Задание по психологии производственная (педагогическая (летняя) практика.
учебно-методический материал по психологии
Задание по психологии
производственная (педагогическая (летняя) практика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»
(БГУ)
Кафедра психологии
ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ
ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) программы
Физическая культура
Уровень высшего образования
Бакалавриат
Выполнила:
Костюченко Анжелика
Васильевна
студент 3 курса
форма обучения:
заочная
Брянск 2021
Задание по психологии
производственная (педагогическая (летняя) практика.
Задание 1.
Составьте перечень диагностических методик, рекомендуемых к использованию при работе с детьми в летнем лагере.
Обследуемые параметры личности | Методика | Цель методики | Источники | |
Входная диагностика | ||||
Общие сведения о ребенке | 1. Анкета для родителей 2. Анкета "Цветок" | Выявить, отношение родителей к летнему лагерю. Получение первичной информации о ребенке. | ||
Ожидания ребенка | 1. Анкета для ребенка, прибывшего в лагерь 2. Живая анкета "Давайте познакомимся!" | Выявить, с каким желанием и настроением воспитанники начали посещать лагерь. Диагностика интересов и потребностей детей. | ||
Интересы ребенка | 1. Живая анкета «Давайте познакомимся» 2.Метоика «Карта интересов» | Диагностика интересов и потребностей при активном участии каждого члена лагеря. Предназначена для изучения интересов и склонностей человека к различным сферам деятельности. | ||
Творческая направленность | 1. Тест П. Торренса на творческое мышление 2. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая). | Определение одаренности ребенка. Изучить особенности воображения ребенка на словесном материале. | ||
Общительность | 1. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера 2. Тест Ряховского. | Предназначена для измерения социального самоконтроля (или коммуникативного контроля) – способности человека осуществлять контроль над своим поведением и, тем самым, воздействовать на впечатление, которое складывается о нём у окружающих. Определение уровня общительности и коммуникативной способности личности в социуме. | ||
Самооценка | 1. Методика" Волшебное озеро" 2. Анкета "Семь желаний" | Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с водой. Методика помогает выявить направленность интересов младших школьников. | Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. | |
Текущая диагностика | ||||
Эмоциональное самочувствие ребенка | 1. Методика «Мишень настроения» 2. Методика "Градусник" | Подведение итогов. Экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка | ||
Эмоционально-психологический климат в отряде | 1. Методика «Недописанный тезис» 2. «Эмоциональная цветопись» | Выявить начальный уровень знаний детей о своих нравах. На доске или на листочках написаны начала фраз. Исследование эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста. Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения. | ||
Характер межличностных отношений | 1. Методика "Рисунок-образ" 2. «Социометрия» | Выявление эмоционального отношения ребёнка к коллективу. Позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. | Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. | |
Лидерские качества ребенка | 1. «Три перемены в одежде» 2. «Скала» | Выявление лидерских качеств ребенка в лагере Выявление лидерских качеств ребенка в лагере | ||
Уровень развития отрядного коллектива | 1. Методика "Рисунок-символ" 2. Методика "Аналогия" | Выявление эмоционального отношения ребёнка к коллективу. Определения характеристики детского коллектива. | Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Екатеринбург, 1996. | |
Итоговая диагностика | ||||
Личностный рост каждого члена отряда | 1. Игра "Чудо-дерево" 2. Рейтинг личностного роста | Формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры. Получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе развития личности. | Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие. – Москва, 2007 | |
Удовлетворен-ность пребыванием в лагере | 1. Анкета "Согласен-несогласен" 2. Методика "Поляна цветов" | Диагностика интересов и потребностей детей. Продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать. | Сергеев В.М. Метод. Соц.-псих. Диаг. подростковой группы. – Н.Новгород: ППМЦ, 1994. | |
Задание 2. На основе анализа психолого-педагогической литературы подберите для школьников определенного возраста психологические игры, игровые упражнения, направленные на знакомство, межличностное и групповое взаимодействие. Представьте по каждому из направлений (знакомство, межличностное взаимодействие, групповое взаимодействие) по 2-3 игровых упражнения. Оформите результаты работы в таблице 1.
Таблица 1 - Интерактивные игровые упражнения
Название игры, упражнения | Цель и задачи игрового упражнения | Возраст, количество участников | Краткая характеристика игры, игрового упражнения | Оборудование для проведения игры | |
Знакомство участников | |||||
Игровое упражнение 1 | Игра «Билетики» | ребята разных возрастов | Участники встают парами, образуя два круга – внутренний и внешний. Внутренний круг – билетики, внешний - пассажиры. В центре безбилетник – «заяц». По команде ведущего «поехали» круги начинают вращаться в разные стороны. Ведущий кричит: «контролер!». Билетики на местах, а пассажиры должны найти свою пару, заяц занимает любое место. Пассажир без билетика, занимает место «зайца». | класс, лес, аудитория | |
Игровое упражнение 2 | Игра «Невербальное знакомство» | ребята разных возрастов | Участникам предлагается, молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами; глазами; спинами и т.д. Возможно при достаточной «разогретости» группы. Также можно попробовать упорядочить процесс с тем, чтобы каждый проконтактировал с каждым. | класс, лес, аудитория | |
Игровое упражнение 3 | Игра ‹‹Дрозд›› | ребята разных возрастов | Игроки образуют два круга, равные по численности. Внутренний круг – юноши, внешний – девушки. Внутренний круг поворачивается спиной в центр, а внешний – лицом к центру (образуются пары). Далее все вместе произносят следующие слова (при этом также выполняя определенные движения): «Я дрозд и ты дрозд (открытой ладонью показывают на себя и соседа). У меня нос и у тебя нос (прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа). У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие (прикасаются к своим щечкам и к щечкам соседа). У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие (прикасаются к своим губам и к губам соседа). Мы с тобой два друга, мы любим, друг друга (обнимаются или пожимают руки, называя при этом свои имена)». После этого внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары. Игра продолжается. | класс, лес, аудитория | |
Межличностное взаимодействие (работа в парах) | |||||
Игровое упражнение 1 | "Подарок" | два человека. Остальные "ограничиваются" ролью внимательных наблюдателей | два человека, сидя друг против друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: "Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.) за подарок..."; обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добавляется новый, например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее: Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне — молодильное яблоко, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю. Вопросы к обсуждению: кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает информацию? Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем? | класс, лес, аудитория | |
Игровое упражнение 2 | "Воссоединение" | все присутствующие, возраст разный | подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историческое событие и его участники и т. д.). Суть игры: каждый участник получает карточку или с названием литературного произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками). Вопросы к обсуждению: легко ли найти "своего человека"? Что или кто мешает "воссоединению"? Какие еще задания можно было бы предложить? | класс, лес, аудитория | |
Игровое упражнение 3 | "Скульпторы" | Возраст разный, все присутствующие, разбившись по парам | Суть игры: ведущий предлагает задания: сегодня вы — скульпторы. Как говорят ученые, самый податливый материал — это сам человек. Выберите себе пару. Перед каждым из вас та самая "глыба мрамора" (ваш друг), из которой можно вылепить очень многое. Для разминки сначала сотворите из "глыбы" скульптуру мыслителя. Спасибо! А теперь — такую композицию, которой можно дать название "Счастливый человек", "Монстр из фильма ужасов". Итак, скульпторы уже разогрели свое воображение и готовы создать совершенно оригинальное произведение, которое вы назовете... Прекрасно! Изменим роли: теперь "материал" станет скульптором, создателем и наоборот. Новые творцы могут делать со своими бывшими скульптурами все что угодно. Только не забудьте назвать ваше творение, новое задание: придайте своей скульптуре угрожающую позу, а затем включите себя в эту скульптурную композицию. Только обратите внимание: если ваш партнер — воплощение угрозы, то вы должны играть роль жертвы. Приглядитесь: не напоминает ли вам эта скульптурная композиция одну из возможных жизненных (школьных, домашних и т. д.) ситуаций? Теперь те, кто был в позе угрозы, отойдите в сторону (жертвы, оставайтесь на месте!) и посмотрите, как испуганно и жалко выглядят ваши "ученики". Помогите им: подстройтесь, словно защищая, обещая безопасность... Замечательно! "Жертвы", отойдите и посмотрите, какими бережными и заботливыми могут быть ваши "педагоги" (родители и т. д.). Вернитесь к ним и в последний раз создайте скульптуру, которую поставят в вашей школе как педагогический символ содружества Учителя и Ученика. Всем спасибо! Вопросы к обсуждению: легко ли вам далась невербальная форма взаимодействия? Что было наиболее трудным? Смогли ли вы понять своего партнёра? И т. д. | класс, лес, аудитория | |
Групповое взаимодействие (работа в группах, командах) | |||||
Игровое упражнение 1 | Упражнение “Возьми салфеток” | Возраст разный | Вожатый передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”. После того как все участники взяли салфетки, вожатый просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял. | пачка салфеток. | |
Игровое упражнение 2 | Упражнение “Узел” | Возраст разный | Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала). | длинная веревка. | |
Игровое упражнение 3 | Упражнение “Квадрат” | Возраст разный | Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы. | класс, лес, аудитория | |
Игровое упражнение 4 | Упражнение “Интуиция” (20 мин.) | Возраст разный | Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук). Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче. Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д. После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников. | класс, лес, аудитория | |
Список литературы:
- Десять вожатских шагов, или Книга-помощник для начинающего вожатого (учебно-методическое пособие). - Таганрог, 2018. С.101-130.
- Игры на знакомство детей и взрослых / https://serpantinidey.ru/post/314/igri-na-znakomstvo-dlya-detey-i-vzroslih
- Игры психологическиеhttps://summercamp.ru/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5
- Методическое пособие для начинающего вожатого / http://mif.vspu.ru/books/pedagog/index.htm
- Психологические упражнения и игры в детском лагере / https://domovenok-as.ru/nashi-deti/psihologicheskie-uprazhnenija-i-igry-v-detskom-lagere.html
- Психологическое сопровождение летнего отдыха / https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskoe-soprovojdenie-letnego-otdyha-detei.html
7. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого. Методические рекомендации. МПГУ Москва , 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник студента - практиканта для прохождения летний практики в ДОЛ
Дневник состоит из 2 частей, 1 часть - для заполнения, а во 2-ой части предложены различные игры, которые он может использовать в прохождении летний практики в детских оздоровительных лагерях и летних...

Из опыта работы классного руководителя "Отчёт по летней практике"
Представлено выступление на педсовете "Отчёт по летней практике". Кратко, но всё понятно....

Презентация исследовательского экологического проекта, выполненного суворовцами в период летней практики.
В последнее десятилетие возросло количество экологических проблем, решение которых становится актуальным уже практически для каждого человека. Поэтому стало традицией работа кадетов над проектам...
Летняя практика московских суворовцев
Нахимовское военно-морское училище гостеприимно распахнуло свои двери для наших ребят. Преподаватели училища проводили занятия, на которых на английском языке обсуждались экскурсии по историческ...
Летняя практика суворовцев 8 класса "Симметрия в архитектуре Москвы"
Материал состоит из пояснительной записки, целей и задач. А также ежедневном планировании практики....

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «АРХИТЕКТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ»
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «АРХИТЕКТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ»...
Программа летней практики "Игротека"
Программа летней практики «Игротека» предназначена для организации занятий с суворовцами 7 класса, обучающимися в Федеральном государственном казённом образовательном учреждение «Тверское ...