятия.

• Формулирование темы занятия, основных целей.

• Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части (использование упражнений-активаторов, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, повышению эмоционального фона, позитивному настрою на занятие).

• Основная часть.

Возможны следующие варианты или их комбинация:

   • Лекция.

   • Активная беседа.

   •Система упражнений, соответствующих тематике занятия, направленных на закрепление материала, развитие личностных свойств, навыков.

   • Заключительная часть. Рефлексия (Обмен чувствами, осознание и анализ полученного опыта). Подведение итогов занятия.

Основные методы:

•Лекционный метод передачи знаний.

•Психодиагностические методы исследования личности.

•Методы арт-терапии, Экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах.

•Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры.

В процессе обучения активно используются психологические методы: анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение. На занятиях систематически применяются интерактивные технологии: работа в микрогруппах, социально-педагогические игры, игры на доверие, сплочение коллектива.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При реализации программы происходит опора на важнейшие принципы:

        Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. По словам Г.К.Селевко, «такой принцип обращает к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья».

        Принцип научности реализуется как тщательный отбор современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

Технология работы по программе основывается также на принципах личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманской), педагогики сотрудничества (авторы: В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, Я.Корчак и др.), гуманно-личностной технологии (Ш.А.Амонашвили), в процессе обучения применяется интерактивный подход.  Широко используется опыт тренинговой работы А.Г.Лидерса, А.С.Прутченкова, Л. Анн, А.Г.Грецова, О.В.Хухлаевой, И.Вачкова, Е.И.Рогова и др.

        Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

         Для эффективного формирования того или иного качества, навыка, а также усвоения материала участник должен пройти 4 фазы обучения: получение непосредственного опыта, анализ полученного опыта, обобщение, анализ возможностей применения полученных знаний и навыков. Интерактивные формы работы способствуют более прочному и эффективному усвоению знаний, умений и навыков учащихся, позволяют удовлетворять столь актуальную в данном возрасте потребность в общении, развивает коммуникативные навыки.

При составлении программы использовались материалы программ для старшеклассников: программы предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» (М., 2005 г.), Е.Г.Рогова «Психология человека», И. Ивановой «Пойми себя, пойми другого», С.Успенской «Культура эмоций» и других. Одним и негативных последствий активного внедрения в нашу жизнь информационных компьютерных технологий, явилось сокращение коммуникативных контактов учащихся в реальном мире, а значит снижение уровня коммуникативных навыков детей.  В связи с этим, программный материал курса дополнен разделом «Умею ли я общаться», который знакомит учащихся с основами психологии общения, обучает конструктивному решению конфликтных ситуаций, правилам эффективного общения. Раздел «Что я знаю о своих возможностях» программы направлен на изучение и развитие личности учащихся, поэтому в его содержание включены темы: «Личность как социальная единица», «Свойства личности», «Регуляция стрессовых состояний», «Развитие внимания.  Развитие памяти»; тренинги: «Путь к успеху», «Я в мире других» (авторские разработки); дополнен диагностический материал. В курс включены разнообразные тренинги, направленные на самопознание личности, развитие разнообразных личностных свойств.  Программа включает и индивидуальную работу, способствующую более глубокому самопознанию и самораскрытию учащихся.  

В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии. В связи с тем, что выпускные экзамены – это не только важнейший итоговый контроль обученности старшеклассников, но и сильнейший стрессовый период, возникла потребность включения в курс программы основ психологической подготовки учащихся к экзаменам.

Программа предлагает использовать самоуправляющие (психогенные) механизмы развития юной личности. Учащихся необходимо вооружить знаниями и умениями саморазвития и за счет этого поднять уровень внутренней мотивации к самосовершенствованию. Побудить старшеклассника к активным и сознательным действиям, направленным на:

  • формирование саморазвития, становление активной жизненной позиции. Повышение собственной значимости и актуализации личностных ресурсов;
  • формирование мотивации самовоспитания и саморазвития для успешной социализации;
  • формирование информационного кругозора уровня психологической культуры, потребности применять знания на практике;
  • формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих качеств, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
  • формирование ответственной, настойчивой, добросовестной, конкурентоспособной личности, умеющей реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

«Психокоррекционные занятия»

В результате изучения цикла «Я-пятиклассник» учащиеся должны:

- усвоить навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

- познакомиться и усвоить нормы и правила поведения на новом этапе их школьной жизни;

- научиться переносить положительный опыт из группы в реальную жизнь;

- уметь выражать различные эмоциональные состояния;

- развить интеллектуальные и творческие способности;

- уметь увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей.

        В результате освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»

учащиеся должны:

1. Иметь представление:

- об уровне развития собственных способностей, личностных свойств, интересов, склонностей; о функциях, средствах и видах общения; о различных профессиях, профессионально важных качествах, состояния современного рынка труда, о принципах психологической подготовки к экзаменам.        

            2.  Знать:

 - понятия личности, свойств личности, стресса, общения, конфликта, стратегий решения конфликтных ситуаций, способностей и задатков человека, мотивации;

- профессиональные типы личности; уровни профессиональной пригодности.

-приемы запоминания, самрорегуляции, способы снижения тревожности.

            3. Уметь:

- различать основные психологические понятия курса;  

- преодолевать стрессовые состояния, тревогу;

- применять различные средства, виды и техники общения;

-устанавливать контакты с окружающими людьми, успешно решать конфликтные ситуации, владеть навыками самопрезентации.

После прохождения данной программы учащийся должен уметь самостоятельно понимать сущность предмета, основные формы, техники взаимодействия психологических феноменов. Различать психологические особенности людей. Это дает возможность ребёнку продолжить обучение по выбранной специальности: психолог, социолог, педагог, социальный работник, социальный педагог.

Также ожидаемым результатом работы по программе является развитие личностных свойств: коммуникабельности, самостоятельности, самокритичности, снижение тревожности, а также укрепление веры в себя, повышение уровня самооценки, что является следствием не только активного применения психологических развивающих упражнений, но следствием сплочения детского коллектива и создания благоприятного психологического климата в ходе проведения занятий, тренингов, воспитательных мероприятий.

                 

  1. Содержание учебного курса «Психокоррекционные занятия»

  1. Раздел курса 5 класс «Я-пятиклассник»
  2. 1. «Я - пятиклассник» (3 часа)
  3. Пятый Класс. Что нового? Наш класс. Психологическая аптечка.
  4. 2. «Я-пятиклассник» (9 часов)
  5. Зачем человеку нужна психология. Что такое 5 класс. Какой я и чем отличаюсь от других. Я могу. Я это мои цели. Мир эмоций. Понимаем ли мы друг друга. Я и мои друзья. Трудные ситуации могут научить меня.
  6. 3. «Школа пятиклассника» (5 часов)
  7. Мир информации. Поисковое задание. Делимся впечатлениями. Школа пятиклассника. Вопросов водоворот.
  8. 4. Тренинг (6 часов)
  9. Вокруг меня мир. Путешествие на корабле «Дружба». Планета нашего класса. Калейдоскоп. Легко ли быть пятиклассником. Путешествие в сказочную страну.
  10. 5. «Школа лидера» (12 часов)
  11. Осознание себя. Язык тела. Искусство речи. Искусство спора. Генератор идей. Взаимодействие. Я – лидер. Я – победитель.
  12.  

Раздел курса 6 класс  «Я подросток».

Тема 1: Что значит «я подросток»

 Цель занятия для специалистов:

Обсуждение правил групповой работы.

Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.

Тема 2. КАК УЗНАТЬ ЭМОЦИЮ?

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

 

Необходимые материалы:  Карточки для игры «Угадай эмоцию» (два варианта) – см. приложение.

Тема 3: Я - НАБЛЮДАТЕЛЬ.

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

 

Необходимые материалы: 

  • Пиктографические изображения эмоций (методика К.Изарда) – см. приложение

Тема 4: МОИ ЭМОЦИИ

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

 

Необходимые материалы:  Цветные карандаши.

Тема: 5 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Цели занятия для специалистов: Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций. Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

 

Необходимые материалы: 

 Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций» - см. приложение.

Тема 6: ЧУВСТВА «ПОЛЕЗНЫЕ» И «ВРЕДНЫЕ»

Цели занятия для специалистов:  Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций.

 

Необходимые материалы:

 Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций» - см. приложение.

Тема 7: СКАЗКА «СТРАНА ЧУВСТВ» 

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.

 

Необходимые материалы:  Цветные карандаши.

Тема 8: НУЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ?

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для осознания резидентами необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.
  • Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.
  • Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

 

Необходимые материалы:  Цветные карандаши.

Тема 9: ЧТО ТАКОЕ «ЗАПРЕТНЫЕ» ЧУВСТВА

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.
  •  Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

 

Необходимые материалы: 

  • Косынки для экспресс-эксперимента.
  • Карточки с незаконченными предложениями для упражнения «Подвиг искренности» (по 3-4 на каждого участника группы) – см. приложение

Тема 10: КАКИЕ ЧУВСТВА МЫ СКРЫВАЕМ?

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующее их выражение с помощью невербальных и вербальных средств. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

 

Необходимые материалы: Карточки для упражнения «Подвиг искренности» (см. предыдущий урок).

Тема 11: МАСКА

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

 

Необходимые материалы: 

  • Цветные карандаши.  Ножницы.

Тема 12: Я В «БУМАЖНОМ ЗЕРКАЛЕ»

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоциональноличностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

Тема 13. «БУМАЖНОЕ ОТРАЖЕНИЕ»

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоциональноличностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).  

Необходимые материалы: 

  • Бумага для записей.  Карточки с заданиями для работы в малых группах (см. приложение).

Тема 14: ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?

Цели занятия для специалистов: 

  • Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.   Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

 

Необходимые материалы:  Цветные карандаши.  

Тема 15: СТРАХИ И СТРАШИЛКИ

Цели занятия для специалистов: 

 Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.   Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Необходимые материалы:  Бумага для записей.

Тема 16: СТРАШНАЯ-СТРАШНАЯ СКАЗКА

Цели занятия для специалистов: 

 Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.   Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Необходимые материалы:  Бумага для записей.

Тема 17: ПОБЕЖДАЕМ ВСЕ ТРЕВОГИ

Цели занятия для специалистов: 

 Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.   Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

 

Необходимые материалы:  Бумага для записей.

Тема 18: А ЧТО ОНИ ОБО МНЕ ПОДУМАЮТ?

Цели занятия для специалистов: 

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме

Тема 19: СТРАХ ОЦЕНКИ

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Необходимые материалы:  Карточки для упражнения «Клоун».

Тема 20: ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

Тема 21: КАК СПРАВИТЬСЯ СО ЗЛОСТЬЮ

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.
  • Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.  Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Необходимые материалы: 

Карточки для игры «Кошки – собаки».  Бумага для записей

Тема 22: ЛИСТ ГНЕВА

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.  Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Необходимые материалы: 

  • Бумага для рисования.
  • Цветные карандаши.
  • Известные «Листы гнева».  Клей.

Тема 23. ОБИДА

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.
  • Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к собственному личному опыту.

Необходимые материалы:  Цветные карандаши.

Тема 24: КАК ПРОСТИТЬ ОБИДУ?

Цели занятия для специалистов: 

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки

Тема 25: АХ, ЧЕМ Я ВИНОВАТ?

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувства вины и стыда, а также их проективной разрядки

Тема 26: ЧТО ТАКОЕ ЭМПАТИЯ?

Цели занятия для специалистов: 

  • Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций.  Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Тема 27: ЗАЧЕМ МНЕ НУЖНА ЭМПАТИЯ.

Цели занятия для специалистов: 

Создание условий для исследования учащимися уровня собственной эмпатии в режиме развивающей психодиагностики

Тема 28: РАЗВИВАЕМ ЭМПАТИЮ

Цели занятия для специалистов:  Создание условий для развития эмпатии учащихся.

Необходимые материалы: 

 Карточки для упражнения «Фотографии» (см. М.Гамезо, А.Домашенко «Атлас по психологии», М., 1986 ). Используемые в рамках урока карточки приведены в приложении.

Тема 29. ЕЩЕ РАЗ ПРО ЭМПАТИЮ

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. 

Тема 30: ЭМПАТИЯ В ДЕЙСТВИИ.

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Необходимые материалы: 

Карточки с именами присутствующих подростков.  Мячик

Тема 31: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ

Цели занятия для специалистов: 

  • Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.
  • Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.

Необходимые материалы: 

  • Карточки с заданиями для упражнения «Поиск способов безопасного выражения чувств».

Тема 32: ТРЕНИРОВКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ».

Цели занятия для специалистов: 

  • Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования Я-высказываний.

Необходимые материалы: 

  • Карточки для упражнения «Формулировка».  Карточки с именами присутствующих на уроке подростков.

Тема 33: КОМПЛИМЕНТЫ

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.  

Необходимые материалы:  Бумага для записей.

Тема 34: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Цели занятия для специалистов: 

 Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на уроках психологии в 7 классе.

Необходимые материалы:  Цветные карандаши.  Бумага для рисования  Клей.

 Раздел курса 7 класс «Что я знаю о себе и о своих возможностях».

 Тема 1: Личность как социальная единица. Свойства личности. Типологии личности.

Разработка правил работы в группе. Упражнение-активатор «Имена-качества». Понятие науки психология, объекта и предмета. Различие житейской и научной психологии Понятие индивида, личности, индивидуальности. Факторы формирования личности: наследственность, среда, активность человека, обучение и воспитание. Личность как социальное свойство индивида. Конституциональная типология личности Кречмера, Шелдона. Соционическая типология Юнга. Личностный опросник Кеттела. Упражнения на взаимопознание «Я - образ», «Мои ценности», «Псевдоним, девиз, символ», игра «Встаньте те, кто…».

         Тема 2. Самооценка и уровень притязаний.

Понятия самооценки и уровня притязаний. Виды самооценки. Факторы, влияющие на формирование самооценки. Диагностика самооценки. Рекомендации «Как развить уверенность в себе». Упражнения «3 качества», «Ладошки», «Аллея славы». Определение самооценки по шкале Дембо-Рубинштейна.

Тренинг уверенности в себе «Как вести себя уверенно».

 Тема 3. Темперамент. Типы темперамента.

Понятие темперамента. Гуморальная теория Гиппократа. Особенности сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического типов темперамента. Физиологическая теория И.П. Павлова. Тест А.Белова «Формула темперамента». Упражнение «Мой самый лучший».

         Тема 4. Темперамент и деятельность.    

Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Влияние типа темперамента на способы поведения и общения, продуктивность работы. Семейные, дружеские взаимоотношения людей с разными типами темперамента. Упражнения «Нарисуй темперамент», «Ваша реакция», разыгрывание ситуаций общения.

         Тема 5. Характер. Связь характера и темперамента.

Понятие характера. Черта характера. Темперамент как биологический фундамент характера. Зависимость формирования черт характера от типа темперамента. Тренинг самопознания характера: упражнения «Девиз», «Автопортрет», Интервью». Понятие акцентуации. 13 типов акцентуации по Личко. Определение типа акцентуации (тест Леонгарда).                                                                                                              

         Тема 6. Чувства и эмоции. Тест эмоций.

Понятие, классификация, теории эмоций.  Понятие фрустрации, состояния аффекта. Управление эмоциями. Дискуссия «Роль чувств и эмоций в нашей жизни». Упражнение «Передай эмоцию», арт-терапевтические упражнения «Мой мир эмоций», «Рисуем ощущения».

 Тема 7: Любовь.

Понятие любви. Возникновение любви. Теория Э.Фромма. Релизорная теория. Виды любви (по Э.Фромму).  Упражнение «Солнышко». Обсуждение демотиваторов по теме.

Психологический тренинг – практикум «Путь к успеху».

 Тема 8. Стресс и тревожность.

Стресс и фрустрация. Понятие стрессогенов. Предупреждение стрессовых состояний, их преодоление. Понятие тревожности. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций». Упражнение на релаксацию «Заброшенный сад» (С.Кривцова).

 Тема 9. Регуляция стрессовых состояний.

Изучение стрессоустойчивости личности (тесты). Методы регуляции стрессовых состояний. Физиологические методы. Аутотренинг. Релаксация. Упражнение на релаксацию, снятие нервно-психического напряжения «Белая птица». Арт-терапевтическое упражнение «Я и стресс».

Тема 10. Мышление. Определение типа мышления.

Понятие, развитие. Виды мышления: предметно-действенное, абстрактно-логическое, наглядно-образное. Методика «Определение типа мышления». Развитие мышления. Игра «Цепочка хороших и плохих следствий».

 Тема 11. Внимание. Развитие внимания.

Понятие, свойства внимания: объем, сосредоточенность, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Упражнения на развитие внимания: «Игры индейцев», «Печатная машинка», «Пальцы».

 Тема 12. Память. Типы памяти.

Понятие памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Виды памяти: произвольная и непроизвольная. Игры, упражнения на развитие памяти «Опиши собеседника» и др.

 Тема 13. Развитие памяти.

Факторы забывания. Факторы, облегчающие запоминание. Мнемотехника. Методика «10 слов». Упражнения на развитие памяти.

Обобщающее занятие.

 

Раздел курса 8 класс «Учусь общаться».

Тема 1: Общение. Функции общения.

Определение процесса общения, функции процесса общения. Коммуникативная компетентность. Значение общения в жизни человека. Упражнения «Пчелы», «Слепой и поводырь», «Карусель».

Тема 2: Общение как восприятие людьми друг друга. Эффекты межличностного восприятия.

Процесс восприятия людьми друг друга. Значение первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия. Влияние стереотипов, установок и предубеждений. Понятие коммуникативных барьеров, их классификация.

Тема 3: Виды общения.

Примитивное, деловое, формальное, духовное, манипулятивное, игровое общение.

Тема 4: Вербальные и невербальные средства общения.

Зоны дистанции в человеческом контакте.  Информативность мимики, жестов, позы, походки. Упражнения «Поговорим жестами», «Веселые пантомимы». Упражнение на взаимодействие: коллективный рисунок «Дерево».

Тема 5: Язык телодвижений.

Классификация и значение жестов, позы человека. Создание образа уверенного в себе человека с помощью невербальных средств. Просмотр видеофильма. Анализ. Коллективное упражнение на взаимодействие «Вавилонская башня».

 Практикум. Умение распознать язык телодвижений.

Тема 6: Умение поддержать разговор. Техники поддержания разговора.

Техники поддержания разговора: микротехника, «мостики», техника кивка. Связь умения поддержать разговор и проблем самораскрытия: недоверия, отстранения и др. Упражнение «Мои радости и тревоги».

Тема 7: Умение слушать – путь к популярности и успеху.

Упражнение «Телеграмма».

Внешние признаки умения слушать. Тест «Умеете ли вы слушать?»

Тема 8: Виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое, их применение.

Правила эмпатического слушания.

Тренинг общения.

Тема 9: Синтоническая модель общения.

Понятие модели. Виды репрезентативных систем, признаки, особенности. Тест «Ведущая репрезентативная система».

Тема 10: Трансактный анализ Э.Берна.

Три основных позиций общения: Родителя, Взрослого и Ребенка. Наиболее успешные приемы общения.

Тема 11: Конфликт. Виды конфликтов.

Понятие, типы конфликтов. Динамика развития конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Шаги решения конфликтов.

        Тема 12: 11 Табу в конфликтной ситуации.

        Знакомство с табу. Обсуждение. Просмотр видеосюжетов, анализ конфликтных ситуаций.

Тема 13: Стратегии разрешения конфликтов.

Стратегии: сотрудничество, соперничество, уход, уступка, компромисс. Тест К.Томаса «Стратегии поведения в конфликте». Упражнения «Рисунок по инструкции», «Кто лидер?».

Практикум «Решение конфликтных ситуаций».

Тема 14: Проблема лидерства. Стили управления.

Понятие лидерства. Влияние лидера на группу. Личностные качества лидера. Виды лидеров. Авторитарный, попустительский и демократический стили управления. Работа в микрогруппах: арт-терапевтическое упражнение «Создай композицию». Выявление лидеров в группах, обсуждение работы.

Тема 15: Правила публичного выступления.

Структура публичного выступления.  Особенности имиджа выступающего. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории. Выход из проблемных ситуаций.

 Психологический тренинг-практикум «Учимся выступать публично».

 Обобщающее занятие.  

Защита исследовательских работ «Психология общения».

Учащиеся выбирают одну из наиболее интересных тем раздела, выполняют исследование: теоретический анализ литературы по теме, а также проводят мини-исследование особенностей общения школьников. Лучшие представленные исследовательские работы будут представлены на конференции ЦЭВД «Путь в науку».

 Раздел курса 9 класс «Что я знаю о профессиях».  

Тема 1: Классификации профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова: «техника», «природа», «знак», «художественный образ». Пирамида Климова.

Тема 2: Определение типа будущей профессии.

Игра «Аукцион». Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».

Тема 3: Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

Понятие профессии. Признаки профессии. Задание «Найди профессию». Задание «Формула профессии».

Тема 4. Интересы и склонности в выборе профессии.

Определение интересов, склонностей. Виды интересов. Методика «Профиль (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)».  

Тема 5: Определение профессионального типа личности.

Бес6еда о профессиях. Методика Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности». Характеристика типов.

Тема 6: Профессионально важные качества.

Качества, необходимые для овладения различными профессиями. Игра «Молчание – знак согласия»

Тема 7: Профессия и здоровье.

Профессиональные требования к здоровью человека. Медицинские ограничения профессиональной пригодности.

   Обобщающее занятие.

 Цикл « Способности и профессиональная пригодность».

Тема 3: Способности к практическим видам деятельности.

Определение технических способностей. Профессии, требующие развития способностей к практическим видам деятельности.

Тема 3: Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Особенности интеллектуального развития подросткового возраста. Тест умственного развития (модификация Школьного теста умственного развития).

Тема 4: Способности к профессиям социального типа.

Связь типов темперамента, личностных особенностей человека с общением. Конфликтология. Поведение в конфликте. Тест «Томаса». Ролевая игра «Конфликт».

Деловая игра «Мир профессий»

Тема 5: Способности к офисным видам деятельности.

Способности, необходимые для офисной деятельности. Игра «Атрибуты». Тест «Интеллектуальная лабильность». Игра «Клавиатура».

Тема 6: Способности к предпринимательской деятельности.

Задание «Я - руководитель». Анализ рассказа (Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии). Тест «Акулы» и «дельфины».      

Тема 7: Артистические способности.

Талант, одаренность, гениальность. Типы личности: «мыслители», «художники» (по И.П. Павлову). Тест «Мыслитель или художник». Практическая работа «Ведущее полушарие». Мини-сочинение «Творческая удача».

Тема 8: Уровни профессиональной пригодности.

4 уровня профпригодности. Призвание как высший уровень профпригодности.

Обобщающее занятие.

Задание «Мои способности», Психологический кроссворд.

Цикл « Психологическая подготовка к экзаменам».

Тема 1: Как бороться со стрессом?

Стадии стресса Г.Селье. Типы стрессоустойчивости. Режим дня, особенности питания, методика подготовки к экзаменам.  

Тема 2: Арт-терапевтическое занятие «Я и стресс».

Упражнение «Стресс моими глазами», «Ресурсы». Обсуждение, анализ, рефлексия.

Тема 3: Память и приемы запоминания.

Особенности памяти в стрессовой обстановке. Эффективные приемы запоминания. Тренировочные упражнения.  

Психологический тренинг «Приемы релаксации и снятия напряжения»,

Психологический тренинг «Мой успешный экзамен»

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие.

Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:

 1.Оценка учебной деятельности педагогом;

          2. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

        3. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ППк

Мониторинг образовательного процесса:

Текущий контроль: устные опросы, тесты. Контроль за посещением теоретических и практических занятий, активной работой учащихся на занятиях.

Промежуточный контроль: тестовая проверка знаний, теоретического материала, контрольные срезы, самостоятельные письменные работы.

        Итоговый контроль:  зачет в творческой форме.

        Диагностика учащихся. В течение обучения по программе постоянно проводится диагностика качеств личности, профессиональных способностей, склонностей учащихся. В конце каждого раздела на обобщающих занятиях учащиеся заполняют таблицы, пользуясь записями в тетрадях и результатами тестов:  «Мой психологический портрет» (особенности личности учащегося: самооценка, темперамент, уровень агрессии, тревожности и т.д.), «Моя будущая профессия» (предмет труда, цели, средства труда, определение типа будущей профессии, профиль и т.д.), «Мои способности» (виды способностей, степень сформированности способностей учащихся).

        Для подтверждения эффективности обучения учащихся в начале и конце года обучения проводятся следующие диагностические методики:

- анкета «Мой профессиональный выбор» (выявление учащихся определившихся с профессиональным выбором и сомневающихся в выборе);

 - личностный опросник Кеттела;

- изучение самооценки с помощью шкалы Дембо-Рубинштейна.

После проведения повторной диагностики, результаты первичных и повторных исследований сравниваются, выявляется динамика изменений, анализируются причины динамики.

Материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Канцелярские товары (альбом, карандаши, краски, пластилин и т.п).

2. Наглядные пособия, раздаточный материал, конспекты занятий.

3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), видеоматериал (ролики, уроки, тестовые задания и т.п.)

4. Аудио-записи

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности курса «Психокоррекционные занятия».

5 класс «Я-пятиклассник»

№п/п

Наименование раздела  

Темы урока

К-во часов

Виды учебной деятельности

1

«Я - пятиклассник» (3 часа)

Пятый Класс. Что нового?

1

Рассказ.  Беседа. Составление диалога. Дидактические игры. Практические упражнения по образцу

2

Наш класс

1

 Беседа. Составление диалога. Дидактические игры. Практические упражнения (Анкета 1)

3

Психологическая аптечка

1

Рассказ и объяснение. Дидактические игры. Практические упражнения по образцу

4

«Я-пятиклассник» (9 часов)

Зачем человеку нужна психология

1

Беседа. Составление диалога. Дидактические игры. Практические упражнения

5

Что такое 5 класс

1

Беседа. Составление диалога. Ответы на вопросы, обсуждение. Дидактические игры. Практические упражнения

6

Какой я и чем отличаюсь от других

1

Ответы на вопросы, обсуждение. Дидактические игры. Практические упражнения. Самостоятельная работа

7

Я могу

1

Дидактические игры. Практические упражнения. Самостоятельная работа

8

Я это мои цели

1

Ответы на вопросы, обсуждение. Дидактические игры. Практические упражнения.

9

Мир эмоций

1

Рассказ, объяснение. Исследовательская деятельность.

10

Понимаем ли мы друг друга

1

Работа в паре. Составление диалога. Дидактические игры. Практические упражнения.

11

Я и мои друзья

1

Составление диалога. Дидактические игры. Практические упражнения. Работа в паре.

12

Трудные ситуации могут научить меня

1

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение тестовых заданий (анкета 2)

13

 «Школа пятиклассника»

(5 часов)

Мир информации

1

Рассказ, объяснение. Выступление с использованием разнообразных источников информации. Беседа.  

14

Поисковое задание

1

Выполнение работ практикума.

15

Делимся впечатлениями

1

Рассказ. Составление диалога. Просмотр и обсуждение презентации. Беседа.

16

Школа пятиклассника

1

Выступление с использованием разнообразных источников информации. Ответы на вопросы.

17

Вопросов водоворот

1

Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога. Обсуждение наблюдаемых явлений. (анкета 3)

18

Одночасовые авторские тренинги

 (6 часов)

Вокруг меня мир

1

Рассказ и объяснение. Дидактические игры. Практические упражнения по образцу

19

Путешествие на корабле «Дружба»

1

Исследовательская деятельность. Работа в подгруппах, паре

20

Планета нашего класса

1

Дидактические игры. Практические упражнения по образцу

21

Планета нашего класса. Калейдоскоп

1

 Дидактические игры. Практические упражнения Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога.

22

Легко ли быть пятиклассником

1

Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога.

23

Путешествие в сказочную страну

1

Дидактические игры. Практические упражнения. Беседа. Ответы на вопросы, тестовые задания (анкета 4)

24

«Школа лидера»

 (12 часов)

Осознание себя

1

Беседа. Ответы на вопросы, тестовые задания

25

Осознание себя

1

Анализ проблемных ситуаций. Подготовка выступлений. Составление диалога.

26

Язык тела

1

Объяснение. Дидактические игры. Практические упражнения.

27

Искусство речи

1

Практические упражнения по образцу педагога. Дидактические игры.

28

Искусство речи

1

Практические упражнения по образцу педагога. Дидактические игры. Тестовые задания (анкета 5)

29

Искусство спора

1

Рассказ и объяснение. Дидактические игры. Практические упражнения

30

Генератор идей

1

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Анализ ситуативных задач. Беседа. Составление диалога

31

Генератор идей

1

Дидактические игры. Практические упражнения

32

Взаимодействие

1

Работа в парах и группах. Составление диалога. Выполнение практических заданий

33

Взаимодействие

1

Беседа. Работа в парах и группах. Составление диалога. Выполнение практических заданий

34

Я – лидер

1

Работа со схемами. Самостоятельная работа. Выступление.

35

Я – победитель

1

Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной деятельности. Тестовые задания (анкета 6)

Итого:

35 ч

6 класс «Я подросток»

№п./п.

Раздел

Тема

Кол-о часов

Вид учебной  деятельности

1

 «Я подросток».

Что значит – «я подросток».

1

Обсуждение, беседа. Дидактические игры. Практические упражнения по образцу

2

Как узнать эмоцию?

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Беседа.

 3

Я – наблюдатель.

1

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы.

4

Эмоции и чувства

Мои эмоции.

1

Выступление с использованием разнообразных источников информации. Ответы на вопросы. Составление диалога.

5

Эмоциональный словарь.

1

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемных ситуаций.

6

Чувства «полезные» и  «вредные».

1

Выполнение упражнений. Игровая деятельность. Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений

7

Сказка «Страна Чувств».

1

Игровая деятельность. Выполнения практических упражнений.

8

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

Беседа. Выстраивание диалога. Игровая деятельность. Выполнения практических упражнений.

9

Что такое «запретные чувства»?

1

Выступление с использованием разнообразных источников информации. Ответы на вопросы. Составление диалога

10

Какие чувства мы скрываем?

1

Беседа. Выстраивание диалога. Игровая деятельность. Выполнения практических упражнений.

11

Маска.

1

Игровая деятельность. Выполнения практических упражнений

12

Я в «бумажном зеркале».

1

Игровая деятельность. Выполнения практических упражнений

13

Бумажное отражение.

1

 Выполнения практических упражнений. Тестовые , диагностические задания  психодиагностики. Рефлексия

14

Чувства полезные или нет.

Что такое страх?

1

Обобщение опыта и знаний. Анализ проблемных учебных ситуаций.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

15

Страхи и страшилки.

1

Обобщение опыта и знаний. Анализ проблемных учебных ситуаций.

Выполнения практических упражнений.

16

Страшная-страшная сказка

1

Обобщение опыта и знаний. Анализ проблемных учебных ситуаций.

Выполнения практических упражнений. Арт терапия.

17

Побеждаем все тревоги.

1

Обобщение опыта и знаний. Анализ проблемных учебных ситуаций.

Выполнения практических упражнений. Арт терапия.

18

А что они обо мне подумают

1

 Дидактическая игра.

19

Страх оценки.

1

Игровая деятельность. Выполнения практических упражнений. Изображение, работа по  схемам.

20

Злость и агрессия

1

Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнения практических упражнений. Работа с изображением.

21

Как справиться со злостью?

1

 Выполнения практических упражнений. Дидактическая игра

22

Лист гнева

1

 Дидактическая игра. Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнения практических упражнений.

23

Обида

1

Рассказ. Выполнение работ практикума. Анализ проблемных учебных ситуаций

24

Как простить обиду

1

Дидактическая игра. Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнения практических упражнений.

25

Ах, в чем я виноват

1

Дидактическая игра. Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнения практических упражнений.

26

Что такое эмпатия?              

1

Экспресс – диагностика тренинговые упражнения.

27

Зачем мне нужна эмпатия?

1

Рассказ. Выполнение работ практикума. Анализ проблемных учебных ситуаций.

28

Развиваем эмпатию.

1

Экспресс – диагностика тренинговые упражнения.                                                                        

29

Еще раз про эмпатию.

1

Рассказ. Выполнение работ практикума. Анализ проблемных учебных ситуаций

30

Тренинговые занятия

Эмпатия в действии.

1

Дидактическая игра. Выполнения практических упражнений.

 з1

Способы выражения чувств.

1

Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.

Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.  

32

Тренировка «Я – высказываний».

1

Дидактическая игра. Трененговые упражнения.

33

Комплименты.

1

Дидактическая игра. Трененговые упражнения.

34

Подведение итогов.

1

 Рефлексия

ИТОГО

34

   7 класс «Что я знаю о себе и о своих возможностях».

№ п/

Раздел

Тема урока

Кол-о часов

Виды учебной деятельности

1

Входящая диагностика

Вводный урок. Знакомство

1

Беседа. Составление диалога. Тестовые задания. Диагностика

2

I. Раздел: Что я знаю о своих возможностях.

Личность как социальная единица Свойства личности.

1

Рассказ, объяснение. Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации. Беседа. Обсуждение проблемы. Тестирование.

3

Типологии личности.

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Беседа.

4

Самооценка.

1

Объяснение. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение тестовых заданий.

5

Уровень притязаний

1

 Игровая деятельность. Ответы на вопросы. Составление диалога. Тестирование. Беседа.

6

Тренинг «Как вести себя уверенно»

1

Анализ наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий.

7

Темперамент.

1

Выступление (доклад)

Рассказ, объяснение. Дидактическая игра.

8

Типы темперамента.

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога

9

Темперамент и профессия

1

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений

Рассказ, объяснение. Выполнение практических заданий.

10

 Характер

1

Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации. Беседа.

11

Связь характера и темперамента

1

Рассказ, объяснение. Беседа. Обсуждение проблемы. Тестирование.

12

Чувства и эмоции.

1

Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации. Дидактическая игра.

13

Тест эмоций

1

 Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий. Тестирование.

14

Любовь.

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение видеороликов. Беседа. Построение диалога

15

 II. Практические задания.

Психологический тренинг – практикум «Путь к успеху».

1

Анализ проблемных учебных ситуаций Беседа. Выполнение практических заданий.

16

Стресс и тревожность.

1

Рассказ, объяснение. Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации. Беседа.

17

Стресс и тревожность

1

 Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий.  Тестирование.

18

 Регуляция стрессовых состояний.

1

Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра Составление диалога.

19

Регуляция стрессовых состояний

1

Беседа. Составление диалога. Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

20

III. Когнитивные функции

Мышление. Определение типа мышления.

1

Рассказ, объяснение. Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации

21

Мышление. Определение типа мышления.

1

Беседа. Обсуждение проблемы. Тестирование.

22

Внимание. Развитие внимания.

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога

23

Внимание. Развитие внимания.

1

Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

24

Внимание. Развитие внимания.

1

Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

25

 Память. Типы памяти.

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога. Тестирование

26

Память. Типы памяти.

1

Анализ учебных ситуаций.  Беседа. Выполнение практических заданий. Тестирование

27

Память. Типы памяти.

1

Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

28

Развитие памяти.

1

Беседа. Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

29

Развитие памяти.

1

Составление диалога. Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

30

Развитие памяти.

1

Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

31

Обобщающее занятие.

1

Анализ  проблемных учебных ситуаций  Дидактическая игра.

32

Обобщающее занятие.

1

Просмотр и обсуждение видео-роликов.

33

Диагностика (итоговая).

1

Диагностика

34

Подведение итогов.

1

Беседа. Составление диалога

Итого

34

8 класс «Учусь общаться»

Раздел

Тема

Кол-о

часов

Виды учебной деятельности

1

Диагностика (начальная).

Вводное занятие. Знакомство.

1

Беседа. Составление диалога. Тестовые задания. Диагностика

2

Раздел: Умею ли я общаться.

 

Общение.

1

Беседа. Обсуждение понятий. Выполнение практических заданий

3

 Функции общения.

1

Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога

4

Вербальные средства общения.

1

Объяснение. Составление диалога. Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

5

 Невербальные средства общения

1

Беседа. Объяснение. Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

6

Условия эффективного общения.

1

Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации. Составление диалога.

7

Тренинг эффективного общения.

1

Выполнение практических упражнений. Дидактическая игра

8

Виды общения.

1

Выступление с использованием разнообразных источников информации. Составление диалога. Практические задания

9

 Виды слушания.

нерефлексивное, рефлексивное и эмпатическое.

1

Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога

10

Техники слушания

1

Объяснение. Беседа. Обсуждение. Выполнение практических заданий.

11

Зачем нам уметь слушать.

1

Анализ наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий.

12

Навыки активного слушания.

1

Объяснение. Беседа. Практические упражнения.

13

Трансактный анализ.

1

Анализ наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий.

14

Трансактный анализ (тестирование).

1

Выполнение практических заданий. Дидактическая игра

15

Тренинг общения.

1

 Беседа.  Дидактическая игра. Выполнение практических заданий.

16

Тренинг общения

1

Анализ наблюдаемых явлений. Беседа.  Выполнение практических заданий.

17

Конфликт – это хорошо или плохо 

1

Дидактическая игра. Анализ и обсуждение проблемных. Выполнение практических заданий.

18

Конфликт и его значение

1

Беседа. Обсуждение проблемы. Дидактическая игра.

19

 Виды конфликтов.

1

Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога. Беседа

20

Стратегии разрешения конфликтов (присоединение, сотрудничество)

1

Просмотр и обсуждение видео-роликов. Беседа.

21

Стратегии разрешения конфликтов      (избегание, соперничество)

1

Изображения. Практические упражнения. Дидактическая игра.

22

Стратегии разрешения конфликтов (компромисс)

1

Арт-терапия. Практические упражнения.

23

 Лидерство – как процесс социального влияния.

1

Выступление с использованием разнообразных источников информации. Составление диалога. Практические задания 

24

Виды лидерства.

1

Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий.

25

Стили управления.

1

Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога. Практическая деятельность

26

Классификация стилей управления.

1

Объяснение. Работа с таблицей. Практические упражнения.

27

Тренинг занятие "Знакомство со стилями управления".

1

Беседа. Обсуждение проблемы. Дидактическая игра.

28

Тренинг занятие "Знакомство со стилями управления -авторттарный".

1

Практические упражнения. Дидактическая игра.

29

Тренинг занятие "Знакомство со стилями управления – демократический»

1

Практические упражнения. Дидактическая игра.

30

Обобщающее занятие

1

Анализ  проблемных учебных ситуаций  Дидактическая игра

31

Обобщающее занятие.

1

Беседа. Составление диалога

32

Подведение итогов.

1

Анализ  проблемных учебных ситуаций  Дидактическая игра.

Диагностика (итогов)

2

Диагностика

Итого

34ч

9 класс «Что я знаю о профессиях».  

Раздел

Тема

Кол-о

часов

Виды учебной деятельности

1

 

Вводное занятие. Знакомство

1

Беседа. Составление диалога. Тестовые задания. Диагностика

2

Раздел: Что я знаю о профессиях

Классификации профессий.

1

Выступление с использованием разнообразных источников информации. Составление диалога. Практические задания

3

Профессия, специальность, должность

1

Объяснение. Работа с таблицей. Практическая деятельность. Индивидуальная работа

4

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога. Практическая деятельность

5

Определение типа будущей профессии.

1

Практические и тестовые задания. Дидактическая игра.

6

 Определение профессионального типа личности.

1

Тестовые задания. Индивидуальная работа.

7

Профессионально важные качества.

1

Интер-активная игра упражнение. Беседа, Составление диалога

8

  IV. Раздел: Способности и профессиональная пригодность.

 Способности и задатки. Виды способностей.

1

Объяснение. Работа с таблицей. Практическая деятельность. Работа в группах

9

Способности к практическим видам деятельности.

1

Дидактическая игра. Практические упражнения. Беседа.

10

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

Беседа. Дидактическая игра. Практические упражнения.

11

 Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Анализ наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение практических заданий.

12

 Определение профессионального типа личности.

1

Выполнение практических и тестовых заданий.

13

 Профессионально важные качества

1

Дидактическая игра. Анализ  и обсуждение проблемных ситуаций

14

  IV. Раздел: Способности и профессиональная пригодность.  

Способности и задатки.

1

Просмотр и обсуждение презентации. Составление диалога. Практическая деятельность

15

Виды способностей.

1

Объяснение. Работа с таблицей. Практическая деятельность.

16

 Я и стресс

1

Беседа. Анализ наблюдаемых явлений. Обсуждение проблемных ситуаций.

17

Арт-терапевтическое занятие «Ресурсы преодоления стресса».

1

Практические упражнения. Дидактическая игра

18

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

Беседа. Составление диалога. Практическая деятельность

19

 Способности к профессиям социального типа.

1

Беседа. Дидактическая игра. Практическая деятельность

20

Деловая игра «Мир профессий»

1

Интер-активная игра упражнение. Беседа, Составление диалога.

21

Способности к офисным видам деятельности.

1

Беседа. Анализ наблюдаемых явлений. Практическая деятельность

22

 Способности к предпринимательской деятельности.

1

Беседа.  Дидактическая игра. Практическая деятельность

23

 Артистические способности.

1

Выполнение упражнений. Игровая деятельность

24

 Уровни профессиональной пригодности.

1

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Тестовые задания. Беседа.

25

V. Раздел: Психологическая подготовка к экзаменам.

Как бороться со стрессом?

1

Рассказ, объяснение. Ответы на вопросы. Составление диалога. Тестирование. Беседа

26

Как бороться со стрессом?

1

Беседа. Анализ наблюдаемых явлений. Практическая деятельность

27

 Арт-терапевтическое занятие «Я и стресс».

1

Практические упражнения. Дидактическая игра

28

Арт-терапевтическое занятие «Я и стресс».

1

Арт-терапия. Практические упражнения.

29

 Память и приемы запоминания.  

1

Беседа. Анализ наблюдаемых явлений. Практическая деятельность

30

Память и приемы запоминания.  

1

Практические упражнения. Дидактическая игра

31

Психологический тренинг «Приемы релаксации и снятия напряжения».

1

Дидактическая игра. Практическая деятельность

32

Обобщающее занятие

1

Анализ  проблемных учебных ситуаций  Дидактическая игра

33

Подведение итогов.

1

Беседа. Составление диалога. Дидактические упражнения.

34

Диагностика (итоговая).

1

Итоговая диагностика

Итого

34

Индивидуальная работа с учащимися:

Количество учебных часов за год – 34 ч.

Тема, раздел

Содержание работы

Методы работы

Кол-во часов

Введение в психологию.

Сбор сведений об учащихся с целью планирования направлений индивидуальной работы (сведения о семье, склонностях, интересах, личностных особенностях)

Беседа, тестирование,

анкетирование, наблюдение.

4

1 блок– «Что я знаю о своих возможностях»

2 блок - «Умею ли я общаться».

    3 блок - «Что я знаю о профессиях».

 

   4 блок – «Способности и профессиональная пригодность».

Исследование структурных компонентов, особенностей личности: (темперамента,

характера, акцентуации, коммуникативных свойств, способностей, интересов, направленности)

Исследование затруднений в межличностном общении учащихся, уровня конфликтности, выбора стратегии решения конфликтных ситуаций, практические задания по решению конфликтов. Развитие коммуникабельности, помощь в преодолении психологических барьеров в общении.

Определение профессионального типа личности. Диагностика.

Углубленное изучение и диагностика способностей учащихся.

Анкетирование,

Тестирование, личностные тесты, проективные тесты, беседы,

Упражнения на самопознание личности, на улучшение взаимодействия,

коррекционные упражнения.

Индивидуальные беседы, тренинговые упражнения, тестирование, ролевые игры.

Тестирование, индивидуальное консультирование

Тестирование, наблюдение.

9

10

4

2

5 блок – «Основы исследовательской деятельности».

Обучение навыкам самостоятельной исследовательской работы, анализу научной литературы; знакомство со структурой работы, особенностями проведения  исследования, оформления результатов.

Консультации с использованием мультимедийного сопровождения, практические методы.

5

Итого: 34 часа.                                      

Приложение 1

Тренинг уверенного поведения

«Как вести себя уверенно?»

(авторская разработка)

Цель занятия: познакомить детей с признаками уверенного поведения, развивать навыки уверенного поведения, публичных выступлений.

Целевая группа: учащиеся старшего школьного возраста.

Задачи:

- рассказать об особенностях уверенного поведения, значении вербальных и невербальных средств в создании образа уверенного человека;

- развивать навыки уверенного поведения, коммуникативные навыки;

- воспитывать культуру общения.

Приборы и материалы: мультимедийная установка, компьютерная презентация, плакат с «Правилами группы», памятки «Признаки уверенного в себе человека», карточки с ситуациями.

Ход занятия.

  1. Приветствие участников тренинга. Повторение «Правил группы» (на слайде презентации).
  2. Упражнение-активатор «Визитная карточка».

Цель: создать положительный настрой на совместную работу, развивать навыки саморефлексии.

Учащиеся садятся в круг. Дается задание: каждый должен подумать, что в нем, в его характере является самым важным, самым существенным, и найти для этого краткую форму выражения, можно стихотворную («Лед и пламень», «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя») или какой-то метафоричный образ. Затем все по очереди представляются группе. Сначала участник называет имя, затем говорит о себе и своем поведении.

  1. Разминка-упражнение «Нереальный образ».

 - А теперь представьте себе уверенного человека в виде какого-нибудь образа? Кто (что) это? Почему этот образ у вас ассоциируется с уверенным человеком?  (Отвечают желающие по кругу)

- Назовите качества характера присущие лидеру, человеку, который способен повести за собой (активность, общительность, уверенность в себе)?

-  Может быть лидером неуверенный в себе человек? Почему?

  1. Упражнение «У лукоморья».

Цель: выявить вербальные и невербальные признаки уверенного и неуверенного поведения.

Задание для желающих: прочитать перед слушателями отрывок «У лукоморья дуб зеленый», исполнив роли «уверенного», «неуверенного в себе человека» (написать роли на карточках) 2- 3 человека.

Анализ упражнения:  как по жестам, мимике, взгляду определить, что человек уверен в себе? (Открытые жесты, раскованная поза, плавные движения, взгляд прямой, открытый).  В ходе обсуждения признаки уверенного поведения фиксируются на доске. Имеет ли значение осанка, одежда, внешний вид для формирования образа уверенного человека? Какого человека вы бы назвали уверенным? (Работа с портретами людей – на слайде презентации).

Обсуждение. Приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? Почему в разных ситуациях мы испытываем неуверенность? (Боязнь ошибиться, показаться смешным)

  1. Решение ситуаций «Уверенный-неуверенный-грубый»

Работа в парах. Детям предлагается проиграть ситуации:

  1. Твой друг не вернул вовремя нужную тебе книгу. Ты говоришь ему …
  2. Тебе нужно убедить своих одноклассников принять участие в конкурсе. Ты говоришь:…
  3. Ты видишь, как твои одноклассники обзывают новенькую ученицу. Ты подходишь к ним и говоришь…

В паре один участник исполняет роль уверенного в себе, а другой – неуверенного человека. Затем добровольцам предлагается озвучить грубый ответ. Задача ведущего: показать учащимся, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность в себе.  Участники, озвучивая различные роли, приходят к пониманию преимуществ уверенного поведения.

6.  Упражнение «Волшебный стул».

Цель: формирование положительной самооценки, развитие уверенности в себе.

Чтобы быть уверенным в себе, успешным человеком, важно знать собственные достоинства и недостатки. Почему? (Ответы детей)

Задание: один из учащихся садится в центр круга и называет 3 своих положительных качества. Затем участники добавляют еще положительные качества ребенка.

Таким образом, 3-4 участника озвучивают свои положительные качества.

7. Обсуждение занятия. Рефлексия.

- Давайте подведем итоги: как вести себя уверенно?

- Что нового узнали о себе, о других членах группы в течение тренинга?

- Какие чувства испытали?

- Что понравилось, не понравилось в процессе тренинга?

- Что бы хотели пожелать участникам тренинга.

7. Завершение занятия. Упражнение «Пожелания по кругу».

Участники передают по кругу мягкую игрушку и говорят пожелания группе.

- До свидания! Мне было очень приятно работать с вами! До новых встреч!

Приложение 2

Психологический тренинг «Путь к успеху»

(авторская разработка)

Цель тренинга: обучение учащихся способам психологического настроя на успешную сдачу экзаменов, развитие у старшеклассников уверенности в себе, в собственных возможностях.

Целевая группа: учащиеся старшего школьного возраста.

Приборы и материалы: мультимедийная установка, компьютерная презентация.

План тренинга:

Этап

Содержание

Время, мин

Материал

Примечание

Начало работы

Обмен чувствами.

5

Разминка

Упражнение-активатор «Приветствие».

10

Работа над темой

Групповое обсуждение: что необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамены (ведущий записывает на ватмане факторы успеха); какую роль играет психологический настрой на успех; важно ли быть уверенным в своих силах.

10

Маркеры, ватман

Разминка

Упражнение «3 качества», направленное на развитие уверенности в себе. Учащиеся называют свои положительные качества, участники тренинга – дополняют. Вывод: знание своих сильных сторон помогает поддерживать веру в себя, настраиваться на успех.

10

Отработка приемов создания психологического настроя

Упражнение «Ситуация успеха»  Учащимся необходимо вспомнить ситуацию успеха, погрузиться в эмоции, переживаемые в момент успеха. 2-3 ситуации озвучиваются. Вывод ведущего: для поддержания веры в свои силы, настроя на успех нужно вспоминать свои победы, достижения.

10

Разминка

Упражнение «Аллея славы»

Учащиеся выстраиваются в колонну лицом друг к другу. Один из учащихся проходит по аллее, остальные участники говорят фразы, настраивающие на успех: «У тебя все получится», «Ты-молодец!» и т.д. На обратном пути все участники награждают идущего аплодисментами.

Вопросы ведущего: Что испытали? Легко ли было говорить фразы? Можно ли  использовать данный прием настроя на успех перед экзаменами?

10

Работа над темой

Информация ведущего о психологическом настрое на успех с помощью техники NLP (реалистичное проигрывание предстоящей стрессовой ситуации с успешным завершением).

10

Разминка

Использование мотиваторов - визуальных картинок-образов со слоганами оптимистичного содержания. (Демонстрация картинок-мотиваторов. Обсуждение с участниками тренинга).

5

Компютерная презентация (содержащая картинки- мотиваторы), мультимедийное оборудование

Рефлексия

Обмен чувствами. Упражнение «На тренинге я…» Используя прием незаконченных предложений, участники делятся чувствами, мыслями, возникшими во время тренинга.

10

Завершение работы

Подведение итогов. Выводы.

Упражнение «Пожелание».

10

Компютерная презентация, оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.4.)

Рабочая программа содержит раздел системы оценки достижения оучающихся с интеллектуальными нарушениями и НОДА планируемых результов. В качестве критериев оценки выступает степень самостоятельности при...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая программа по растениеводству для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. На 2023-2024 учебный год.

Данный курс «Растениеводство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...