Изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
статья по психологии

  1. Для проведения экспериментального исследования, нами были подобраны методики согласно возрастному развитию молодежи - методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, основанная на непосредственном оценивании подростками ряда личных качеств; Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
  2. Результаты констатирующего эксперимента показали, что признаки заниженной и завышенной самооценки присутствует у многих испытуемых. В коллективе есть учащиеся, которые оценивают себя ниже по тем параметрам, которые они посчитали для себя наиболее важными. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы психолого-педагогической коррекции самооценки молодых людей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение особенностей самооценки в юношеском возрасте

2.1 Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие учащиеся 11 -х классов в количестве 42 человек, из них 24 девушки и 18 мальчиков. Возраст испытуемых от 17 до 18 лет. Для исследования самооценки личности молодых людей были использованы две методики:

- методика С.А. Будасси;

-методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Подбор методик осуществлялся по возрастному принципу, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Цель: сопоставить реальное Я и идеальное (придуманная, улучшенная версия себя), определив настоящий уровень самооценки.

Эта методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным, и Я реальным.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки учеников 11 класса по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

Ученикам был предложен список из 48 слов, характеризующих качества личности человека. В него входили и моральные и волевые качества.

Ученикам надо было выбрать из них 20 наиболее значимых качеств и расположить их в два столбика. В правой колонке эти качества ранжируются в той мере, в какой они выражены у самого испытуемого.

Затем в левой колонке испытуемый ранжирует 20 выбранных им качеств в той мере, в какой они выражены в идеале. В соответствии с методикой проведения тестирования, учащиеся должны были в течение урока заполнить бланки тестов.

После того как ученики заполнили свои бланки, в последние два столбика вносятся значения d и d2 (d - разность номеров рангов, d2 - квадрат разности номеров рангов). После заполнения подсчитывается коэффициент корреляции рангов (R) по формуле Спирмена.

Величина коэффициента корреляции рангов указывает на уровень самооценки: если R находится в пределах [-1; 0], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу;

если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная;

если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная;

если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу;

если R = 1, то самооценка завышенная.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Цель: выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности.

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д.

Испытуемым предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователей личностных качеств (актуальную), также такую их степень выраженности, которую бы испытуемые хотели иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания), и ту степень выраженности, которую б смогли достичь, объективно оценивая свои возможности.

Уровень притязаний.

Норму притязаний, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития - от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. Для выявления связи между уровнем самооценки и уровнем притязаний был использован метод корреляционного анализа.

В зависимости от коэффициента корреляции различают следующие корреляционные связи:

сильная, или тесная при коэффициенте корреляции r>0,70;

средняя (при 0,50

умеренная (при 0,30

слабая (при 0,20

Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования самооценки молодежи

С помощью методики С.А. Будасси у старшеклассников были выявлены уровни самооценки.

Результаты представлены на рисунке 1.

Диаграмма 1

 

Рис.1. Уровень самооценки у старшеклассников (методика С.А. Будасси)

Данные, отраженные в диаграмме 1, показывают, что завышенную самооценку имеет 40% участников исследования (17 человек). Испытуемые с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключается на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Основный акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне деятельности.

45% класса (20 человек) имеет адекватную самооценку.

Для данных юношей характерна тенденция к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

У 15% (5 человек) выявлена заниженная самооценка, которая может быть связана с негативным отношением к себе, непринятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться и могут вообще не проявляться. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, тревожны, застенчивы, робки.

Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

С помощью методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) были определены уровни притязания и уровни самооценки. Результаты представлены на рисунках 2 и 3.

Диаграмма 2

 

Рис. 2. Уровень притязаний у старшеклассников (методика Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан))

Как видно из Диаграммы 2, высокий уровень притязаний имеет 10 % участников исследования (5 человек). Данным испытуемым свойственно достижение высоких целей и определения задач, с которыми он может справиться в соответствии со своими реальными способностями.

 Этот уровень стремления может сочетаться у юношей, уверенных в ценности своих поступков, со стремлением к самоутверждению, ответственности, исправлением ошибок за счет собственных усилий и наличием устойчивых жизненных планов.

85% учеников (35 человек) имеют средний уровень притязаний.

Этот уровень типичен для уверенных в себе и общительных людей, которые не стремятся к самоутверждению, настроены на успех, рассчитывают меру своих сил и соизмеряют свои усилия с ценностью достигнутого.[6]

Низкий уровень притязаний имеет 5% (2 человека). Он зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Диаграмма 3

 

Рис. 3. Уровень самооценки у старшеклассников (методика Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан))

Данные, представленные на диаграмме 3, показывают, что 80% (30 человек) испытуемых имеют среднюю самооценку, т.е. для них характерна тенденция к положительному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя и чувству собственной полезности.

10% класса (6 человек) показали низкую самооценку, что может быть связано с негативным отношением к себе, неприятием себя и чувством неполноценности.

Сосредоточение внимания на себе, собственных трудностях и неудачах мешает им общаться со сверстниками и взрослыми. В то же время эти дети очень чувствительны к признанию и всему, что может повысить их самооценку.

10% студентов (6 человека) также обладают высокой самооценкой.

Испытуемые с завышенной самооценкой переоценивают свои навыки, результаты успеваемости и личные качества. Они выбирают задачи, которые им явно неподвластны. После неудачи они продолжают настаивать на себе или сразу же переключаются на простейшее задание, движимые мотивом престижа. Они не обязательно хвалят себя, но охотно отвергают все, что делают другие, критикуют других.

Таким образом, проведенные диагностики позволяют нам сделать вывод, что большинство испытуемых имеет нормальную самооценку, но также присутствуют и те, у кого имеются признаки завышенной и заниженной самооценки. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы коррекции для нормализации самооценки молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"

Психологическое   исследование  "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

Родительское собрание на тему:«Возрастные и психологические особенности учащихся в подростковом возрасте».

Цель собрания – ознакомить родителей с особенностями поведения учащихся в период полового воспитания, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития....

Особенности учащихся младшего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены основные психологические особенности младшего подросткового возраста, типы восприятия информации, уровни усвоения материала учениками...

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Рассмотрим в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте, каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья....