Дезадаптивное поведения у детей с расстройствами аутистического спектра
занимательные факты по психологии (5 класс)

Петрова Елена Викторовна

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении таких детей – это ярко выраженное их  дезадаптивное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezadaptivnoe_povedenie_petrova_e.v.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Дезадаптивное поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

Петрова Е.В.

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении таких детей – это ярко выраженное их  дезадаптивное поведение.

Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество.

Наличие такого поведения у детей данной нозологической категории в значительной степени мешает процессу их адаптации к школе, делает невозможным освоение ими образовательной программы, «срывает» образовательный процесс в классе, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с расстройствами аутистического спектра проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Коррекция дезадаптивного поведения выделяется как отдельное направление коррекционной работы. У детей данной категории отмечаются следующие виды дезадаптивного поведения:

Агрессия. Ребенок причиняет боль другим людям. Он может кусаться, щипаться, царапаться и т. д., например, в ответ на просьбу учителя сесть за парту или выполнить задание, которое не нравится ребенку, он начинает пинать ногой своего соседа по парте.

Самоагрессия (членовредительство). Ребенок причиняет боль себе. Бьется головой о поверхности окружающих предметов, кусает себя, бьет. Примером такого поведения может быть следующая ситуация: ребенок начинает бить себя руками по голове, если ему не разрешают встать из-за стола во время урока.

Повторяющиеся действия (стереотипии). Ребенок хлопает в ладоши, трясет руками перед лицом, выстраивает предметы в ряд, крутит предметы, издает протяжные повторяющиеся звуки, пишет или повторяет цитаты из фильмов.

Ритуалы. Ребенок носит только определенную одежду, ест продукты определенного цвета, требует, чтобы вещи в комнате находились на определенных местах.

Деструктивное поведение. Поведение направлено на порчу предметов. Ребенок может разбрасывать и ломать предметы, рвать книги. Например, на уроке ребенок начинает рвать тетрадь, если допускает при письме ошибку в слове.

Вспышки гнева. Ребенок может начать плакать, кричать, падать на пол. Например, ребенок начинает кричать и стучать по столу, когда учитель исправляет его ошибку.

Импульсивное поведение. Ребенок вскакивает с места, хватает предметы, убегает. Например, мальчик во время урока может вставать с места и подбегать то к окну, то к шкафу с игрушками каждые три минуты

Общественно неприемлемое поведение. Ребенок может произносить слова, которые являются неприемлемыми в обществе, или невежливые слова, которые могут обидеть других людей. Ребенок не соблюдает дистанцию при взаимодействии с другими, раздевается в присутствии посторонних. Также, если ребенок видит пакетик с конфетами в чужой сумке, то залезает в эту сумку и хватает конфеты.

Каждый вид дезадаптивного поведения может быть разной интенсивности. Ученик может изредка вставать, а может практически не сидеть, постоянно бегая по кабинету. Он может шлепать другого человека так, что тот будет чувствовать легкое прикосновение, или шлепнуть так, что останется большой синяк.

 Дезадаптивное поведение у детей с РАС часто несет коммуникативную функцию. Это способ сообщить о своих желаниях и потребностях, нежелании что-то делать, способ привлечь к себе внимание. Такое поведение часто связано с несформированностью коммуникативных навыков, с помощью которых можно передавать информацию адекватным способом. Например, если у ребенка отсутствует экспрессивная речь, но при этом он не владеет никакими средствами альтернативной коммуникации, то для сообщения взрослым о своих потребностях у него остается только крик и агрессия. Поэтому при работе с нарушениями поведения важно научить ребенка новым адаптивным способам коммуникации, альтернативному поведению. Соответственно альтернативное поведение включает формирование умения выражать просьбу, привлекать внимание, выражать отказ и стимулировать себя адекватным способом. Детей, у которых формируется экспрессивная речь, обучают умению коммуницировать при помощи речи. Для детей, не владеющих речью, используются альтернативные средства коммуникации: карточки, жесты, письменная речь

         Наша с вами задача при проявлении дезадаптивного поведения научить ребенка с РАС снимать   психоэмоциональное напряжение с помощью специальных средств и оборудования. То есть научить аутиста -   качаться в кресле-качалке, напольных качелях в виде лошади вместо дезадаптивных раскачиваний стоя или сидя. −  использовать батут или большой мяч (фитбол) вместо подпрыгиваний на цыпочках или на стуле. −  использовать калейдоскоп или игрушки с вращающимися светодиодными лампами для зрительной стимуляции вместо размахиваний руками перед лицом; −  использовать барабан вместо постукиваний по столу; −  использовать ручной эспандер вместо стереотипного напряжения рук перед лицом.

    Кроме этого, в работе педагога психолога,  используются также различные виды сортеров, методика Монтессори, различные  бизиборды, Для эмоционального равновесия детей с РАС я использую песочную терапию и фиброоптические нити.

 Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра должна осуществляться последовательно, систематически с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Консультативный материал. «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»...

Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...

РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра ...

Дезадаптивное поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении таких детей – это ярко выраженное их  дезадаптивное поведение....