Выступление на родительском собрании Тема: «Социально-психологическое тестирование 2023-2024 уч. года, результаты и рекомендации для родителей по профилактике рискового поведения подростков»
материал по психологии

Савельева Надежда Ивановна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Тема: «Социально-психологическое тестирование 2023-2024 уч. года, результаты и рекомендации для родителей по профилактике рискового поведения подростков»

Педагог-психолог

Савельева Н.И.


Здравствуйте, уважаемые родители!

Вы знаете, что ежегодно в образовательных организациях РФ проводится масштабное тестирование социально значимых характеристик личности подростков. Тестирование позволяет определить у обучающихся наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.

На данный момент тестирование завершено и получены результаты. По каждому классу я сделала обобщенный анализ и подготовила информацию классным руководителям. Подробно узнать результат теста возможно индивидуально, записавшись на консультацию. Кроме этого, анализ результатов поможет организовать индивидуальные и групповые профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, в особенности тех, кто оказался в группе риска, и оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

И сегодня на собрании я бы хотела поговорить о том, для чего тестирование нужно Вам?

Ваши дети – самое ценное и важное в жизни. Мы уверены, что вы беспокоитесь об их будущем. Ваши дети растут, становятся подростками, они взрослеют и это очень непросто. Подросткам очень хочется быть самостоятельными и попробовать в этой жизни все. Но они еще не имеют жизненного опыта и могут не знать последствий тех или иных решений. Стремясь повзрослеть, подростки могут рисковать своей жизнью и здоровьем. Негативные последствия такого поведения их не останавливают.

Наша с Вами задача – позаботиться о том, чтобы ребенок взрослел в безопасных условиях. Одно из условий безопасности детей – профилактика вовлечения в рисковое поведение. Под рисковым поведением понимают – поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья или жизни. К формам рискового поведения относят:

  1. Формы аддиктивного (зависимого) поведения – наркомания, алкоголизм, интернет и компьютеромания
  2. Формы деструктивного и аутодеструктивного поведения – суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения
  3. Поведение связанное с деструктивным характером социальных групп – интернет среда и социальные сети, вовлечение в организации экстремистского содержания.

Отношение детей к формам рискового поведения в большей степени зависит от взаимоотношений с вами, с родителями. В конечном счете, принимаемое подростками решение в отношении наркотиков, алкоголя, табака и других видов рисков напрямую связано с характером детско-родительских взаимоотношений и во многом определяется степенью уважения к родителям. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Вам, как родителям, необходимо понять эти проблемы и помочь в их решении.

Самое главное – по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.

Уважаемые родители, Вы получаете информацию о том, как ребенок воспринимает окружающие его условия и какие сильные стороны есть у него. Вы получаете возможность узнать есть ли у ребенка необходимая психологическая устойчивость к условиям, которые могут спровоцировать его к рисковому поведению. Что это за условия? Это потребность в одобрении, желание быть как все, склонность к риску, импульсивность, тревожность, желание получать все и немедленно, неумение справляться с трудностями и т.д.

От чего зависит психологическая устойчивость? Психологическая устойчивость зависит от того, чувствует ли ребенок поддержку от родителей, насколько доброжелательные у него отношения с одноклассниками, от его социальной активности, умения контролировать свое поведение, способности ставить цели и достигать их, прикладывая усилия.

Факторы риска, на которые следует обратить внимание родителям:

Плохая приспосабливаемость, зависимостьотсутствие активного приспособления и самоизменения, применительно к изменяющимся или новым условиям социокультурной среды, использование пассивных и преимущественно регрессивных стратегий поведения.

  • Потребность во внимании группы – потребность получать позитивный отклик от группы в ответ на свое поведение;
  • принятие отрицательных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в данной группе, в частности оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания;

Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения:

  • склонность к риску (опасности) – предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери (если ребенок любит риск, любит испытывать себя в разных ситуациях с риском для жизни);
  • импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций (не умеет контролировать свои эмоции в критической ситуации);
  • тревожность – предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящих к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству(принимает близко к сердцу и долго очень переживает);
  • фрустрацияобман, расстройство, разрушение планов – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.

Факторы защиты – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска

- принятие родителями – оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности у ребенка;

- принятие одноклассниками – оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности;

- социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия;

- самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами;

- самоэффективность – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат.

Рекомендации:

1. Быть внимательными к настроению и поведению своих детей;

2. Поддерживать в трудных ситуациях;

3. Стараться, чтобы ребенок был увлечен интересным делом, спортом, творчеством;

4. Совместные дела, поездки, отдых с детьми.

5. Знать друзей детей, приглашать домой, общаться с друзьями.

6. Повышать познавательную активность к учебе, к чтению художественной литературы.


Тест для родителей «Ваши отношения с ребенком»

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр:

“да” - 2 балла,

“отчасти”, “иногда” - 1 балл,

“нет” - 0 баллов.

Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6. Проверяете ли вы как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи и книги?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.

От 10 до 20 баллов – отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов – Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.


10 универсальных советов родителям подростков, связанных с факторами риска

В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей.

Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но, если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. Больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя». В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Удивляйте – запомнится!

Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «Почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?

Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего, физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но зато и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?

По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы.

Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны.

Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).

Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым, подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростковВ современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием...

Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Родительское собрание-обсуждение по "Программе тренингов по профилактике асоциального поведения подростков (с основами правовых знаний и элементами арт-терапии)".

За основу представляемой родителям системы взята информация с сайта: http://psinovo.ru/knigi_po_psichologii_i_pedagogike/makarticheva_g_i_trening_dlya_podrostkov_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya.С...

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»

Групповая консультаци для педагогов по аутоагрессивному поведению подростков, с приведенныи примкрами основных мотивов суцицидального поведения....

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...