Тренинг для подростков "Коммуникативное развитие"
материал по психологии (7 класс)
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физиологическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.Многие исследователи отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Поэтому, работа педагогов, направленная на развитие коммуникативных компетенций подростков необходима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Коммуникативное развитие»
Актуальность проблемы
Подростковый возраст характеризуется рядом задач, которые должны быть решены ко времени вхождения подростка во взрослую жизнь. Ведущей деятельностью подростка является общение, при помощи которого он приобретает коммуникативные навыки. Уровень развития коммуникативных навыков трудно переоценить, поскольку человек живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости, закрытости и т.д. Изменилась и атмосфера в семьях. В современном мире все стали жить более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом. Поэтому тренинги коммуникативного развития подростков являются актуальными, так как в ходе тренинга формируется коммуникативная и социальная компетентность, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников.
Целевая аудитория: подростки 12-15 лет
Форма работы: групповая
Время: 60 минут, 1 раз в неделю, 12 занятий
Цель: создать условия, способствующие коммуникативному развитию участников тренинга
Задачи:
- Способствовать расширению возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- Способствовать улучшению уровня коммуникации, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- Развивать навыки эффективного общения.
- Способствовать повышению уровня рефлексивности.
План мероприятия:
Начальный этап работы
1. Вводная беседа.
Упражнение-разминка «Карандаши». Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Знакомство. Упражнение «Имя-движение» Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением.
Упражнение «Снежный ком» Участники представляются по именам, каждый следующий участник должен повторить имена всех предшествующих и только после этого представиться сам.
Обсуждение и принятие правил работы группы.
Основная часть работы.
- Игра «Поворот в прыжках»
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90 и тд.
Психологический смысл игры. Подобное задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Обсуждение.
- Игра «Дракон ловит свой хвост»
Психологический смысл игры. Активизация участников, развитие умения координировать совместные действия. Обсуждение. Обмен чувствами.
- Групповая дискуссия «Факты о нас»
Психологический смысл дискуссии. Подростки получают возможность более близко познакомиться, лучше узнать друг друга, рассказать о своих сильных сторонах и различных фактах из своего жизненного опыта.
Обсуждение. Когда подростки возвращаются в общий круг, их просят повторить наиболее интересные, на их взгляд, факты, которые они узнали друг о друге.
- Упражнение «Встреча взглядами»
Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности. Обсуждение. На какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?
- Упражнение «Испорченный телефон»
Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении. Обсуждение.
- Упражнение «Рисование по инструкции»
Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Обсуждение.
- Упражнение «Слушание в разных позах»
Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.
Завершающая часть.
Проведение анкеты обратной связи по тренингу.
Ожидаемые результаты:
На первом занятии можно провести небольшое анкетирование: предложить оценить, насколько они хотят заниматься теми или иными видами работ, беседовать на различные темы и т. п. Или можно просто провести беседу.
У подростков сформированы навыки конструктивного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна
Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

Тренинг "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха"
Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состоя...

Тренинг по креативному развитию подростков и старших школьников
Тренинг для развития креативности, творческого подхода к любой ситуации....

Тренинг для педагогов "Развитие коммуникативной компетентности"
Формирование у педагогов умений ,являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности. в целях создания безопасной образовательной среды....

Мастер-класс "Тренинг-как основа развития актерского мастерства"
Данный мастер-класс разработан для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников....

Занятие с элементами тренинга для вожатых "Развитие уверенности в себе"
Цели:самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, то есть таких качеств, навыков, умений, которые дают чувство внутренней уверенности и доверия к самому себе;развить умение действова...

Тренинг на тему: «Развитие групповой сплоченности»
Тренинг направлен на развитие групповой сплоченности, формирование навыков совместной деятельности, развитие навыков гибкого поведения.Задачи: - установление контакта, восприятие и по...