Организация профессиональной ориентации обучающихся с особыми возможностями здоровья и инвалидностью средствами флеш - наставничества
проект по психологии (9 класс)

Организация профессиональной ориентации обучающихся  с особыми возможностями здоровья и инвалидностью  средствами  флеш -  наставничества обусловлена приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере профессионального самоопределения школьников . Успешная социализация и благополучие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) напрямую зависит от выбора профессиональной траектории развития: обучения и   трудоустройства.  

         Ведущим  механизмом работы с  данной категории детей в Болтинской школе является практико - ориентированная деятельность. При организации профориентационных мероприятий действует система флеш - наставничества: учитель (наставник) - ученик - родитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_zh.a_erohina_o.b.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                     

Инновационный проект

 

Организация профессиональной ориентации обучающихся  с особыми возможностями здоровья и инвалидностью  средствами  флеш -  наставничества

Авторы проекта:

Иванова Ж.А, учитель химии, методист

Ерохина О.Б, педагог-психолог

Руководители проекта:

Рыбакова И.В, директор школы,

контактная информация:  

Российская Федерация, Ярославская область.,

Рыбинский р-н, Судоверфь п.,

Судостроительная ул.,д.25а

Телефон: 8(4855)-295-903

п. Судоверфь, 2023

Актуальность инновационного проекта 

Организация профессиональной ориентации обучающихся  с особыми возможностями здоровья и инвалидностью  средствами  флеш -  наставничества обусловлена приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере профессионального самоопределения школьников . Успешная социализация и благополучие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) напрямую зависит от выбора профессиональной траектории развития: обучения и   трудоустройства.  

         Ведущим  механизмом работы с  данной категории детей в Болтинской школе является практико - ориентированная деятельность. При организации профориентационных мероприятий действует система флеш - наставничества: учитель (наставник) - ученик - родитель.

Инновационная идея проекта состоит в том, что   профориентационная работа с детьми ОВЗ и инвалидностью осуществляется через профессиональные  пробы.  Организация практико-ориентированных занятий осуществляется как учителями - предметниками МОУ Болтинская СОШ, так и социальными партнерами.

Цель проекта: успешная социализации и выбор профессии обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на ступени основного общего образования через систему флеш – наставничества.

 Задачи

Предполагаемый результат

Изучить потребности и реальные возможности получения выбранной  профессии обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

Прохождение школьниками  психологических тренингов и индивидуальных бесед  с целью сопоставления   своих возможностей  относительно требований, предъявляемых к выбранной профессии.

Беседы с родителями обучающихся по выбору их детьми профессиональной траектории

Способствовать формированию знаний о профессиях через прохождение школьниками профессиональных проб

Организация через систему флеш –наставничества профессиональных проб для обучающихся   с целью выбора будущей профессии

Развивать навыки работы с различными источниками информации

Научить пользоваться безопасными серверами в системе Интернет  для поиска информации об учебном заведении, в котором можно получить  выбранную специальность. Работа по дальнейшей социализации школьников с ОВЗ и инвалидностью через работу с яндекс – картой, необходимой для разработки  маршрута проезда к месту дальнейшего обучения

Теоретическое и методическое обоснование проекта

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с последующим выбором профессии изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования, так как является важнейшим этапом модернизации образования.

          Первичная профориентация — это система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всего периода обучения в школе и всех направлений деятельности в различных формах.

Организация профориентационной работы с обучающимися ОВЗ и инвалидностью, а также  их родителями (законными представителями) является в настоящее время одной из актуальных задач, решаемых как на уровне не только образовательных организаций, но и  на уровне регионов. В нашей школе накоплен многолетний опыт работы по профессиональной ориентации разных категорий учеников. Подходы и методы меняются в зависимости от  изменений нормативно-правовой базы.

Работы, посвященные особенностям социализации учащихся школ прослеживаются в работах  В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, П.Н. Осипова, Н.М. Таланчука, Т.М. Трегубовой и др. Данному вопросу отводится важная роль в  исследованиях таких известных ученых как   В.А. Иванюшин, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, Б.П. Битин, В.С. Ильин, А.И. Кочетов, Х.Й., Лиймет, Л.И. Новикова, Г.Н. Филонов.

Механизм трансформации обобщенного социального опыта в содержание позиции личности школьника наиболее подробно и профессионально был освещен в работах  Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Л.Ю. Гордина, М.Г. Казакиной, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, В.И. Петровой, Н.Е. Щурковой, М.А., С. Галагузовой, А. Расчетиной, В.С. Собкина.

К сожалению, научных работ  в области исследований профессиональной ориентации детей с особыми возможностями здоровья и инвалидностью, а также применение в практике школы профессиональных проб,  крайне мало. Работы по продуктивному обучению рассматриваются в работах Гессена, П.П. Блонского, А.С. Макаренко,  Башмакова М.И.

На основе результатов современных исследований В. Ф. Сафина, Е. А. Кострюковой, С. Н. Чистяковой определена система показателей профессионального самоопределения:

1. Ценностные ориентации обучающихся.

2. Мотивы.

3. Умения самопознания.

4. Учебная рефлексия, рефлексия в общении.

5. Самооценка.

6. Предметные интересы [10].

В статье Карповой И.В «Инновационные технологии в профориетации лиц с особыми возможностями здоровья рассматривается противоречие между увеличением  числа детей с ОВЗ и инвалидностью в стране и разработкой диагностического инструментария по их сопровождению.

 По мнению автора статьи  «…профессиональная ориентация и профессиональная адаптация детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья требует разработки специальных методов диагностики профессиональных интересов и склонностей, учитывающих данные ограничения».

На сегодняшний день  на федеральном уровне отсутствует диагностический инструментарий, необходимый для профориентации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому в основном опирались на методические рекомендации, разработанные институтами развития образования различных регионов страны и опыт педагога – психолога  школы [4,5,6].

Недостаточно выделенным и изученным остаётся аспект профессиональной ориентации обучающихся, имеющих особые возможности здоровья и инвалидность,  в условиях функционирования общеобразовательного учреждения в современном обществе. Слабо освещен вопрос практико - ориентированного подхода в обучении школьников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. [7,8].

Так, по мнению С. Н. Чистяковой, Н. С. Пряжникова значительную роль в решении проблем профсамоопределения и адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия [9].

Таким образом, на основе анализа источников информации можно сделать вывод об актуальности представляемых материалов  проекта на современном этапе развития образования

Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников, имеющих особые возможности здоровья и/или инвалидность, средствами флеш - наставничества.

Гипотеза: успешная социализация и профессиональное определение детей с ОВЗ и/или инвалидностью возможна через профессиональные пробы при развитии в школе системы флеш - наставничества.

Аудитория проекта: школьники 8-9 классов, классные руководители, педагоги школы, учителя- предметники, социальные партнеры.

Данный факт стал основой создания нами модели профориентационной работы   с детьми ОВЗ и/или  инвалидностью через профессиональные пробы.

Модель включает в себя:

- прохождение психологических тренингов и индивидуальных бесед обучающимися с ОВЗ и/или  инвалидностью для выявления профессиональных склонностей и интересов.

- выполнение во время прохождения профессиональных проб с помощью наставников практико – ориентированных заданий, где школьник примеряет на себе различные социальные роли, развивает навыки, формирует важные компетенции, учится общаться  и осваивать новое;

- обучение работе с сайтами образовательных, где предстоит получить профессию ;

- работа с яндекс - картой и текстовой информацией для построения маршрута проезда к выбранному учебному заведению ;

- взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ и/или  инвалидностью по вопросам выбора профессии их детьми.

Таким образом, видно, что в механизме реализации проекта заложены практико-ориентированные подходы, которые стимулируют особого ребенка к успешному выбору профессиональной траектории развития и социализируют.

В ходе работы отслеживались  социализации и профессиональное определение  школьников  9-х классов, имеющих особые возможности здоровья, согласно выбранным критериям в течение трех лет .

2020-2021 учебный год – 67 % обучающихся с ОВЗ и инвалидностью сделали осознанный выбор профессии, 2021-2022 учебный год – 72 %, в 2022-2023 учебном году - 85%. На данный момент 100% бывших выпускников школы получают среднее профессиональное образование.

Практическая значимость проекта

Представляемые материалы проекта универсальны и могут быть использованы в любом образовательном учреждении Ярославской области, где обучаются дети ОВЗ и/или инвалидностью. Проект может быть полезен классным руководителям, педагогам и студентам педагогических вузов, потому что предлагаемые нами инновационные продукты смогут помочь в организации и проведении занятий по профессиональной ориентации или использоваться при составлении программ внеурочной деятельности:

- психологический тренинг «Моя будущая профессия», в котором представлены три занятия, направленные на выяснения потребностей и склонностей школьников в сравнении с реальными возможностями здоровья, способностей обучающихся;

-  сборник  «Топ 10 рабочих профессий», с помощью которого можно разработать профориентационное занятия с последующим прохождением профессиональной пробы, используя ресурс наставничества  собственной образовательной организации  или ресурсов социальных партнеров школы

Технологии и методики

За основу изучения динамики социализации у детей с особыми образовательными потребностями в 9-х классах была взята методика социализации личности, разработанная профессором М.И. Рожковым.

Широко применяется технология проблемного обучения.

Степень  сформированнности у школьников основных показателей критического мышления: понимание , воспроизведение анализ ,синтез, оценка текстовой информации , - отслеживалась по обобщающей диагностике  Б. Блума.

За основу практико-ориентированных методов работы взяты наглядные, практические и словесные методы. Большая роль в развитии социализации школьников с ОВЗ отводится работе с оборудованием социальных партнеров, центра образования «Точка роста», кабинета технологии школы,  где используются практико-ориентированные задания, возможность наглядно увидеть процессы и явления, отработать навыки и закрепить свои знания, узнать об особенностях разных профессий.

Как правило, работа организуется в микрогруппах, где нужно распределить обязанности или социальные роли, а также возможность общаться между собой, делая выводы и обобщая результаты с помощью приборов и инструментов, вести бесконфликтный диалог [3].

В ходе таких профессиональных проб школьники могут не только познакомиться с профессиограммой выбранной специальности, но и применить свои знания на практике с помощью наставника. Все, выше перечисленное отражается на развитии коммуникативных навыков обучающихся и способствует  профессиональному выбору уже после нескольких занятий с флеш - наставниками.

Работа с сайтами средних профессиональных заведений города и области помогает школьникам ориентироваться в месте нахождения учебного заведения,  узнать о сроках и формах обучения по той или иной специальности.  

Через приложение  «Яндекс – карта» ребята учатся прокладывать маршрут до места обучения, что способствует снижению стресса у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, повышается уровень социализации.

Консультирование или беседы  с педагогом - психологом школы помогают родителям принять реальность, снизить тревожность за будущее своего ребенка.

Описание проекта

Вступивший  в силу 01.09.2013 года Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комплексно регулирует отношения в сфере образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, тем самым законодательно устанавливает особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся [11].

Министерство просвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум), которая адаптирована нами для работы с детьми ОВЗ и/или инвалидностью.

Исходя из социального паспорта школы общее число обучающихся составляет 432 человека, из которых 41 ребенок имеет рекомендации медико-психолого- педагогической комиссии, 9 инвалидов.  На ступени основного общего образования обучаются 29 человек с особыми возможностями здоровья.

Причиной  внесения изменений в систему работу по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в школе стали  неоднородность диагнозов, полученных при обследованиях ПМПК.

 В школе отлажена система сопровождения данной категории детей. Есть педагог - психолог, учитель - логопед, учитель - дефектолог и социальный педагог. Педагог – психолог, проводя свои индивидуальные занятия с детьми, отслеживает уровень социализации, развитие коммуникативных навыков, а также проводит диагностику и тренинги готовности учеников девятых классов к осознанному выбору профессии.

На основании проведенных педагогом - психологом тренингов стало ясно, что

особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т. к. некоторые из них являются наиболее доступными для детей данной категории из числа будущих выпускников.

           Исходя из индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, в 2021 году мы приняли решение о разработке системы флеш –наставничества  направленного на профессиональную ориентации школьников в формате профессиональных проб.

Суть флеш - наставничества  заключается в том, что наставник встречаются с  группой учеников  на короткий  срок, часто не превышающий 1-  1,5 часа. За это время наставник представляет свой опыт в профессиональной деятельности, затем ученики проходят профессиональную пробу.   После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения с наставником или нет.

Сформировать группы на основе интересов возможно, так как в школе три параллели 9-х классов.

 Профессиональная проба - это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике, что наиболее значимо для детей с особыми возможностями здоровья и инвалидностью, для которых характерно восприятие информацию через практические действия, а организация данной работы через систему флеш - наставничества делает пробу профессии максимально эффективной. В роли наставников  выступают:

- педагог-психолог  ( диагностирует и направляет);

- классные руководители (координируют работу системы, мотивируют учеников, проводят профориентационные занятие по ранее разработанной программе изучения профессиограмм, помогают поставить профессиональные задачи и выполнить конкретные действия );

- учителя- предметники, социальные партнеры (проводят профессиональные пробы);

- заместитель директора по воспитательной работе (изучает рынок труда, дает методические рекомендации по разработке профориентационных программм);

- директор школы ( проводит директорский час ).

           Раз в месяц директор школы проводит среди старшеклассников директорский час, на котором рассказывает   об успехах выпускников школы, способствует организации новых профессиональных проб.

           Нами разработано пособие, которое дает возможность, используя собственные резервы и ресурсы социальных партнеров, проводить занятия по выбору профессии для обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью.

Занятие, которое  проходит раз в месяц, на основе пособия планирует классный руководитель. Время проведения до 2 часов. В пособии разработано  несколько вариантов конструирования занятий.

Вариант первый:  просмотр учебного видео, обсуждение профессиограммы определенной профессии, выход на ролевую игру, к которой будут практико - ориентированные задания. Затем осуществляется работа с сайтами, где можно получить данную профессию, разрабатывается маршрут пути до учебного заведения на автотранспорте.

Второй вариант заканчивается профессиональной пробой, например, в кабинете технологии, пробуем шить, готовить, сервировать стол. Если профессиональную пробу организуют социальные партнеры, то есть возможность не только пройти экскурсантами по заводу, колледжу, но и примерить на себя, например,  костюм сварщика, перенести сварочное оборудование.

С организацией в 2021 году в МОУ Болтинская СОШ центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста» учителя химии, физики и  биологии школы получили дополнительные возможности для организации практико-ориентированной работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья.  

Применяя на уроке оборудование центра «Точка роста», создаем обстановку, которая погружает школьников в профессиональную среду. Учащиеся «примеряют на себя» серьезную роль медсестер, лаборантов, электриков , что отражается на восприятии себя в мире, влияет на выбор профессии.

Так, распределение часов за месяц  осуществляется по следующему циклу:

- 1час – работа с педагогом - психологом;

- 2 часа – проведение профессиональных проб;

- 1 час – директорский час.

В течение года на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом  проводились сопровождающая и обобщающая диагностики по Б. Блуму, где определены уровни сформированности основных показателей развития критического мышления: воспроизведение и вызов информации. Понимание – интерпретация материала, схем, таблиц, понятий. Понимание законов, процедур в новых ситуациях. Анализ - выделение скрытых предложений, нахождение ошибок в логике рассуждений. Синтез – написание творческого сочинения, составление плана к тексту. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности. Ученикам  предлагали задания к текстам, которые помогали определить педагогу - психологу  степень сформированности критического мышления у обучающихся 9-х классов. Данные за три года занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Диагностика сформированности критического мышления у учащихся школы

 ( адаптированная  С.И. Заир-Беком)  

                                   Учебный год

Показатели

Октябрь, 2021

Развитие навыка

в %

октябрь, 2022

Развитие навыка

в %

октябрь,2023

Развитие навыка в %

Воспроизведение и вызов информации

55

75

95

Понимание

55

75

75

Понимание понятий

25

50

75

Анализ

25

50

50

Синтез

50

50

75

Оценка

30

50

70

Из табличных данных видно, что совершенствование в школе работы по развитию функциональной грамотности положительно отражается на сформированности у выпускников основной школы навыков по работе с информацией.

Начиная с 2021 года, педагог-психолог школы отслеживала уровень социальной адаптации, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся 9 классов, фиксируя среднее значение по каждому критерию в таблице 2.

Таблица 2

 Методики социализации личности по М.И.Рожкову 

             Показатели

октябрь, 2021

октябрь, 2022

октябрь, 2023

Социальная адаптация

Средний

средний

Высокий

активность

Низкий

средний

Средний

автономность

Низкий

средний

Средний

нравственная воспитанность

Средний

высокий

Высокий

Выводы: исходя из полученных результатов, отметим положительную динамику социализации выпускников.  Стоит отметить, что у школьников 9-х классов, обучающихся  через практико-ориентированный подход она значительно выше уже с октября 2022 года.

Последняя встреча обучающихся с педагогом-психологом в октябре показала, что  на данный момент из семи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью , шесть знают, куда пойдут учится.

Таким образом, предлагаемая нами модель социализации и профессиональной ориентации детей  с ОВЗ и инвалидностью показала свою эффективность

Опыт тиражирования

Муниципальный семинар "Использование оборудования Центра образования "Точка роста" в урочной и внеурочной деятельности" в рамках работы школы молодого специалиста от 1.11.2022 г.  https://sch-boltinskaya.edu.yar.ru/np19_24/tsentr_tochka_rosta/meropriyatiya.html   

IV Ярмарка социально-педагогических инноваций. Проект «Социализация детей с особыми образовательными потребностями средствами предметов естестеннонаучного цикла»

 https://sch-boltinskaya.edu.yar.ru/xiv_yarmarka_sotsialno_peda_49.html

Доклад на Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием. «Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии», 16-17 февраля, 2023 год. Екатерингург. Организатор: Уральский государственный педагогический университет.  

Сборник статей. Реверсивное наставничество в формате «равный - равному». https://kpfu.ru/staff_files/F1055387506/Nastavnichestvo_v_obrazovanii_chast_2_13.04.2023_s_oblozhkoj.pdf

Список используемой литературы

1. Вагнер И.В. Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи: Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В.. – Москва: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. – 242 с. ISBN 978-5-91955-124-9 - URL: https://fb.ru/article/438294/praktiko-orientirovannyiy-podhod-v-obuchenii-tehnologii-tseli-i-zadachi (дата обращения: 23.05.2021). - Текст : электронный.

2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 2011. – 222 с., - (Работаем по новым стандартам).; ISBN 978-5-09-019218-7. – Текст: непосредственный.

3. Карпова, И. В. Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8442/ (дата обращения: 05.11.2023).

4. Комплекс мер по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников, обучавшихся по программам среднего профессионального образования в Ярославской области на 2021-2024 годы, 2020  - URL: http://resurs-yar.ru/files/spec/komplex_mer_2020.pdf (дата обращения: 23.09.2023). - Текст : электронный.

5. Методические рекомендации по проведению профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях с учетом возможности использования дистанционных образовательных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной и образовательной деятельности [Текст] / авт.-сост.: Т. Р. Тенкачева [и др.] ; Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 202 с.

6. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ : учебно - методический комплект / [сост. Г.В. Резапкина] ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. институт развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с.

7. Приходько О. Г. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: электронный журнал. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/viewer (дата обращения: 28.06.2021). - Текст : электронный.

8. Просалова В.С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода / В. С. Просалова – Текст: электронный // нтернет –журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 : [сайт]. - 2013 – 11 марта. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vnedreniya-praktikoorientirovannogo-podhoda/viewer (дата обращения: 08.04.2020).

9. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / В. И. Серикова, Ю. Г. Маковецкая, Е. В. Тросиненко, Е. С. Булатова. — Челябинск : ЧИППКРО, 2023.  ПО для чтения pdf-файлов. — Загл. с экрана. ISBN 978-5-503-00495-3. . – Текст: непосредственный.

10. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : методическое пособие для учителей 1–11 классов / С. Н. Чистякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2014. – 128 с.

11. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : Федеральный закон №273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Москва : Эксмо –Пресс, 2022. – 192 с. – IBN 978-5-09-019218-7. – Текст: непосредственный.  

Приложение 1

ТРЕНИНГ «Моя будущая профессия»

Пояснительная записка

        Оказание помощи подросткам в самоопределении  одна из приоритетных задач школы. Становление личности будущего выпускника во многом зависит от того, какую профессиональную траекторию развития он выберет, какая профессия поможет не только реализовать себя, но  и  сформировать полноправного и ответственного гражданина своей страны.

Наиболее актуальна профориентационная помощь обучающимся с особыми возможностями здоровья и инвалидам. Как показывает практика, именно данной категории учеников, как правило, трудно определиться с выбором профессии.

В большинстве случаев у подростков с ОВЗ не сформированы навыки целеполагания и планирования, которые не позволяют им ставить трудные задачи и прилагать усилия для их достижения. Кроме того, слабое самосознание и необъективная самооценка не позволяют им объективно оценивать свои способности и возможности.

Данный тренинг направлен на то, чтобы обучающиеся могли осознать свои личностные особенности, качества, которые помогут им в  правильном профессиональном выборе . В процессе тренинга, который состоит из трех занятий,  учащиеся с ОВЗ учатся объективно оценивать свои личностные качества, свой уровень притязаний, определять для себя преобладающий тип направленности личности,  свои склонности и интересы в мире профессий.

В процессе работы с обучающимися с ОВЗ проводятся беседы, информирующие об особенностях каждой профессии, рассматриваются качества, которые необходимы для данной профессии. Проводятся диагностические обследования  по стандартизированным методикам, которые позволяют определить их профессиональнее предпочтения. Результаты диагностического обследования обучающиеся соотносятся с их реальными возможностями. Это позволяет ученикам не просто определиться с профессиональной областью своего развития, но сделать правильный выбор с учётом не только своих желаний, но и своих способностей и возможностей.

Цель: способствовать формированию способности к самопознанию и самоопределению.

Оборудование:  памятки с правилами тренинга, мяч, листы бумаги формата А-4, ручки, бланки с тестами и  таблицами , заготовленные исходя из количества участников для рефлексии.

Планируемые результаты:

  • Сформированность способности к самопознанию и самоопределению.
  • Профессиональное самоопределение с учётом своих склонностей, интересов и реальных возможностей.

Занятие 1. Оценка личностных качеств

Задачи:

-Создавать доброжелательную атмосферу в группе.

-Развивать умения оценивать свои личностные качества, чувства, переживания.

1. Вступление.

Ведущий приветствует участников тренинга, информирует их о целях и задачах тренинга и предлагает познакомиться.

Знакомство.

Участники встают в круг, у Ведущего в руках мяч. Стоя в кругу участники, начиная с Ведущего, по очереди представляются, называя своё имя и  лучшее своё качество и передают мяч следующему.

На доске на ватмане вывешиваются правила тренинга

  • Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера.
  • Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  • Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
  • Персонификация высказываний. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
  • Недопустимость перехода «на личности». Говорим только о действиях участника, а не о личности и о каких-либо его отрицательных качествах.
  • «Обратная связь». Каждый участник должен высказать своё мнение в конце занятия.

Разминка «Молекулы» Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся по комнате, при этом руки прижаты к груди. По сигналу ведущего атомы быстро объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2, 3 атома), по каким-то признакам (девочка-мальчик, мальчик-мальчик, в тёмной одежде…). После соединения снова расходятся, затем объединяются и так молекулы формируются несколько раз.

2. Основная часть.

Упражнение «Какой я?»

Цель: рефлексия личностных качеств

Учащимся предлагается нарисовать три рисунка на тему: «Грусть», « Обида», «Радость». Затем рисунки вывешиваются на доску и рассматриваются. Учитель обращает внимание на то, что все рисунки разные, у всех участников разные ассоциации. Это говорит о том, что все понимают и переживают данные чувства по- своему.

Затем учащимся предлагается закончить предложения

«Когда я грущу, я………..»

Когда я обижаюсь, я……….»

«Когда я радуюсь, я………»

Упражнение «Солнышко»

Цель: развитие умения оценивать свои личностные качества

Учащимся предлагается на листе формата А-4 нарисовать солнышко. Лучей у солнца должно быть не менее 8. На каждом луче надо написать свои личностные качества, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается сравнить, каких качеств больше. Затем проводится обсуждение, какие качества в себе учащимся нравятся и от каких им хотелось бы освободиться. Продумываются способы по преодолению нежелательных качеств.

Тест Денбо-Рубинштейна на определение самооценки

3. Заключение.

Рефлексия. Участникам выдаётся таблица и предлагается оценить результаты свей работы на занятии

Вопрос

Ответ обведите

1

На занятии я работал

активно

пассивно

2

Своей работой я

доволен

не доволен

3

Занятие для меня показалось

коротким

длинным

4

За занятие я

не устал

устал

5

Моё настроение стало

лучше

хуже

6

Все задания мне были

понятны

не понятны

Занятие 2. Профессиональные интересы и склонности

Задачи:

- Исследовать профессиональные интересы и предпочтения  учащихся и  соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями.

- Развивать способность к самооценке и самопознанию путём определения позитивных и негативных сторон собственного «Я».

1. Вступление.

Ведущий приветствует участников тренинга, информирует их о целях занятия.

Разминка «На что или кого я похож».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Учащиеся встают в круг, а учитель по кругу проходит с мешочком, в котором находятся различные предметы и фигурки животных. Учащийся должен не глядя в мешочек вытащить любую фигурку, предмет и сказать чем он на него похож. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кому было сложно придумать ассоциацию и почему.

2. Основная часть.

Ведущий предлагает учащимся ответить на вопросы Опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда. Испытуемым предлагается выбрать одну предпочтительную из двух предложенных профессий и отметить свой выбор. Набранное количество баллов покажет преобладающий тип направленности личности: реалистический, социальный, артистический, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный.

Инструкция: «В таблице попарно представлены различные профессии или должности, обозначенные как буквы «А» и «Б». В каждой из 42 пар профессий постарайтесь найти ту, которой Вы отдаёте предпочтение, и в бланке ответов (справа от порядкового номера каждой пары) обведите букву, соответствующую выбранной из пары профессии. Если профессии не понятны учащимся, ведущий даёт пояснения.

Затем учащиеся считают количество баллов по каждому типу, определяют преобладающий тип направленности личности и отмечают его на шестиугольнике.  

Каждому типу соответствуют предпочитаемые виды деятельности, способности, которыми обладают люди данного типа, личностные качества и ценности, типичные хобби, возможные места работы и профессии этого типа.

Каждому учащемуся выдаётся таблица по преобладающему типу направленности, который они для себя определили. Затем предлагается вычеркнуть то, что из характеристик данного типа им не подходит. Затем проводится обсуждение.

Упражнение «Какой я?»

Цель:  развитие умений вести внутренний диалог, способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны собственного «Я».

Каждому участнику выдаётся таблица

Что я ценю в себе

Что во мне ценят другие

Чтобы я хотел в себе изменить

3. Заключение.

Рефлексия. Участникам выдаётся таблица и предлагается оценить результаты своей работы на занятии

Вопрос

Ответ обведите

1

На занятии я работал

активно

пассивно

2

Своей работой я

доволен

не доволен

3

Занятие для меня показалось

коротким

длинным

4

За занятие я

не устал

устал

5

Моё настроение стало

лучше

хуже

6

Все задания мне были

понятны

не понятны

Занятие 3. Мои желания и возможности

Задачи:

- Развивать умение формулировать цель и варианты для её достижения.

- Повышать самооценку.

- Рефлексия собственных личностных качеств.

1. Вступление.

Ведущий приветствует участников тренинга, информирует их о целях занятия.

Разминка «Поменяйтесь местами»

Все сидят кругом, ведущий внутри круга. Ведущий называет признак, по которому игроки должны поменяться местами. Ведущий командует: «Поменяйтесь местами те, у кого сегодня хорошее настроение (кто настроен на активную работу, кому нравится работать в команде, кто настроен на положительный результат…)».

2. Основная часть.

Упражнение «Колесо моих желаний и возможностей» (на основе техники "Коучинговое колесо”)

Цель: помогает сформулировать цель, определить варианты возможностей, повышает самооценку.

Материалы: лист бумаги формат А-4, карандаш, ручка.

Время работы: 30–40 мин.

Как работать:

1. Нарисуйте круг на листе формата А-4.

2. Разбейте круг на 8 секторов и подпишите их: школа, дом, увлечения, друзья, активность, самочувствие, самоопределение, возможности.

3. Каждый сектор заштрихуйте настолько, насколько Вас устраивает всё в данном секторе.

4. Оцените, насколько на сегодняшний день Ваши желания удовлетворены в каждом секторе.

5. Теперь оцените своё колесо. Вы можете увидеть, какой сектор вам необходимо "подтянуть" и более плодотворно поработать в этом направлении.

6. Выберите, с каким из секторов вы хотите сейчас работать. Определите самый главный для вас сектор. Назовите этот сектор. И, когда этот сектор или несколько будут определены, необходимо решить, что вы будете делать в них дальше, в самое ближайшее время. Какие шаги, пусть даже самые небольшие, изменят ваше нынешнее состояние и приблизят вас к успеху? Может быть, вы давно хотели, но не решались или не хватало времени или терпения?
7. Напишите 3 действия для выбранного вами сектора, которые вы можете сделать в течение недели, чтобы продвинуться к намеченной цели.
8. Напишите 3 действия для выбранного вами сектора, которые вы можете сделать в течение месяца, чтобы продвинуться к намеченной цели.
9. Напишите 3 действия для выбранного вами сектора, которые вы можете сделать в течение следующего месяца, чтобы продвинуться к намеченной цели.
10. Составьте кратковременный план.

После выполнения упражнения проводится обсуждение.

Упражнение «Угадай по описанию»

Цель: рефлексия собственных личностных качеств

Каждому участнику выдаётся лист бумаги, на котором он должен описать свои личностные качества, положительные и отрицательные. Каждый лист подписывается. Затем ведущий перемешивает все листы и зачитывает описание личности. Участники должны угадать участника тренинга по его описанию. Затем проводится обсуждение.

3. Заключение.

Рефлексия. Участникам выдаётся таблица и предлагается оценить результаты своей работы на занятии

Вопрос

Ответ обведите

1

На занятии я работал

активно

пассивно

2

Своей работой я

доволен

не доволен

3

Занятие для меня показалось

коротким

Длинным

4

За занятие я

не устал

Устал

5

Моё настроение стало

лучше

Хуже

6

Все задания мне были

понятны

не понятны

Вывод: эти занятия дают возможность определиться со своими желаниями и возможностями в профессиональном самоопределении, прояснить пути достижения цели, увидеть новые возможности и наработать множество вариантов для достижения цели. Также занятия помогают увидеть собственные достижения на текущий момент времени и повысить самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди...

Формирование эталонных представлений у детей с особыми возможностями здоровья

В материале содержатся ссылки на материалы, которые можно применять приформировании представлений о форме, велисине и цвете предметов....

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья. Обучение самостоятельности детей с особыми возм...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.  Цель программы:формирование сознательного профессионального самоопредел...

Организация профессиональной ориентации обучающихся с особыми возможностями здоровья и инвалидностью средствами флеш - наставничества

Организация профессиональной ориентации обучающихся  с особыми возможностями здоровья и инвалидностью  средствами  флеш -  наставничества обусловлена приоритетными направлениями го...