ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
рабочая программа по психологии

АКТУАЛЬНОСТЬ :

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии  поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в области, в городе,  случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в ГБОУ ЛО « Сиверской  школе-интернат» входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. В приоритете стоит  формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.  Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная  активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный план – дети 14- 17 лет. План предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-10 классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Диагностика в системе профилактики деструктивного поведения обучающихся»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»

Разработала: Земцовская Илона Владимировна.

 Педагог-психолог ГБОУ ЛО « Сиверская школа-интернат»,

        

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»  

2023-24 УЧЕБНЫЙ ГОД

АКТУАЛЬНОСТЬ :

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии  поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в области, в городе,  случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в ГБОУ ЛО « Сиверской  школе-интернат» входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. В приоритете стоит  формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.  Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная  активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный план – дети 14- 17 лет. План предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-10 классов.

 

ЦЕЛЬ: – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе ценностной позиции.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать позитивное самосознание подростков, формировать позитивный образ «Я».
  2. Научить ценить свою и чужую индивидуальность.
  3. Обучить методам релаксации и саморегуляции.
  4. Сформировать отношение к жизни как к ценности.

ПЛАН РАБОТЫ:

НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

РЕЗУЛЬТАТ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Составление социальных паспортов  классов

Октябрь

Классный руководитель.

Педагог-психолог.

Социальный паспорт класса.

2.

Изучение состояния здоровья учащихся

В течении года

Классный руководитель.

Педагог-психолог.

Мед.работник школы.

Лист здоровья.

3.

Проведение школьного ППк

В течении года

Администрация школы.

Комиссия ППк.

Протоколы ППк, заключениеППк, рекомендации родителям, консультации с педагогом-психологом.

4.

Скрининговое обследование.

Сентябрь-октябрь.

Апрель-май.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Выявить обучающихся с суицидальными наклонностями в поведении. Рекомендации родителям, классным руководителям.

5.

Создание индивидуальных планов сопровождения детей с суицидальными наклонностями в поведении

Октябрь

Педагог-психолог

На основании скрининга составить индивидуальные планы сопровождения для каждого ребёнка с суицидальными наклонностями

6.

Психологическое сопровождение обучающихся 8, 9, 10 классов.

В течении года

Педагог-психолог

Рекомендации родителям, классным руководителям.

7.

Проведение заседаний Школьного совета профилактики и надзора

1 раз по окончанию четверти.

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог.

Протоколы, решения; ходатайства.

8.

Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания и коррекции поведения с суицидальными наклонностями

1 раз в неделю в течении года.

Педагог-психолог.

Рекомендации родителям, классным руководителям.

9.

Контроль посещаемости занятий

В течении года

Классные руководители.

Педагог-психолог

Организация учебной деятельности учеников старших классов.

10.

Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися с суицидальными наклонностями в поведении.

В течении года

Классные руководители.

Педагог-психолог

Организация учебной деятельности учеников старших классов.

11.

Организация досуга во время каникул обучающихся с суицидальными наклонностями в поведении.

В течении года

Классные руководители.

Педагог-психолог

Организация досуга во время каникул обучающихся.

12.

Социальный сопровождение семей, оказавшихся в социально опасном положении.

В течении года

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Акты, рекомендации по работе с обучающимися и, родителями или законными представителями.

13.

Проведение в школе:

- профилактических мероприятий;

- акций;

- бесед;

-тематических классных часов;

-тематических недель по психологии и т.д.

В течении года

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Формирование плана деятельности, психологическая поддержка, изучение особенностей несовершеннолетних, предупреждение противоправного поведения обучающихся школы, поведения, ведущего к саморазрушению и суициду, профилактика вредных привычек.

14

Вовлечение обучающихся  склонных к суицидальному поведению, в спортивные секции, кружки дополнительного образования, коррекционные занятия.

В течении года

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Предупреждение противоправного поведения обучающихся школы, поведения, ведущего к саморазрушению и суициду, профилактика вредных привычек, работа с родителями.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

1.

Консультирование классных руководителей по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с суицидальными наклонностями и их родителями.

В течении года

Классные руководители.

Педагог-психолог

-проведение

совещаний, семинаров для классных руководителей;

2.

Контроль за организацией работы классных руководителей с родителями несовершеннолетних

В течении года

Классные руководители.

Педагог-психолог

-консультирование;

-просмотр методических материалов;

- аналитические справки;

- обмен опытом.

3.

Участие педагогов в региональных, областных мероприятиях по профилактики суицидального поведения подростков.

В течении года

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Участие в обучающих семинарах, курсах.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Оказание консультативной помощи информационно-правового характера обучающимся и родителям.

В течении года

Педагог-психолог

Проведение индивидуальных консультаций с родителями и законными представителями.

2.

Проведение общешкольных, классных родительских собраний

В течении года

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

- выступления перед родителями;

 - памятки;

-буклеты; наглядные материалы

3.

Планирование и организация профилактической работы в период летних каникул.

Апрель-Май

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Таблицы занятости -статистические данные по школе.

4.

Размещение информации о мерах профилактики суицидальных наклонностей подростков на официальном сайте ОУ

В течении года

Педагог-психолог

Повышение уровня знаний родителей по профилактике суицидальных наклонностей подростков.

5.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (проведение бесед, мини-лекций, семинаров, дискуссий, мастер-классов.

В течении года

Педагог-психолог

Повышение уровня знаний родителей по профилактике суицидального поведения у подростков.

6.

Совместное участие в творческих конкурсах, проектах, спортивных мероприятиях

В течении года

Администрация школы.

Классные руководители.

Педагог-психолог

Участие в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, городских социально-педагогических проектах и конкурсах.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ИНФОРМАЦИОННОЕ: 

  1. Организация сбора информации при помощи социально-психологического тестирования;
  2. Формирование базы данных.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ:

  1. План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.
  2. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017;

МЕТОДИЧЕСКОЕ:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса;
  2. Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко;
  3. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
  4. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
  5. Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова;
  6. Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго;
  7. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В. Тарабриной);
  8. Опросник "Саморегуляция" для педагогов А.К. Осницкий;
  9. Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре);
  10. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);
  11. Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала).

КАДРОВОЕ:

  1. Администрация ГБОУ ЛО « Сиверской школы-интернат»;
  2. Учителя школы.
  3. Педагог-психолог.

6.ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:

         К возможным рискам можно отнести незаинтересованность со стороны педагогов и родителей. Неэффективное педагогическое содействие и помощь. Глубокое погружение в проблему суицидального характера подростка.

7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

        Позитивное самосознание подростков, образ «Я», наличие  ценности своей и чужой индивидуальности, навыков релаксации и саморегуляции, сформированное отношение к жизни как к ценности. Умение принять себя настоящего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Статьи можно рассмотреть https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (в поисковой строке наберите ключевое слово: психологическая безопасность, подберите интересующие Вас статьи, которые соответствует теме выбранного проекта, копируйте ссылку для цитирования )
  2. Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2510063.pdf (дата обращения: 17.12.2021)
  3. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Авторы: Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.
  4. Есликова Е.В. Диагностика суицидального поведения подростков. Методические рекомендации – СПб: ЛОИРО, 2020. – 28с.

Концепция развития психологической службы в системе образования Ленинградской области на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.lenobl.ru (дата обращения 10.03.2022)

  1. Методические рекомендации «Первичная профилактика суицидального и аддиктивного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/10/Первичная профилактика-аддиктивного-и-суицидального-поведения.pdf (дата обращения 10.03.2022)
  2. Методические рекомендации по внедрению в практику

образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru/методика-профилактики-деструктивного- поведения (дата обращения: 17.02.2022)

7. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / С. В. Алехина, В. В. Делибалт, Н. В. Дворянчиков и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.

8. Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: утв. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 No Р-193.

9.Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Р.В. Чиркина, А.В. Лаврик, – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.

10.Методические рекомендации по сбору статистических данных и анализу результатов работы в сфере профилактики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru (дата обращения 10.03.2022).

11.Примерный пакет диагностических методик для организации диагностической деятельности специалистов ПМПК для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) на основе международной классификации функционирования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://iro86.ru/images/documents/CPMPK/Pakety/Paket_11_15- 18_let.pdf (дата обращения 10.03.2022).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)

В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....

Психолого-педагогическая поддержка, как способ профилактики суицидального поведения у подростков

описаны факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков, а также меры  психолого-педагогической поддержки, как основного способа профилактики суицида у подростка....

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА

Формировнае и воспитание к здоровому образу жизни в школе-интената 1 вида г.Кызыла...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА

Успешная социализация и здоровьесбережение учеников средних и старших классов ГБОУ СКО ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.Кызыла...

План по профилактике суицидального поведения обучающихся

План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...