Индивидуальная работа с обучающимися группы риска суицидальных наклонностей
консультация по психологии

Александрова Александра Михайловна

Индивидуальная работа с обучающимися из группы риска суицидальных наклонностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_ind_rab_gruppa_riska_sn.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска» суицидальных наклонностей».

Педагог-психолог ГБОУ школа № 495 Александрова Александра михайловна

  1. Первичная консультация/беседа/знакомство
  2. Упражнение "КТО Я?"

Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите не менее 10 раз ответ на вопрос:"Кто Я?"(желательно, чтобы ответ состоял из одного, максимум двух слов; здорово, если это будут существительные, допустимы прилагательные, но лучше все-таки существительные)

Каждый новый ответ начинаете с "Я"

#1071;

#1071;

#1071;

Вопросы для самоанализа:

Какие чувства у Вас вызвало упражнение? Сложно ли было? Удалось ли Вам написать 10 пунктов? Сколько удалось ? Было ли что-то что Вас удивило, восхитило? Какие характеристики стоят у вас впереди, а что получилось в конце списка? Как Вам человек, которого вы описали? Всего ли Вам хватает в описании? Хочется ли что-то добавить?


3. Упражнение "
МОЯ ВСЕЛЕННАЯ"

материалы: Лист а4 (можно тетрадный разворот), ручка, по желанию фломастеры.

Инструкция:

  1. Лист кладем перед собой, в альбомном расположении, делим пополам, можно разделить как 1/3 и 2/3 (для тех, кто любит порисовать).
  2. На левой части листа проставляем сверху вниз цифры от 1 до 12.
  3. Потом цифры делим на 4 категории (по 3 в каждой):
  4. Подписываем категории: Роли (1,2,3), Убеждения (4,5,6), Материальные Ценности (7,8,9), Достижения (10,11,12).
  5. Записываем соответственно в каждую категрию по 3 своих самых важных на наш взгляд характеристики, например, (чтобы никого не сбивать, приведу пример только в категории материальные ценности) яхта, дача, велосипед...
  6. Справа посередине - рисуем большой круг - это Солнце, в середине круга пишем большую букву: "Я".
  7. Около "солнышка" рисуем наши 12 "планет" (категории), на том отдалении от нашего "Я", как нам кажется, в нашей жизни оно и существует на данный момент, рисуем просто небольшой кружочек, меньше чем солнышко, и ставим в середине цифру от 1 до
  8. И последнее задание: обводим в некую область то, что на данный момент в нашей жизни, нам кажется, с нами срослось и без этого мы прожить ну никак не можем - всё это заключаем в такую "амёбообразную фигуру"...

Может получится, что у кого-то войдут все 12 планет, у кого-то 10, у кого-то 6, а у кого-то 2 и т.д...

АНАЛИЗ (читать строго после выполнения):

Это упражнение выполняют, чтобы понять, с чем на данный момент себя человек ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ, то есть без чего, он считает, что не проживет в данный момент своей жизни...

Всё, что попало в ОБЛАСТЬ - это ваше ЭГО на данный момент вашей жизни...

Проанализируйте свой выбор...

Если вошло много планет в вашу "амёбу" (от 8-9 и выше), то это, кроме того, что всё это для вас важно, и что вы очень отвественный человек, ещё говорит и о том, что вы находитесь в большом стрессе. Всё это вам приходится каждый день "таскать на себе". И если, что-то случится и что-то из вашей области вдруг "исчезнет", то вам будет казаться, что "мир рушится прямо на глазах"...

Подумайте, всё ли стоит того, чтобы его "таскать за плечами", может где-то можно найти другие пути решения и освободить себя...

Если вошло мало планет (3 и меньше), то это, кроме того, что вы свободны от лишних обязательств и легко можете сказать "нет", также может свидетельствовать о некоторой отстраненной позиции в решении жизненных задач. Может в данный момент времени у вас есть кто-то, кто вас поддерживает, но, как известно, это не навсегда...

Такая оторванность от жизни может быть стрессом для человека, он может считать, что жизнь проходит мимо него...

Наполненность жизнью можно ощущать в разных ролях!

  1. Упражнение «Я прощаю себя за…»

Данное упражнение направлено на терапевтическую самостоятельную работу.

Цель: снять мышечные зажимы, эмоциональное расслабление

Ход: написать или сказать: «Я прощаю себя за…»

5. Упражнение ««10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне»

Цель: самопознание, актуализация своих плюсов и минусов.

Ход: Участники на листочке должны написать 10 своих положительных качеств и 10 негативных, которые вам не нравятся, мешают.

Обсуждение: В чём были сложности? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.

6. Упражнение «Метафорический автопортрет»

Цель: Методика направлена на то, чтобы найти ресурсы человека. Это психоаналитическая методика. (Четыре рисунка –это символ 4 базовых потребностей.)
Возрастная группа: без ограничений
Материал: А4, простой карандаш, карандаши цветные, краски или фломастеры.

Инструкция: Лист бумаги А4 разделить на 4 равные части. На каждой из них нарисовать одну тему.
1 Если бы я был растением, то я был бы таким….
2 Если бы я был посудой, то я был бы …
3 Если бы я был оружием, я бы был …
4 Если бы я был украшением, то я был бы таким…
Обсуждение:
1 Растение: Что это за растение, где оно растёт, какую функцию выполняет,
чем питается, как живёт растение /собираем информацию /
2 Посуда: Откуда она взялась, кто ею пользуется, как часто ею пользуются,
где она находится, что с ней будет дальше?
3 Оружие: откуда оно, как используется, для защиты или для нападения?
4 Украшение: Откуда оно появилось, из чего сделано, как часто пользуются
им, кому принадлежит, что оно даёт?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Растение. Обращается внимание на символическое изображение, развитое, неразвитое — это жизнеспособность, твердость, устойчивость. Самое устойчивое – дерево. Более хрупкое – разная степень выражения этого права существования. Если сказочное, то это может быть некое условие какого-либо существования.
Посуда. Метафора: «Я имею право иметь потребность, связанную с оральным периодом» удовлетворение потребности связано с питанием. Наиболее выразительным будет тарелка, кастрюля. Смотрится – какая кастрюля, используется или нет. Такая кастрюля может говорить о том, что это право не выражено. Здесь м.б. выражена подлинность, т.е. любование, а не удовлетворение своих потребностей.
Оружие. Символ автономии, того, что я могу обозначить свои границы. Эти границы можно сдвигать, раздвигать. Когда происходит нарушение границ, то происходит злость, агрессия, тревога, страх, испуг. Четким выражением потребности является оружие открытого боя. Предполагается, что человек обозначает, что он может обороняться.
Степень поражения: чем меньше степень поражения, тем меньше выражена потребность обозначения своих границ. (Невротический склад – происходит сужение своих границ; психотическая организация – оружие дальнего поражения, территория большая). Необходимо обратить внимание: оружие – не оружие по функции (может быть, к примеру, музыкальный инструмент), присутствует ли улыбка, как объясняет.
Украшение. Потребность быть ценностью. К примеру, я показываю свою ценность 1 раз в год или чаще. Когда у меня хорошее настроение, я особенно ценный человек.

7. Упражнение «Прошлое, будущее, настоящее»

Для выполнения данной методики Вам понадобится: лист бумаги, ручка, цветные карандаши или фломастеры.

Важно!

Для достоверного результата, задания нужно выполнять сразу после прочтения инструкции. Если в начале будет прочтена интерпретация, а затем выполнено задание, то результаты могут быть искажёнными в силу психологических защит.

Инструкция.

На приготовленном листе бумаги нарисуйте три круга и подпишите их: прошлое, настоящее, будущее. После того, как были нарисованы и подписаны круги, Вам нужно их зарисовать цветными карандашами или фломастерами. Если нет карандашей и фломастеров, то подпишите круги каким бы цветом Вы их закрасили.

Интерпретация.

Данная методика даёт возможность выявить подсознательные установки по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Первое на, что нужно обратить внимание — это размер круга. Чем больше размер круга , тем больше значимость того или иного времени (прошлого, настоящего, будущего).

Пример: круг «будущее» нарисован больше, в отличии от «настоящего» и «прошлого». Можно предположить, что человек нарисовавший этот рисунок, имеет большие ожидания от будущего. Настоящее нарисовано меньше в отличии от будущего, но больше от прошлого. Настоящее, это здесь и сейчас, от него зависит наше будущее. Если сегодня нет активности, то завтра мало, что изменится. Прошлое изображено значительно меньше от «настоящего» и «будущего». Значимость «прошлого» незначительна и игнорируется. Можно предположить, что у человека прошлое ассоциируется с негативным опытом или какой — либо травмой.

Следующее, это расстояние и расположение кругов по отношению друг к другу. Чем ближе один круг к другому, тем ближе связь и значимость тех времён. И наоборот, чем дальше, тем меньше зависимость и связь тех времён (прошлого, настоящего или будущего)

Интерпретация цветов.

1. Синий цвет — символизирует спокойствие, удовлетворенность. Потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

2. Зеленый — потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера, работоспособность.

3. Красный — потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя », целенаправленность, высокая поисковая активность.

4. Желтый — потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение — как необходимый процесс.

5. Фиолетовый — потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость.

6. Коричневый — потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

7. Черный — потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне, тревога.

8. Серый — потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.

#1059;пражнение «Мое будущее»

Ученику предлагается представить себя взрослым человеком, подробно описать (внешность, где живет, с кем живет, занятие, работа, хобби и все все нюансы жизни и собенности). Затем, обсуждается что надо сделать уже сегодня, чтоб в будущем сложилась именно такая жизнь.

  1. Беседа о ЗОЖ, режиме дня.

С учеником обговаривается что такое здоровый образ жизни, вред алкоголя, табакокурения и других зависимостей, польза спорта, режима дня, правильного питания.

  1. Беседа о целях, мечтах, планах.

Заключительное рефлексивное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник индивидуальной работы с обучающимся "группы риска"

Дневник  поможет отразить изменения, происходящие с обучащимся, а также зафиксировать работу, проведённую специалистами и кл. руководителем....

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2014-2015 учебный год. Цель: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решен...

индивидуальная работа с учащимся "группы РИСК"

методическиий материал в помощь классному руководителю, учитетелю-предметнику при работе со слабоуспевающими учениками....

Индивидуальная работа с детьми "группа риска"

Индивидуальная работа с детьми "группа риска"...

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2019/2020 учебный год...

План профилактической индивидуальной работы с обучающимися группы риска.

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»...

План индивидуальной профилактической работы с обучающимся "группы риска"

В связи с переходом на новые ФГОС, моя основная цель учителя состоит в том, чтобы уроки и работа классного руководителя отвечали образовательным потребностям каждого обучающегося в соответствии с его ...