Основы актерского мастерства.
методическая разработка на тему

До начала анализа и объяснения  понятия сценический этюд, пробуем самостоятельно ответить на вопросы; что такое этюд?  На каком материале он строится? Какие виды этюдов вам известны? Из каких компонентов состоит этюд.?Что такое "предлагаемые обстоятельства" этюда?  И какое место занимает этюд в работе над постановкой драматического произведения?Далее дать определение этюда, Уточнить, что есть предлагаемые обстоятельства и действие. Разобраться в композиции этюда, какие виды тренировочных этюдов существуют. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnaya_igra.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  в помощь педагогу дополнительного образования 

«Актерский тренинг с детьми младшего школьного возраста».

Автор:  Москвитина Лидия Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

 ДДЮТ Кировского района

                                Образовательная программа

                                                                        «Школа театрального искусства «Я»

Зарядка для актёра

         

Психофизическая подготовка - один из этапов органичного существования актёра на сцене. Ни один артист, серьёзно относящийся к своему делу, перед выходом на площадку  не пренебрегает эмоциональным и физическим настроем. Зачем?

  • Снятие мышечного зажима, которое сковывает свободу тела
  • Умение управлять своим телом
  • Концентрировать внимание
  • Выразительно и ярко проявлять эмоции

Разогрев - это приведение собственного тела в готовность к действию. Разогреть кровь, размять мышцы. Темп, который не позволяет флегматично предаваться раздумьям.

 

  • Вращение головой, освобождение шейных мышц;
  • Повороты корпуса;
  • Наклоны вперёд с  прогибанием  корпуса назад
  • Потягивания;
  • Растяжка и тренировка мышц в положении полусидя.

  1. «Обруч»

Упражнение выполняем сначала с реальным обручем, потом с воображаемым предметом. Вращая корпус, как можно дольше продержать обруч на талии.

Вращать его можно шеей, кистью руки, коленками.  Не дать кольцу упасть.

  1. «Крутится, вертится шар голубой…

Воздушный шарик уносится вверх. Надо приложить немало сил, удержать его в руке. Порыв ветра - шарик летит влево, вправо. Поиграйте с шариком. Попробуйте поработать то правой, то левой рукой. Хватайте шар двумя руками, держите его. Шар поднимается вверх. Держите его!  Не дайте улететь! Вставайте на носочки, тянитесь к небу, в вышину.

   

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Развивающие игры

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Без развития таких качеств, как внимание и наблюдательность, невозможно творческое осмысление  окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Важно научить ребенка  ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, научится пониманию согласовывать свои действия с партнерами, активно мыслить.

Решая все эти задачи, развивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

  1. «Передай»

Широкий круг, дающий свободу движения и всем видеть всех.

Сегодня мы будем угощать друг – друга.

Передать воображаемое Яблоко, грушу, горячий чай, кусок торта, и . т .д.

Каждый отведает то, что ему предложили. С хрустом откусил яблоко.

Груша такая сочная, что сок течёт по рукам.

Тему всякий раз определяем заранее: «Магазин одежды», «Животные», «Музыкальные инструменты»

Живая скульптура

  • Развивает художественный вкус, умение двигаться, снимает зажатость. Участие в игре родителей, сближает их с детьми.
  • Играют под музыку. Перед началом игры дети делятся на пары. В каждой паре один- Скульптор, второй- Глина. Глина садится на корточки и расслабляется.
  • Скульптор начинает «лепить» скульптуру. Глина поддается любому его движению и застывает в том положении, которое придает ей Скульптор.
  • Когда музыка кончается, скульптура считается готовой. Все оглядываются друг на друга, смотрят, что кто «слепил». Потом Скульптор и Глина меняются ролями.

Насос и надувная игрушка

  • Играют двое, остальные смотрят. Потом может «выступить» другая пара.
  • Один- например, «большой надувной мяч», другой- «насосом надувает» этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки висят. («Мяч не наполнен воздухом».) Товарищ его начинает надувать, сопровождая движения рук (качающих воздух насосом) звуком «с-с-с». С каждой «подачи воздуха» Мяч надувается все сильнее…
  • Но вот «насос» перестал «накачивать». «Шланг выдергивают» и… из Мяча с силой «выходит воздух» со звуком «ш-ш-ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное состояние. Тот кого надувают может быть резиновым зайцем, куклой, крокодилом.

Тень.

  • Игра развивает умение сосредотачиваться, умение копировать движения (основу любой учебы).
  • Участвуют два ребенка. Играют под музыку.
  • Играющие представляют, что один ребенок идет по полю, срывает цветок на обочине, подбирает красивый камушек, прячется от ветра, может быть, скачет на одной ноге и пр. Второй ребенок играет его тень. Он должен повторять за ним все его движения.
  • Затем, играющие меняются местами.

Зеркальное королевство.

  • Игра на имитацию движений со многими участниками.

Проводится под музыку.

  • Все дети (кроме одного- водящего) стоят в разных местах комнаты и повернуты в разные стороны. Это- «зеркала».
  • Водящий ходит по комнате, и если он оказывается перед теми или иными «зеркалами», они должны отразить его движения (не сдвигаясь с места).
  • Если это кому-то не удалось или он зазевался, то «Волшебница» берет его в «плен» и он помещается в «Зазеркалье»…
  • Игра кончается вместе с музыкой.

Ты- мое зеркало.

  • Эта увлекательная игра развивает представление о симметрии и навыки подражания.
  • Двое играющих садятся один напротив другого.
  • Один совершает движения руками- поднимает, опускает, чешет за ухом и пр. Второй играет роль зеркала и повторяет все движения первого.
  • Он проигрывает, если сделает неправильное движение. После этого играющие меняются ролями.

ЭСТАФЕТА.

Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры: дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм, и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

А) Знакомство. Из-за ширмы появляется какой либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т. п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

Б) Радиограмма. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок – «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Ход игры: Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ.

Цель: тренировать зрительное внимание.

Ход игры: педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету). Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было. 

РУКИ- НОГИ.

Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры: по одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам- встать. Если руки подняты: по одному- опустить руки, по двум- сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ.

Цель: привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами (сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.).

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель: развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры: играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий- в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ.

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми

глазами.

 Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ.

Цель: развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры: дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель: развивать наблюдательность, произвольную память.

Ход игры: водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших ворот». Для мальчиков: в центре круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ; Ваня наш во что одет? Или для девочек: ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета? Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ

Цель: развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры: дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три- замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства: общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Совсем не обязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т. п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом,  воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье- в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. В этой связи интерес представляет статья известного педагога и режиссера А. А. Брянцева «Во имя детской души», где он писал: «Если хорошие профессиональные актеры должны играть так же просто, как дети, то детям отнюдь не следует наигрывать так, как это делают плохие актеры. Если при этом учесть абсолютную неграмотность рядового педагога в методике актерского мастерства, то можно себе представить, к чему могут привести такие любительские попытки детских спектаклей.

Между тем, правильные занятия драматизацией изучаемого материала должны и могут дать благие результаты».

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача- сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо прежде всего опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего- это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т. е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, -  говорил К. С. Станиславский, - что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться,  найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде».

Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цель: детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь- по пустыне, по горной тропе, по болту, через лес, джунгли, через океан на корабле- и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение- это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры: предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по- своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

А) карандаш или палочка- ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.

Б) маленький мячик- яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д.

В) записная книжка- зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета, например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ.

Цель: та же.

Ход игры: дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Возможные варианты предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок спящей красавицы, пещера дракона и т. д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель: та же.

Ход игры: по команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т. д.

Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

«Игра с носорогом»

Есть охотничья игра у одного из самых смелых народов Африки, масаев: они бесшумно подходят к спящему носорогу, очень свирепому зверю, и кладут ему на спину камешки. Если носорог проснется- жизни смельчака будет угрожать смертельная опасность.

Отправим одного ученика- «носорога»- спать, пусть он ляжет на щит и укроет голову, чтобы никого  не видеть. Потренируем сосредоточенное внимание в действии: надо подкрасться к носорогу так, чтобы он не слышно шагов, и положить ему на спину монетку. Когда отойдет один охотник, пусть идет следующий. Удастся ли вам положить монетку так, чтобы наш носорог ничего не почувствовал?

-Носорог, не засните, в самом деле! Прислушайтесь внимательней, кто-нибудь себя непременно выдаст.

Можно осложнить обстоятельства: пока один охотник подкрадывается к носорогу, остальные еле слышно напевают, скрывая возможные шумы и скрипы пола.

                             

                                       Методическая разработка

 

Тема: от упражнения к этюду

Цель: мобилизовать активное внимание и подготовить ученика к циклу упражнений на взаимодействие с партнёром.

Угадай: что я делаю?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т. п.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
  3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
  4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

1 группа- задание «сидеть». Возможные варианты:

А) сидеть у телевизора;

Б) сидеть в цирке;

В) сидеть в кабинете у зубного врача;

Г) сидеть у шахматной доски;

Д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

2 группа- задание «идти». Возможные варианты:

А) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

Б) идти по горячему песку;

В) идти по палубе корабля;

Г) идти по бревну или узкому мостику;

Д) идти по узкой горной тропинке и т. д.

3 группа- задание «бежать». Возможные варианты:

А) бежать, опаздывая в театр;

Б) бежать от злой собаки;

В) бежать, попав под дождь;

Г) бежать, играя в жмурки и т. д.

4 группа- задание «размахивать руками». Возможные варианты:

А) отгонять комаров;

Б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

В) сушить мокрые руки и т. д.

5 группа- задание «ловить зверюшку». Возможные варианты:

А) кошку; Б) попугайчика; В) кузнечика и т. п.

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИЙ ДЕЙСТВИЙ

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали.  Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся  выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое- пятеро внучат», с другой стороны- остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной- длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три- догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т. п.

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети- работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем,  игру можно усложнить введением новых персонажей (королева,  министр, принцесса и т. п.), а также придумать характеры действующих лиц (король- жадный, веселый, злой; королева- добрая, сварливая, легкомысленная).

        

Экспромт- театр

Представления в экспромт- театре никогда не готовятся заранее. Актеры- учащиеся приглашенные на площадку. Сценарий знает только ведущий. Роли участников расписаны на отдельных бумажках и раздаются участникам случайным образом в развернутом виде. Ведущий зачитывает текст и просит актеров развернуть записки с ролью. После чего сценарий зачитывается вновь. Когда в сюжете речь заходит о новом персонаже, еще не упоминавшемся ранее, участник, получивший эту роль, встает и вступает в разыгрывающееся действие. Затем он действует, исходя из сценария, зачитываемого ведущим. В сценарии роли обозначены жирным шрифтом и подчеркнуты.

« Новогодняя сказка»

В темном- претемном, страшном- престрашном новогоднем лесу шли приготовления к празднику. Посреди поляны, озаренной туманным лунным светом, стояла избушка на курьих ножках. Одинокий заяц то и дело подбегал под крыльцо, перебирал мохнатыми лапками и терся о костяную ногу.

На вечнозеленой вековой сосне, усыпанной пушистым белым снегом, висели кем- то забытые огромные часы. Они поскрипывали и подрагивали на ветру.

Но вот показался храбрый- прехрабрый, могучий- премогучий Иван- царевич. Он был явно сердит и скрипел зубами, то и дело, демонстрируя окружающим набухшие мышцы.

Страшно перепугался заяц и, пронзительно взвизгнув, умчался прочь.

«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу тылом!», - крикнул царевич.

Избушка не подчинилась.

«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а то хуже будет», - повторил Иван.

Из избы выбежала рассерженная Баба- Яга. Она топала ногами и грозила Ивану косматым кулаком.

Иван смирил гордыню и улыбнулся широкой русской улыбкой. Местный фотограф сделал несколько новых рекламных снимков для нового лесного независимо издания «В улыбке- сила».

Растроганная Яга по- отечески обняла Ваню и подарила ему новую реактивную ступу с глушителем.

Часы показывали полночь. Заспанная кукушка, очнувшись ото сна, прокричала хриплым голосом три раза и, не успев закрыть рот, заснула опять.

Сел Иван- царевич на ступу, прихватил с собой Бабу- Ягу и меч свой булатный и умчался на новогоднюю встречу с царевной Премудрой Василисой.

Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается цыган- вор, он ищет конюшню, где спит конь. Вот и конюшня. Спит конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тихонько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз… На улице спит песДеревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган- вор пробирается в конюшню. Вот он хватает коня… Воробей закричал тревожно… Пес отчаянно залаял… Цыган уводит коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведет коня в конюшню. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг.

Деревья шумят, и ветер продолжает завывать… Хозяин гладит коня, бросает ему поесть. Хозяин зовет хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит пес. Дремлет воробей. Стоя засыпает конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!

Заключение

На занятиях, где идет работа над этими упражнениями,  всегда царит атмосфера веселья, дружбы. Занятия дают радость торжества,  раскованность, которую вносит азарт, увлеченность, дух непринужденного соревнования, без которого нельзя свободно творить. Творить нужно и можно только радостно.

Список литературы

  1. Гиппиус З. «Гимнастика чувств» СПб 2001 г.
  2. Сценическая педагогика. ЛГИТМиК- Л, 1976
  3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. , М., 1992
  4. Ганелин Е.Р. «Школьный театр» СПб 1999 г.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. –1991
  6. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизации, М, 1992
  7. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве /Сборник сочинений в 8 томах- Т1 , М., 1954
  8. Шихматов Л. М. Сценические этюды, М. , 1966

9. Корогодский З.Я. « Начало» СПб 1996 г.

Методические рекомендации  в помощь педагогу дополнительного образования .

«Актерский тренинг с детьми младшего школьного возраста».

Автор:  Москвитина Лидия Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

 ДДЮТ Кировского района

Санкт- Петербург

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

"Сценическое действие-основа актерского мастерства"

Конспект и презентация открытого занятия в театральном объединении в общеобразовательном учреждении....

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства" художественно-эстетического направления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа «Основы актерского мастерства» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретени...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства"

Образовательная программа «Основы актерского мастерства» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программ...

Рабочая программа "Основы актерского мастерства" (6-7 класс)

Это не моя разработка, а моей замечательной коллеги Ильченко Н.И. Публикация здесь согласована с ней....

Мастер-класс "Тренинг-как основа развития актерского мастерства"

Данный мастер-класс разработан для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников....