Индивидуальная работа с детьми "группа риска"
статья на тему

Челобанова Лилия Александровна

Индивидуальная работа с детьми "группа риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniya_pravonarush.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                                                                        (С. Давидович)

Социальные и экономические проблемы в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

  • Отчуждение детей от семьи, школы и общества,
  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
  • Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона),
  • Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,
  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

  • ощущение ребенком собственной ненужности,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
  • незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
  • неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
  • неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.

Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Для этого в школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса,
  • Демократические принципы,
  • Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве.
  • Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых

В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений”, регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми “группы риска”. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

  • Взаимопонимание,
  • Конфиденциальность,
  • Доверие,
  • Единство действий,
  • Гуманность,
  • Разумная требовательность,
  • Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

Я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги школы. На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью заводится личное дело, в котором находится следующий перечень документов:

  1. Титульный лист (Ф.И.О., дата рождения, класс, школа,  указать на каких видах учета  состоит: ВШК, ПДН, СОП, домашний адрес)
  2. Пакет документов
  3. Педагогическая характеристика (на начало совершения правонарушения и на конец, а также ежемесячно с изменениями )
  4. Программа индивидуальной работы с обучающимся и семьей
  5. Отчет о работе классного руководителя  с обучающимся и с семьей (ежемесячно)
  6. Индивидуальный план работы социального педагога с обучающимся и семьей
  7. Отчет социального педагога о работе с семьей и обучающимся(ежемесячно)
  8. Индивидуальный план работы и отчет педагога- психолога о работе с семьей и обучающимся(ежемесячно)
  9. Докладные от учителей предметников, классного руководителя.
  10. Акты обследования жилищно - бытовых условий
  11. Справка о внеурочной занятости обучающегося
  12. Отзывы педагогов дополнительного образования
  13. Справка-анализ о снятие с учета от классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога о работе с обучающимся и семьей

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности  по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

  • распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;
  • определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;
  • способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
  • предупреждение отклонения в поведении обучающегося

содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

  • продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
  • осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;
  • продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

  • способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Профилактическая работа с неблагополучной семьей.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.

Создавшееся положение наряду с другими субъективными и объективными причинами способствует детской безнадзорности и преступности и других негативных явлений в детской, подростковой среде. В таких семьях родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, пустив воспитание на “самотек”, потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не контролировали ребенка и покрывали его проступки, а затем родители перестали справляться с ситуацией, произошло отчуждение ребенка от семьи.

В школе можно выделить несколько форм неблагополучных семей:

  • Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодическое отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых);
  • Бытовое пьянство родителей (систематическое употребление родителями спиртных напитков, сбором по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);
  • Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • Безработные родители или временно неработающие,
  • Благополучные с виду семьи, но в семье нет тесных эмоциональных связей, ребенок чувствует себя одиноким, нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, потеря родителями авторитета перед ребенком,
  • Гипоопека (частичное выполнение родителями своих родительских обязанностей, а фактически ребенок основное время предоставлен сам себе, родители не контролируют его свободное время, его общение, и занятия).

Профилактика дезатаптации детей и проблем детей “группы риска” в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей. Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями.

Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении у нас есть несколько источников:

  • Родственники ребенка. (Ко мне приходят родственники, которые проявляют тревогу о несовершеннолетних детях, о тех проблемах, которые существуют в семьях их родственников),
  • Отдел опеки и попечительства администрации города. \Жильцы микрорайона, соседи.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних.
  • Отдел по делам несовершеннолетних ПДН ОВД.

Выявление неблагополучных семей происходит и при поступлении ребенком в школу. Для знакомства с семьями классные руководители 1-ых и 5-ых классов посещают семьи обучающихся. При обнаружении какого-либо неблагополучия семьи сразу ставят в известность меня как социального педагога.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

При выявления неблагополучной семьи мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:

1-ый этап: знакомство с членами семьи, Проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,

2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,

3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений к друг другу, социуму, школе.

4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,

5-ый этап: составление личного дела семьи,

6-ый этап: профилактическая работа с семьей,

7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.

На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка.

Предупредить ошибки в работе с педагогически запущенными детьми поможет:

– конкретность воспитательной работы, четкость в распределении обязанностей, планирование действий педагогов и школьников, личная ответственность каждого педагога;

– координация воспитательной работы, направленной как на детей, так и на их родителей;

– сочетание всех видов планирования (общее, классное, индивидуальное, перспективное, текущее, рабочее) и система контроля за осуществлением плана;

– максимальное привлечение к воспитательной работе (планированию, организации, проведению) самих детей.

Социальный педагог Челобанова Л.А., МОУ «СОШ №16 г.Вольска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник индивидуальной работы с обучающимся "группы риска"

Дневник  поможет отразить изменения, происходящие с обучащимся, а также зафиксировать работу, проведённую специалистами и кл. руководителем....

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2014-2015 учебный год. Цель: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решен...

ОБМЕН ОПЫТОМ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА

Выступление на МО   на тему: ОБМЕН ОПЫТОМ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА....

Индивидуальная работа с группой "РИСК"

Предоставленный план индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися включает в себя обобщённый план работы учителей-предметников,администрации и класного руководителя.Совместная и качественно...

индивидуальная работа с учащимся "группы РИСК"

методическиий материал в помощь классному руководителю, учитетелю-предметнику при работе со слабоуспевающими учениками....

План индивидуальной работы со студентами "группы риска"

План работы со студентами "группы риска"...

«Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учёте, находящимися в «группе риска»

Индивидуальная работа социального педагога с учащимися, состоящими на учёте, находящимися  в «группе риска....