"Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних через гармонизацию внутрисемейных отношений"
рабочая программа по психологии

 

Вопрос профилактики суицидального поведения подростков становится особенно актуальным в последнее время. Все чаще в СМИ на глаза попадаются описания ужасающих случаев подросткового суицида.

Психологами уже установлена взаимосвязь суицидальных наклонностей с возрастными особенностями подростков, к которым относят: импульсивность, эмоциональность, обостренное чувство справедливости, маленький жизненный опыт.

Родителям подростков важно знать, что одной из ведущих потребностей подросткового возраста является желание быть принятым в группу, не чувствовать себя в изоляции и одиночестве. Невозможность реализации данной потребности заставляет юношей и девушек считать себя никому не нужными. Не стоит забывать также о том, что ведущий вид деятельности для подростка – интимно-личностное общение (что противоречит желаниям родителей, которые хотят, чтобы их дети в данном возрасте думали больше об учебе и радовали своими успехами). Отсутствие доверительного общения со сверстниками также негативно сказывается на психологическом комфорте подростка.

Реальность такова, что многие подростки в 13-15 лет выглядят намного старше, благодаря обилию информации, хорошо ориентируются во взрослой жизни – ведут блоги, осваивают современные средства мобильной связи, по-взрослому одеваются. Но в эмоциональном плане они остаются подростками – тревожными, ранимыми, неуверенными в себе.

Зачастую подростковый суицид – это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание (чаще всего внимание родителей). По сути, суицидальное поведение можно отнести к нарушению психического здоровья подростка, поэтому, очень важно проводить просветительскую и профилактическую работу по сохранению и укреплению  психического здоровья подростков через формирование гармоничных отношений внутри семьи. Все это, в свою очередь, будет являться одним из способов профилактики подросткового суицида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnogo_provedeniya_podrostkov.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

группового занятия по психологическому консультированию, в целях экстренной психологической помощи или психопрофилактики суицида

"Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних через гармонизацию внутрисемейных отношений"

(для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей (школьников))

Разработала:

Фролова Н.Д.

Педагог - психолог

Пояснительная записка

Вопрос профилактики суицидального поведения подростков становится особенно актуальным в последнее время. Все чаще в СМИ на глаза попадаются описания ужасающих случаев подросткового суицида.

Психологами уже установлена взаимосвязь суицидальных наклонностей с возрастными особенностями подростков, к которым относят: импульсивность, эмоциональность, обостренное чувство справедливости, маленький жизненный опыт.

Родителям подростков важно знать, что одной из ведущих потребностей подросткового возраста является желание быть принятым в группу, не чувствовать себя в изоляции и одиночестве. Невозможность реализации данной потребности заставляет юношей и девушек считать себя никому не нужными. Не стоит забывать также о том, что ведущий вид деятельности для подростка – интимно-личностное общение (что противоречит желаниям родителей, которые хотят, чтобы их дети в данном возрасте думали больше об учебе и радовали своими успехами). Отсутствие доверительного общения со сверстниками также негативно сказывается на психологическом комфорте подростка.

Реальность такова, что многие подростки в 13-15 лет выглядят намного старше, благодаря обилию информации, хорошо ориентируются во взрослой жизни – ведут блоги, осваивают современные средства мобильной связи, по-взрослому одеваются. Но в эмоциональном плане они остаются подростками – тревожными, ранимыми, неуверенными в себе.

Зачастую подростковый суицид – это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание (чаще всего внимание родителей). По сути, суицидальное поведение можно отнести к нарушению психического здоровья подростка, поэтому, очень важно проводить просветительскую и профилактическую работу по сохранению и укреплению психического здоровья подростков через формирование гармоничных отношений внутри семьи. Все это, в свою очередь, будет являться одним из способов профилактики подросткового суицида.

Цель информирование родителей о психологических особенностях детей-подростков, о взаимосвязи психического здоровья подростков и суицидального поведения, а так же о мерах профилактики такого поведения в семье через гармонизацию внутрисемейных отношений.

Задачи:

1. Раскрыть значимость психического здоровья подростка, как компонента его здоровья в целом, через расширение знаний родителей о причинах и признаках подросткового суицида.

2. Освоить способы эффективного взаимодействия с ребенком в конфликтных ситуациях.

#1054;пределить основные направления и формы взаимодействия семьи с ребенком, способствующие гармонизации внутрисемейных отношений.

Категория участников: родители (законные представители) несовершеннолетних детей (школьников).

Кадровое обеспечение: специалист, имеющий психологическое или педагогическое образование.

Время проведения: 40 мин.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа, слайдовая презентация.

Формы и методы работы:

  • Форма работы – групповая.
  • Метод – лекция.

Ожидаемый результат: родители информированы о психологических особенностях детей-подростков, о взаимосвязи психического здоровья подростков и суицидального поведения, а так же о мерах профилактики такого поведения в семье через гармонизацию внутрисемейных отношений.

2. План проведения

Тема этапа

Цель

Содержание

Кол-во часов/

мин.

Оборудование

1

Презентация

Представление ведущего и учреждение (БУ "Областной центр профориентации") аудитории

Представление ведущего (Ф.И.О., должность, место работы, цель и задачи мероприятия)

5 мин.

Не требуется

2

Особенности подросткового возраста

Информирование родителей о психофизиологических особенностях подростков

Мини-лекция

10 мин.

Компьютер, мультимедиа, слайдовая презентация

3

Подростковый суицид

Информирование родителей о причинах, признаках суицидального поведения подростков

Мини-лекция

10 мин.

Компьютер, мультимедиа, слайдовая презентация

4

Аспекты эффективного поведения в конфликтных ситуациях в семье

Ознакомление родителей с эффективными способами поведения в конфликтных ситуациях с детьми

Мини-лекция, рекомендации

10 мин.

Компьютер, мультимедиа, слайдовая презентация

5.

Завершение

Обратная связь

Обсуждение

5 мин.

Не требуется

3. Содержание (тезисы)

Уважаемые родители! На сегодняшнем собрании мне хотелось бы обратиться к достаточно актуальной на сегодняшний день проблеме - сохранение и укрепление психического здоровья подростков. Более подробно рассмотрим вопрос, касающийся профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, и, в ходе группового взаимодействия, выявим основные способы профилактики такого поведения внутри семьи.

Нам стоит определиться с тем, кого мы будем называть подростком, какие возрастные границы имеются в виду.

Сразу оговоримся, что временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно очертить с точностью до года. Наиболее часто употребляются следующие цифры: от 11 до 17 лет. Именно этот возраст мы и будем называть переходным, а ребенка от 11 до 17 лет – подростком. Однако не стоит забывать, что каждый организм – индивидуален: кто-то вступает в период полового созревания раньше, кто-то позже. К тому же у каждого ребенка этот процесс протекает с личностными особенностями.

Кроме того, надо сказать, что в современной литературе – психологической, медицинской и популярной – даются разные определения понятия "переходный возраст". Это и пубертатный период, и период полового созревания, и отрочество, и подростковый возраст. Все эти определения – отражают ту или иную стадию взросления юного индивидуума:

- младший подростковый возраст – 11-12 лет;

- средний подростковый возраст, или просто подростковый возраст – 13-15 лет;

- пора юношества, или старший подростковый возраст – 16-17 лет.

На характере протекания и длительности переходного возраста сказываются и половые различия. Так, для девочек он наступает на пару лет раньше и проходит не так остро, при этом длится меньшее количество времени. У мальчиков переходный возраст занимает большее количество лет и проходит гораздо острее и активнее.

Время перемен.

Чем отличаются маленькие дети от детей взрослеющих? Первые находятся на особых правах среди других членов семьи, закрепляющих за ними детские поведенческие реакции. Что это такое? Все очень просто: маленькие дети избавлены от необходимости принимать решения, над ними не довлеют обстоятельства, никто не станет требовать от малышей разумных действий, основанных на логике, они не отдают себе отчета в причинно-следственной связи своих действий, а также происходящих вокруг них событий, маленьким детям прощаются легкие капризы и шалости.

Иное дело подростки, которым приходится отвечать за свои действия, а это, оказывается, так трудно. Время, когда все было понятно и устойчиво – это я, это мои мама и папа, это мои игрушки, – уже ушло, и случилось это как-то внезапно. Изменилось все, но при этом обрисовать эти изменения в деталях не получается. Рядом те же любящие родители, но они, увы, не помогут решить множество по-настоящему важных для подростка вопросов, связанных с его личной жизнью (отношения со сверстниками, учителями и т.д.). Основные трудности связаны с поисками своего "Я". Кто я такой? Какой я? С этими вопросами можно обратиться к родителям, главное, чтобы они поняли всю актуальность спрашиваемого, отнеслись к взрослеющему сыну или дочери как к равному – то есть взрослому человеку, проходящему нелегкий этап изменений.

Этапы роста.

Подростковый возраст – это время активного роста и развития половых признаков. Он характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

Остановимся на этом вопросе подробнее.

Взрослеющие мальчики.

У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Но чаще начало приходится на 12-14 лет. В 15-17 лет формирование скелета и мускулатуры постепенно подходит к заданному природой уровню.
В целом можно сказать, что вчерашний мальчик возмужал и окреп. У него проявляется растущий интерес к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется сексуальная активность. Становятся актуальными вопросы внешности – мальчики могут проводить много времени у зеркала.

На поведенческом уровне: футбол становится менее интересен, чем свидания, "чисто мужские компании" охотно принимают в свою среду девочек, наступает время флирта и влюбленностей.

Взрослеющие девочки.

Как правило, девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков – в 11-12 лет. Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста. Вчерашняя девочка становится все более женственной – плавные движения, мягкая улыбка, изящные жесты. Ее чрезвычайно занимают вопросы внешности: красива ли она?

Также как и у мальчиков, у девочек начинает проявляться интерес к противоположному полу. Девичникам они предпочитают компании, в которых есть мальчики. Назначают свидания, начинаются флирт и влюбленности.

Нервно-психическое развитие.

Обращая внимание на этапы физического развития взрослеющих детей, родители довольно часто упускают из вида тот факт, что и нервно-психическая система у подростков несовершенна и проходит свои этапы становления. При этом развитие психических функций осуществляется последовательно, усложняясь от уровня к уровню. Так, для маленьких детей характерно образное мышление, а в подростковом возрасте на смену образному мышлению приходит мышление абстрактное. Постепенно мыслительные процессы становятся все более самостоятельными, активными и творческими. Обратите внимание на слово «постепенно» – оно является ключевым.

Подростки могут проявлять настойчивость и целеустремленность в какой-то период, затем словно бы возвращаться назад в детство и не обнаруживать этих качеств. То есть для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться неуверенностью в себе, а возвышенность чувств может уживаться с циничностью и враждебностью. Родителям нужно это учитывать и не требовать от взрослеющего ребенка последовательности. Становление характера делает психику уязвимой и сверхчувствительной, а переход от опекаемого детства к самостоятельности обнажает слабые стороны личности. Самое плохое, что могут сделать в этой ситуации мамы и папы, – это укорять подростка в том, то он «слаб, несамостоятелен, глуп». Дети – даже взрослеющие – очень внушаемы. Напротив, стоит объяснить ребенку, что проявление тех или иных слабостей или принятие не самых умных решений – это естественное положение вещей. Все ошибаются (в том числе и взрослые люди), а для подростка, не имеющего жизненного опыта, ошибки – это более чем естественно.

Основные этапы психического развития:

  • Младший подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью и сложными эмоциональными переживаниями (появление страхов, мнительность и т.д.).
  • Среднему подростковому возрасту присуща непредсказуемость, неадекватное поведение.
  • Старший подростковый возраст характеризуется более устойчивыми эмоциональными реакциями.

Говоря о подростковом суициде, мне бы хотелось обсудить с вами важный вопрос: что, по вашему мнению, является причиной формирования суицидального поведения в подростковом возрасте, и чем характеризуются подростки, склонные к суициду?

Возможно, вы уже слышали об этом и можете назвать конкретные причины, а может быть, вы просто выскажите свое мнение на этот счет, в любом случае, мы обсудим все предложенные варианты, после чего познакомимся с наиболее частыми причинами подросткового суицида.

(Идет групповое обсуждение, на доске фиксируются варианты ответов родителей).

- А теперь давайте рассмотрим наиболее частые причины подросткового суицида, и дополним ваши ответы.

Причины подросткового суицида:

- возрастные психологические особенности: импульсивность, эмоциональность, обостренное чувство справедливости, склонность к подражанию в поведении, желание выделяться, стремление к социальному взаимодействию;

- индивидуальные психологические особенности (особенности мировосприятия, характерологические особенности);

- дефицит общения со сверстниками;

- безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе;

- психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию;

- депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни;

- постоянно подкрепляемое чувство вины, ущербности, страха.

- несоответствие предъявляемых требований к личности подростка со стороны школы и семьи и др.

- Скажите, а сможете ли вы сейчас, уже зная основные причины подросткового суицида, определить признаки, по которым можно распознать подростка, обдумывающего суицид?

(Родители называют признаки, все они фиксируются на доске).

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Давайте кратко рассмотрим их.

СЛОВЕСНЫЕ признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он может:

  • прямо намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть", "Вы еще пожалеете, когда я умру!";
  • косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой", "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
  • много шутить на тему самоубийства;
  • проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

  • подросток начинает раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • подросток демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как: спит слишком мало, или слишком много, становится неряшливым, игнорирует школьные занятия, избегает общения с одноклассниками, преобладает подавленное настроение;
  • замкнутость (отсутствие общения со сверстниками и внутри семьи);
  • ощущение попеременно, то внезапной эйфории, то глубокого отчаяния.

СИТУАЦИОННЫЕ признаки

Подросток может решиться на самоубийство если:

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом);
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

Достаточно много причин и признаков суицидального поведения мы выделили и, отсюда вытекает следующий проблемный вопрос, который необходимо рассмотреть в рамках этой темы – межличностные конфликты в семье, как причина формирования суицидальных наклонностей.

Все мы знаем, что в подростковом возрасте чаще всего возникают конфликтные ситуации в семье. Последствия таковы, что затянувшиеся конфликты, или нерешенные разногласия, рождают в голове подростков мысли об уходе из жизни.

В конфликте с родителями дети часто чувствуют себя уязвимыми, слабыми, особенно когда во время борьбы сторон взрослые подавляют подростка, оскорбляют и не дают высказать свою точку зрения. Потому, одним из способов профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте является освоение способов эффективного взаимодействия с ребенком в конфликтных ситуациях.

Причины, побуждающие родителей вступать в конфликты с подростками:

  • борьба за власть и родительский авторитет;
  • кризис переходного возраста (неадекватность реакций, негативизм);
  • нереализовавшиеся надежды и ожидания;
  • требование большей самостоятельности, права самому принимать решения;
  • нежелание признать самостоятельность и взрослость подростка;
  • принадлежность к группе подростков, которая поощряет вызывающую манеру общения;
  • неверие в силы ребенка, боязнь выпустить его "из-под крыла";
  • утверждение себя в глазах сверстников, авторитетных людей;
  • принятая в семье конфликтная практика отношений.

Со стороны родителей важно сделать все возможное, чтобы любые возникающие конфликты и разногласия, а они бывают в каждой семье, носили конструктивный характер, позитивную динамику и результативность.

Важно уметь управлять конфликтом и своими эмоциями в нем, чтобы в результате поиска выхода из проблемной ситуации стороны сохранили тесные взаимоотношения и вынесли для себя что-то полезное.

Хотелось бы кратко рассмотреть основные аспекты эффективного поведения в конфликтных ситуациях, на которые нужно опираться, чтобы конфликт разрешился конструктивно.

Аспекты эффективного поведения в конфликтных ситуациях

  1. Вступая в диалог, попробуйте использовать метод "Я-высказывания":
  • опишите ситуацию, вызвавшую напряжение, начиная фразу словами: "Когда я вижу, что ты...", "Когда это происходит...", "Когда я сталкиваюсь с тем, что..." и др.;
  • точно назовите свои чувства, возникающие в этой ситуации: "Я не знаю, как реагировать...", "Я чувствую... (раздражение, обиду, боль и т.д.);
  • назовите причину, по которой это происходит: "Я раздражена, потому что....", "Мне обидно, в связи с тем, что...."

2. Следите за своими интонациями, жестами и выражением лица. Соблюдайте такую дистанцию, чтобы и вы, и подросток чувствовали себя спокойно. Не отворачивайтесь, не показывайте всем своим видом, что вам безразлична его точка зрения. Постарайтесь не кричать, а говорить спокойным тоном.

3. Во время разговора используйте навыки активного слушания:

  • полностью сфокусируйте свое внимание на словах подростка и старайтесь не отвлекаться;
  • иногда повторяйте своими словами то, что говорит подросток, пытаясь как можно точнее передать смысл сказанного ("Правильно ли я понял, что...").
  1. Не давайте советов и не критикуйте.
  2. Не притворяйтесь, что вы поняли, если этого не произошло - лучше уточните, переспросите еще раз.
  3. Не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось.
  4. Не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания раньше, чем он сам о них что-то скажет.
  5. Не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря: "Ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод" и т.п.
  6. Не обобщайте — избегайте использования слов "всегда", "никогда" в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

Помните, что ваша задача, как взрослого, сделать так, чтобы никакой из возникающих конфликтов не причинил эмоциональной травмы вашему ребенку, необходимо помнить, что любой конфликт должен чему-то учить и обязательно иметь положительный исход.

Из всего, о чем мы сегодня с вами говорили, можно сформулировать несколько правил поведения, которые помогут сохранить психическое здоровье вашего ребенка. Давайте познакомимся с небольшой памяткой для вас, родителей, постараемся запомнить эти правила и всегда следовать им.

Памятка "Как сохранить психическое здоровье ребенка"

  1. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  2. Не оказывайте давления на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение. Если видите, что ребенок запутался и полон сомнений, направляйте его и поддерживайте, а не указывайте авторитарно, что нужно делать.
  3. Научитесь относиться к ребенку, как к равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  4. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного

воспитания "психологические пощечины".

  1. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким его успехам.
  2. Осознайте, что взрослеющий ребенок не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте ему прощать, "лечите" его добром.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете его самооценку. Сравнивайте его с ним же самим, но в разные периоды времени и в разных ситуациях.
  4. Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Старайтесь общаться легко и свободно, "на его языке", шутите, задавайте больше вопросов, проявляйте интерес и внимание к его жизни вне дома.

Со стороны родителей важно сделать все возможное, чтобы любые возникающие конфликты и разногласия, а они бывают в каждой семье, носили конструктивный характер, позитивную динамику и результативность.


Список литературы

  1. Кравченко А. И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М.: Русское слово, 2002.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. Общаться с ребенком. Как? – М.: Издательство АСТ, 2014.
  3. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Д. Вассерман; пер.
    Е. Ройне. — М.: Смысл, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Мониторинг состояния работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних МАОУ СОШ № 1.

По результатам проведенной профилактической работы совместно с учителями по профилактике суицидального поведения и выявлению рисков суицидального поведения - явлений поведения подобного характера не о...

План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Профилактика суицидального поведения среди несовершенолетних является одним из важных направлений профилактической работы педагога-психолога, поэтому планирование данной работы находит место в системе...

План профилактических мероприятий, направленных на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних

профилактические мероприятия, направленные  на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних...

Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...