Мастер-класс "Тренинг-как основа развития актерского мастерства"
учебно-методический материал

Штрапова Алена Владимировна

Данный мастер-класс разработан для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening._master-klass_noyabr.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества ст. Калининской

МАСТЕР-КЛАСС

«Тренинг – как основа развития актерского мастерства»

Выполнила: Алена Владимировна Штрапова,

педагог-организатор

ст. Калининская, ноябрь 2019г.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

 

Задачи:

- повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

- поддержка молодых педагогов.

Ожидаемые результаты:

- понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;

- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

- повышения уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности

- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер-класса

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развития личности.

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, основные:

- высокий уровень познавательного интереса;

- оптимальный расход времени;

- разнообразие методов и средств;

- практическая значимость знаний и умений.

Не секрет, что в настоящее время отмечается равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, поэтому педагоги пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.

Первое и самое главное – определиться с мотивацией: «Для чего необходимы тренинги на занятиях». У каждого ребенка своя мотивация, только надо ему объяснить ее: одни хотят лучше ориентироваться в пространстве, другие желают лучше других детей выполнять задания педагога, а третьим просто интересно через тренинг перевоплощаться и примерять на себя другой образ или определенную роль.

Никогда не добьешься высоких результатов в работе с детьми, если не будешь учитывать индивидуальные особенности детей, как в любом педагогическом процессе. У детей развиты различные виды памяти, внимания, по-разному работает логическое мышление, разная быстрота реакций, у некоторых детей есть особенности речи. Поэтому используя тренинги в своей работе, я учитываю индивидуальные и возрастные особенности развития своих учащихся.

Тема нашего мастер-класса «Тренинг – как основа развития актерского мастерства». Рецепт актерского тренинга прост:

1) Возьмем воображение и наблюдательность

2) Добавим к ним "эмоциональной щедрости"

3) Смешаем со смелостью и яркостью

4) Подсолим спонтанной импровизацией и...

5) Заправим легкостью и раскрепощенностью.

Кушать подано! Наслаждайтесь!

Упражнения по актерскому тренингу целесообразны при работе, как средство собрать внимание, мобилизовать коллектив перед началом любой репетиции.

Перейдем к практической части нашего мастер-класса

Жизнь в движении. Предлагаю всем участникам разделиться на пары или тройки. Каждая ячейка получает резинку, связанную в кольцо.

В каждой паре или тройке определяется, один Ведущий, и Ведомый (их может быть два). Участники надевают на ноги или пояс резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. Как только заиграет музыка участники начинают двигаться в пространстве. Это может быть ходьба с разной скоростью и в разном темпе, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки и др. Главное – сохранить резинку на теле (причем, придерживать ее во время движения руками нельзя). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за лишнего напряжения.

 Радуга без слов. Участникам необходимо выстроится в колонну друг за другом. Ведущий говорит шёпотом последнему участнику любой цвет из цветов радуги. Задача передать цвет не используя слова, возможны прикосновения к спине. По цепочке передается тот цвет какой понимает стоящий впереди участник. Ведущий спрашивает по итогам какой цвет передали участники друг другу. Обсуждение и подведение итогов.

 Слова на букву…Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На любую предложенную букву. Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаю обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Биологические часы. Закройте глаза и сядьте поудобнее. Сейчас прозвучит хлопок, ваша задача, когда пройдет 1 минута встать и открыть глаза. Определить длительность времени вы должны с помощью внутренних ощущений, своих биологических часов.

В конце упражнения выясняется, кому удалось правильно определить длительность минуты. (Обычно, когда упражнение проводится в первый раз, таких участников бывает очень мало. В основном, все ошибаются в ту или иную сторону почти на 20 секунд).

Пиф-паф.  Этот тренинг проводится с двумя участниками. Задача ставиться такая: необходимо перевоплотиться в одного из трех героев «заяц», «волк», «бабка». Участники отворачиваются друг от друга. На счет три поворачиваются в образе и воплощают действие. Волк съедает зайца, бабка убивает волка и зайца.

Перевоплощение. Каждый участник получает две карточки: одну с текстом для прочтения, другую с манерой прочтения. Примеры: прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин. Варианты текстов для прочтения:

1. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор.

2. Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.

3. Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было.

Встать по пальцам. У меня в руках карточки с цифрами, сейчас я отвернусь и покажу любую из цифр и досчитаю до трех, резко повернусь к вам. На момент поворота количество стоящих с поднятой рукой должно быть равно числу, написанному на карточке. Главным условием тренинга является полная тишина и никаких договоренностей между участниками.

Расскажи почему так. Участники ходят по кругу под музыку. Как только музыка прекращается, каждый должен остановиться и замереть в любой неожиданной для себя позе. Задача суметь объяснить, что это за поза, но не банальность. Когда музыка заиграет каждый должен продолжить свой действие. И выборочно рассказать, что происходит с вами, какое действие вы совершаете.

Язык АБВГДКа. Выбирается один ведущий он придумывает ситуацию и заходит в аудиторию разговаривая на придуманном языке. Все должны понять, что происходит и что от них хочет ведущий. Обсуждение и подведение итогов.

Попугай в клетке. Когда профессионал выполняет этот тренинг, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами. Итак, нужно сделать следующее:

Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

Ощупать ее руками

Взять и переставить на другое место

Подразнить попугая

Найти дверцу и открыть ее

Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

Одернуть руку

Закрыть побыстрее клетку

Помахать угрожающе пальцем

Переставить клетку в другое место.

Данный тренинг могут попробовать несколько участников мастер- класса, все равно у каждого получится по-своему.

По традиции будь то занятие или мастер-класс завершается всегда рефлексией, и мы не будем отклоняться от курса. А рефлексия для педагога, это ряд вопросов и пока он их себе задает – он развивается! Вопросы:

-что я делаю?

- с какой целью?

- каковы результаты моей деятельности?

- как я этого достиг?

- можно ли сделать лучше?

- что я буду делать дальше?

Тренинг «Чистый лист». Под музыку участники выполняют действия, которые показывает ведущий с листом бумаги. Возможны вариации, когда участникам предлагается выбрать предмет (мяч, куб, ткань и др.).

Наш мастер-класс завершён. Давайте обменяемся впечатлениями. Что вам понравилось? Спасибо вам за работу. Традиционные аплодисменты «благодарность за занятие, успех коллег, свой успех». Всего вам доброго!

        

Список литературы

1. http://www.edu21.cap.ru/home/5100/teatr/ypragnenie/akter.htm

2. https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/exercises.php

3. https://kladraz.ru/blogs/blog17908/-osvoenie-umenii-i-navykov-akterskogo-masterstva-s-pomoschyu-teatralnyh-yetyudov.html

4. https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2017/09/14/programma-master-klassa-akterskoe-masterstvo-i

5.https://cdtpsh.edu.yar.ru/o_tsentre/stranichka_pedagoga_bogacheva_v_v_/konspekti_zanyatiy_po_akterskomu_masterstvu.html

6. https://pandia.ru/text/78/486/16642.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Основы актерского мастерства.

До начала анализа и объяснения  понятия сценический этюд, пробуем самостоятельно ответить на вопросы; что такое этюд?  На каком материале он строится? Какие виды этюдов вам известны? Из каки...

"Сценическое действие-основа актерского мастерства"

Конспект и презентация открытого занятия в театральном объединении в общеобразовательном учреждении....

Система упражнения для развития актерского мастерства

Здесь даны некоторые упражнения, которые я регулярно использую на своих занятиях в музыкальном театре....

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства" художественно-эстетического направления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа «Основы актерского мастерства» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретени...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства"

Образовательная программа «Основы актерского мастерства» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программ...