мониторинг уровня сформированности УУД
опыты и эксперименты по психологии
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня
сформированности универсальных учебных
действий в основной школе
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД
№ | Оцениваемые результаты | Критерии сформированности УУД | Баллы |
Регулятивные УУД | |||
1 | Произвольность деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяетрезультат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. | 3 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке. | 2 | ||
Деятельность хаотична, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна. | 1 | ||
2 | Планирование | Планирует деятельность самостоятельно | 3 |
Планирует деятельность с направляющей помощью | 2 | ||
Планирует деятельность с помощью учителя | 1 | ||
3 | Самоконтроль | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки | 3 |
Результат проверяет, но ошибок "не видит" | 2 | ||
Результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом | 1 | ||
4 | Самооценка | Способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | 3 |
Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | 2 | ||
Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | 1 | ||
Коммуникативные УУД | |||
1 | Ведение дискуссии | Отвечает, давая развернутый ответ, самостоятельно формулирует корректные вопросы | 4 |
Отвечает, давая краткий ответ, формулирует неточный вопрос | 3 | ||
При ответе или формулировке вопроса испытывает затруднения из-за волнения | 2 | ||
При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря, формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику | 1 | ||
2 | Способность к сотрудничеству | Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | ||
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | ||
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других. | 1 | ||
3 | Уровень коммуникации | Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств. | 4 |
Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении | 3 | ||
Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении | 2 | ||
Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные трудности вхождения в новый коллектив | 1 | ||
Познавательные УУД | |||
1 | Восприятие устной и письменной информации | Воспринимает информацию с первого раза | 3 |
Нуждается в дополнительных разъяснениях, в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | 2 | ||
Не воспринимает устную и письменную информацию | 1 | ||
2 | Познавательная активность | Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи | 3 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересующих вопросов довольно узок, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция | 2 | ||
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется | 1 | ||
3 | Мышление (сформированность логических операций) | Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи | 3 |
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания | 2 | ||
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется. | 1 | ||
Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД позволяет представить полную картину об учащемся, для того, чтобы зафиксировать его проблемы, и наметить план коррекционных действий по их устранению. По количеству набранных баллов можно судить об уровне сформированности УУД:
Уровни сформированности УУД
Уровни сформированности УУД | Характеристика деятельности учащихся | Количество баллов |
Низкий уровень | Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия | От 6 до 1 баллов |
Средний уровень | Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение) | От 7 до 10 баллов |
Высокий уровень | Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели) | От 11 до 12 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования....

Мониторинг уровня сформированности социокультурной компетенции учащихся, проводимый учителем английского языка.
Данный материал позволяет определить уровень социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка, а также помогает определить мотивацию школьников к изучению иностранных языков....

Мониторинг уровня сформированности УУД у младших школьников.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового ...

Мониторинг уровня сформированности УУД в 5-ом,6-ом классе за 2012-13 уч.год и 2013-14 уч.год.
Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся 5-го и 6-го класса за 2012-13 уч.год и 2013-14 уч.год....

Мониторинг уровня сформированности УУД в 5 классе за 2013-2014 уч.год
Мониторинг уровня сформированности УУД в 5 классе за 2013-2014 уч.год...

Педагогический мониторинг уровня сформированности самостоятельности у учащихся.
Программа педагогического мониторинга...

Программа мониторинга уровня сформированности УУД учащихся 5 классов
Позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-классов в условиях реализации федеральных государственн...
