Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)
план-конспект занятия (психология, 7 класс) по теме

Рукавицына Анна Васильевна

В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ekstrim.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая игра

 «Правильное решение»

(профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях

 учащихся 7-9 классов)

                                        Рукавицына А.В., педагог-психолог

                                                     МБС(К)ОУ «Специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида №14»

                                    г. Губкина Белгородской области

Цель: формирование умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработка правильного поведения в таких ситуациях.

Задачи: - познакомить учащихся с основными правилами поведения в различных экстремальных ситуациях;

- сформировать понимание значения умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях;

- в игровой форме обсудить и разобрать ситуации, возникающие в жизни.

- оценить уровень совладающего поведения участников.

Ход игры

Психолог:  Добрый день!  Перед тем как начать наше  мероприятие давайте поприветствуем друг друга.

Игра «Добрая улыбка».

Вам необходимо обвести карандашом  вашу ладонь (у каждого на парте лежит листик и карандаш) и в центре ладони написать какое-либо пожелание. Например: «Желаю счастья!», «Желаю удачи!». Теперь поднимите ваши листики, покажите их присутствующим и улыбнитесь.

 

Психолог:  На протяжении всей своей жизни человек может столкнуться с различными экстремальными ситуациями, которые могут угрожать его здоровью и жизни. А ведь каждая минута  в   экстремальных  обстоятельствах – решающая. Можно столкнуться с любой ситуацией, будь то авария, пожары, техногенная катастрофа, а также ограбления, мошенничество. Поэтому в таких случаях необходимо в первую очередь рассчитывать только на самого  себя . На сегодняшний день и газеты, и телевидение переполнены сведениями о преступлениях, правонарушениях, катастрофах. Это не может не сказаться на поведении людей. Обилие пугающей информации действует на психику человека. Очень важно при этом сохранять хладнокровие и грамотно строить свои действия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как же вести себя в различных экстремальных ситуациях.

- С какими экстремальными ситуациями вам приходилось столкнуться в жизни?

Участникам показываются слайды, на которых демонстрируется ситуация толпы, паники.

 Во время паники толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали.

- Как вы поступите, оказавшись в ситуации паники, толпы?

Психолог: Чтобы уцелеть в толпе, лучше всего ее обойти. Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа вас увлекла, старайтесь избегать и ее центра, и края - опасного соседства витрин, решеток, набережной и т.п. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути - столбов, тумб, стен, деревьев, иначе вас могут просто раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками: их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Туфли на высоких каблуках или развязавшийся шнурок могут стоить вам жизни. Бросьте от себя сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало, ни в коем случае не пробуйте поднять. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не столь велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Еще один прием - упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук. Главная задача в толпе - не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать, что бывает сделать очень трудно. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас будут сбивать. Поэтому одной ногой (полной подошвой) надо упереться в землю и резко встать, используя движение толпы.

Игра «Толпа». Один из участников  становится в центр «толпы», т.е. остальных участников. Звучит музыка и участники "толпа" начинает толкать, раскачивать участника стоящего в центре.  Цель толкающих участников сдвинуть «центрального» с места, а «центральный» участник должен устоять. В толпу должен попасть, по возможности, каждый участник игры. После окончания музыки действия всех участников игры прекращаются, и происходит обсуждение. Играющим предлагается ответить на вопросы:

-Что вы чувствовали, когда были в роли человека, попавшего в толпу?

- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

- Как бы вы поступили, попав в такую ситуацию?

Психолог: Главное сохраняйте спокойствие, выдержку и самообладание в опасной ситуации, и стараться самостоятельно сделать все, чтобы помочь себе. Позвонить в службу спасения, пожарную или полицию,  дождаться профессиональной помощи.

Участникам показываются слайды, на которых демонстрируется ситуация стрельбы в помещении.

- Как вы поступите, если услышите выстрелы в помещении, в котором вы находитесь?

- Падайте на пол, прикройте голову руками.

- Постарайтесь спрятаться за крепкими предметами. Например, опрокиньте стол и прикройтесь его столешницей. Не высовывайтесь до окончания стрельбы.

Игра "Будь внимателен!"

Участники игры свободно передвигаются по комнате, звучит спокойная музыка. Внезапно музыка прекращается, и звучат звуки, похожие на выстрелы. Игроки должны немедленно принять решение и действовать по обстоятельствам. (Повторить 2-3 раза)

После окончания игры происходит обсуждение.

- Что вы почувствовали, услышав звуки выстрела?

- Как действовали?

- Правильное ли решение вы приняли?

 Участникам показываются слайды, на которых демонстрируется взрыв на улице.

Психолог: Как вы поступите, услышав взрыв?

Услышав разрыв, нужно упасть на землю, прикрыв голову руками.

Наиболее тяжелые повреждения получают люди, находящиеся в момент прихода ударной волны вне укрытий в положении стоя. Косвенное воздействие ударной волны заключается в поражении людей летящими обломками зданий, камнями, битым стеклом и другими предметами.

 Если рядом есть пострадавшие - окажите первую помощь.

Остановить кровотечение можно, перетянув ремнем или чем-то другим, похожим на жгут, выше места ранения. Делайте это быстро. Кровожадность террористов не имеет пределов. Они нередко проводили второй подрыв именно в момент, когда уцелевшие после первого взрыва граждане пытались помочь пострадавшим. Не старайтесь поднимать с земли раненого, если видно, что у него повреждены части тела.

Если есть мобильный телефон - вызовите спасателей и позвоните

своим близким, чтобы они не волновались.

Конкурс №1. «10 секунд».

Участникам предлагаются ситуации, в которых необходимо быстро принять решение как действовать. На обдумывание дается 10 секунд. (Выслушиваются все предлагаемые варианты ответов, обсуждаются и выбирается наиболее верный.)

Ситуации:

1. Вы пришли с родителями в крупный магазин. Вдруг раздался взрыв, люди побежали, началась паника. В суматохе кто-то вас толкнул, вы выронили сумку и потеряли из виду родителей. Ваши дальнейшие действия?

2. Вы дома смотрите телевизор в своей комнате. В соседней комнате отдыхает ваша бабушка. Внезапно телевизор начинает сильно дымить, комната быстро заполняется дымом. Ваши действия?

3.Вы вечером возвращаясь домой, зашли в темный двор. Во дворе вы увидели, как несколько молодых людей пристают к девушке. Девушка кричит, пытается вырваться. Ваши действия?

4. Вы вышли из магазина и вдруг услышали громкий хлопок, похожий на выстрел. Люди начали в панике бежать в разные стороны. Ваши действия?

 

Психолог: Можно долго рассуждать о том, как бы я поступил в той или иной ситуации. Но столкнувшись с ситуацией человек должен быстро принять нужное решение. В экстремальной ситуации принятое нами решение может стоить нам жизни.

В психологии есть понятие " совладающее поведение". Как вы думаете, что обозначает это понятие?

Совладающего поведение - это действия человека,  направленные на преодоление экстремальной ситуации.

Я предлагаю вам определить, как вы справляетесь с проблемами, трудностями и неприятностями в  жизни. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений (бланки раздаются каждому участнику). На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого (Бланк методики см. Приложение 1).

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом

Ключ

Базисная копинг-стратегия

Пункты опросника, номер

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33

1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32

4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30

Для получения общего балла по соответствующей «стратеги» подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)

При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

Выводы об уровне совладающего поведения:

высокий – 26-33

средний – 17-25

низкий – 11-16

Упражнение «Массаж в кругу».

Участники становятся в круг друг за другом.

Психолог: Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки-руки. Постепенно ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника). Дождь усиливается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). Теперь развернитесь на 180 градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения – идет повторение инструкции.

Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось – не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

Использованная литература:

1.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.

2.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ пер. с нем.. – М., Генезис, 2004г.

3.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М: Эксмо,2008. – 960 с.

Приложение №1

Да

Скорее да, чем нет

Нет

1. Позволяю себе поделиться чувством с другом

2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

17. Обдумываю про себя план действий

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

21. Избегаю общения с людьми

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

26. Сплю больше обычного

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

28. Представляю себя героем книги или кино

29. Пытаюсь решить проблему

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


3

3

3

3

3

3

3

3


3

221

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2

2

2

2

2


2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1


1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...

Психолого-педагогическая поддержка, как способ профилактики суицидального поведения у подростков

описаны факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков, а также меры  психолого-педагогической поддержки, как основного способа профилактики суицида у подростка....

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...

Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях

Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях...