Интернет безопасность
презентация урока для интерактивной доски по психологии

Горышева Ольга Александровна

Профилактическая беседа для родителей

На тему: «Интернет безопасность»

 

 

 

2слайд

Интернет – очевидное благо, которое облегчило жизнь человечества. Каждый современный человек, ежедневно проводит время в интернете. Интернет проникает во все сферы нашей жизни: общение, развлечение, образование. Однако родителям нельзя забывать, что любое новое явление имеет отрицательные стороны.

Аудитория интернета стремительно растет – дети, подростки, молодежь составляют ее значительную часть. Сейчас уже почти каждый третий ребенок в нашей стране выходит в интернет. Сегодня детям доступно то, что лет пятнадцать назад было под силу лишь профессионалу.

Взрослые, разумные люди часто теряют нервы и деньги из-за интернет-угроз. Дети и подростки беззащитны в двойне. В любом возрасте ребенок не застрахован от непредвиденных неприятностей. Детям приходится сталкиваться с кражами, вымогательством, насилием, угнетением, психологическим давлением.

Основные угрозы безопасности детей в интернете:

 

3 слайд

·  Малыши до 5-6 лет могут создать проблему, нечаянно перейдя по ненадежной ссылке. Угрозы возникают из-за неопытности, неосторожности и невнимательности родителей.

 

4 слайд

·  Школьники до 10-12 лет в основном страдают от онлайн-краж, вирусов, травли в интернете.

 

5 слайд

·  Подростки после 12-13 лет,так-же сталкиваются с онлайн-кражами, вирусами, травлей, но на передний план выходят вопросы насилия и шантажа.

 

6 слайд

Рассмотрим основные источники угроз, которые могут навредить психике и здоровью ребенка.

 

7 слайд

Вирусы и вредоносные ПО. Детям сложно прогнозировать ближайшее будущее, они редко задумываются о последствиях поступков и поэтому страдают от действий киберзлоумышленников. В этом случае воспитательные беседы не всегда помогают: ребенок может помнить все, что рассказали родители, но не сообразить, что ссылка ведет на подозрительный сайт.

Негативный контент

1.Нецензурная брань. Бранные слова и выражения.

2.Пугающий контент.

3.Действия причиняющие вред здоровью.

4.Оправдание насилия и жестокости.

5.Оправдание противоправного поведения.

6.Наркотики, алкоголь, бродяжничество, проституция, азартные игры.

7.Информация о самоубийствах.

8.Отрицание семейных ценностей.

9.Порнография.

 

8 слайд

Последствия:

1.Новые образцы опасного поведения.

2.У ребенка начинает искажаться социальное представление о мире.

3.У ребенка происходит замена традиционных ценностей.

4.Появляются нездоровый интерес и увлечения.

5.Повышается раздражительность, проявляется агрессия.

6.Ребенок перестает сочувствовать жертвам агрессии и жестокости

7.Контент, как средство соблазнения(совращение).

Взрослые должны взять ситуацию под контроль

1.Установить ограничение в учетной записи – дети не смогут скачать вредоносную программу без введения пароля.

2.Установите антивирус. Он будет предупреждать об угрозе.

3.Создавайте резервные копии файлов.

 

9 слайд

Интернет-зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

 Игры, видео, сайты устроены так, чтобы человек максимально глубоко погружался в процесс, проводил в интернете больше времени, чем рассчитывал. Психологи предупреждают, что дети и подростки сильнее подвержены аддикциям, (отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками.) интернет-зависимости чем взрослые. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования, начинает игнорировать физиологические потребности, забывать о сне, пищи и т.д.  Наступает психическая и физическая зависимость.

Дети и подростки до 16 лет заняты поиском идентичности. Они ищут привлекательные сюжеты, которых не хватает в реальной жизни, выбираю себе героев, кумиров. Интернет предоставляет бесконечный ресурс для фантазий. Порой она затягивает столь сильно, что ребенок прекращает контролировать собственную жизнь.

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет.

 

10 слайд

Когда стоит начать обеспокоиться?

1.Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде.

2. Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.

3. Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;

4.Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;

5. Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети".

6. Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

 

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

           игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;

           зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;

           навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели

 

11 слайд

Как быть?

1.Установите правила пользования интернетом, только постарайтесь обойтись без запретов, например: 40 мин в интернете – перерыв на физические упражнения. Обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;

2.Определите, чего ребенку не хватает. Побег от реальности часто сопровождается проблемами в семье, общении с ровесниками. Присмотритесь, чем увлекается ребенок. Не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

3.Проводите больше времени с детьми, разговаривайте об их переживаниях, мечтах. Чаще играйте в настольные игры, мастерите руками, читайте книги, научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками.

 

12 слайд

Азартные игры

Игры связаны с выигрышем реальных денег, опасны для ребенка и грозят финансовому благополучию семьи. У ребенка быстро формируется игровая зависимость: малейшая победа рождает желание продолжить процесс.

Как защитить?

1.Расскажите об азартных играх заранее: детям следует знать, что психологическая зависимость вредит их психике. Цель игры – обогащение ее создателя.

2.Храните данные банковских карт в недоступном для ребенка месте.

3.Избегайте формирования иных зависимостей: эмоционалных, пищевых. Человек, не знающий меры, легко попадается в подобные психологические ловушки.

 

13 слайд

Киберпреступность. Интернет – привлекательное пространство для воров. Пользуясь отсутствием жизненного опыта и наивностью детей, мошенники добывают приватную информацию, данные банковских карт, пароли от сайтов. Несовершеннолетних, часто пытаются привлечь к торговле наркотическими веществами.

Как защитить?

1.                   Надежный пароль. Сложные комбинации. Лучше не сохранять. А записывать и запоминать.

2.                   Не доверять странным ссылкам. Приучите ребенка спрашивать совета у родителей, если он сомневается, надо ли переходить по ней.

3.                   Не нужно общаться с подозрительными личностями, отвечать на личные вопросы (называть адрес, где учится, где работают родители и т.д.)

 

Вовлечение в незаконную деятельность. В интернете детей и подростков пытаются приобщить к незаконной деятельности. Распространению наркотических веществ, экстремизму, порнографии. Такая деятельность является уголовным преступлением, но злоумышленников это не останавливает.

(Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции)

Как защитить?

1.Установить родительский контроль.

2.Не забывайте о смартфонах. Установите приложение, которое поможет следить за местоположением, посещением сайтов, одобрение скачивания нового контента.

3.Объясните ребенку, что нельзя делиться с незнакомыми  подробностями своей личной жизни.

 

14 слайд

Кибербуллинг.Дети подвергаются травле в интернете, являясь легкими и доступными жертвами. Онлайн-унижения воспринимаются детьми не менее болезненно, бьют по самооценке и душевному здоровью.

 

 

 

15 слайд

Как определить, что над ребенком издеваются в интернете? Ребенок становится раздражительным, самокритичным, отказывается делать вещи, которые раньше приносили ему удовольствие.

Как помочь?

Советы в духе «Не обращай внимание, они скоро отстанут» - прямой путь к игнорированию детских переживаний. Подобные фразы разрушают чувство безопасности: если родитель обесценивает произошедшее, кто еще придет на помощь? Игнорирование агрессивных незнакомцев может помочь, если это единичный случай. Но если это продолжается долгое время, то нужно принять дополнительные меры:

1.Чаще хвалите ребенка. Вспомните о заслугах за пределами интернета. Скажите, что травля в интернете не определяет его как личность.

2.Сделайте скриншот оскорблений и угроз. Обратитесь в полицию.

 

16 слайд

Шантаж и вымогательство. Это тоже кибербуллинг. С ним в основном сталкиваются подростки, которые уже более активно интересуются межличностными отношениями и распоряжаются карманными деньгами самостоятельно.

Интернет создает иллюзию безопасности: находясь в домашней обстановке, вдали от физических угроз, дети быстрее начинают доверять незнакомцам, рассказывать о событиях в жизни.

Мошенники, получив нужную информацию, шантажируют распространением переписки или интимных фотографий. Несовершеннолетние начинают отдавать деньги, чтобы купить молчание преступника, или  продолжают присылать фото по требованию человека.

Что делать?

1.Отнеситесь к угрозе серьезно – вымогатель способен глубоко травмировать ребенка, поскольку уничтожается чувство защищенности. Сходите вместе к психологу, для обсуждения ситуации.

2.Не удаляйте доказательства(смс, звонки, фото). Обратитесь в полицию.

3.Окажите максимальную эмоциональную поддержку. Не осуждайте ребенка за доверчивость, неопытность – в юном возрасте это нормально.

 

17 слайд

Доведение до суицида. Суицид способен стать следствием кибербуллинга, которому не положили конец.

Однако в интернете есть сайты и вполне конкретные люди, доводящие детей и подростков до самоубийства осознанно. Вовлекая ребенка в сообщества единомышленников, преступники создают доверительную атмосферу, в которой несовершеннолетний остро нуждается. Там культивируют смерть, суицид провозглашается чем-то захватывающим и необычным. Способы совершить самоубийство находятся в открытом доступе.

Цель подобной деятельности – игра, прохождения квеста. Зачастую этим занимаются психически нестабильные люди.

Задача родителей – защитить ребенка от разрушительного воздействия.

На что обратить внимание:

1.Слушать о чем говорят дети, какие темы затрагивают. Ежедневные разговоры о смерти – повод задуматься.

2.Травмированные дети становятся легкой добычей. Если в семье произошло неприятное событие (смерть родственника, развод родителей), обратите внимание на круг общения ребенка. Спросите с кем он переписывается, что обсуждает с виртуальными друзьями.

3.Учите детей прислушиваться к собственным желаниям, отличать собственные цели от навязчивых, ценить жизнь.

 

 

 

 

 

 

18 слайд   Обобщение

Присматривайтесь к поведению ребенка.

1.Ребенк нервно реагирует на оповещения о новых смс в соц.сетях, становится злым, раздражительным, нервным, уединяется у себя в комнате.

2.Ребенку стали часто звонить с незнакомых номеров.

3.Увидев входящего в комнату взрослого, ребенок резко закрывает вкладки, не желая, чтоб содержимое увидели посторонние.

4.Резко увеличивается количество времени, проведенного в интернете. Дети начинают жертвовать любимыми занятиями, встречами с друзьями.

5.Зная о запрете на использование гаджетов, ребенок продолжает выходить в интернет или настойчиво просить друзей помочь.

6.Несовершеннолетниму стали присылать подарки от незнакомцев – часто незнакомцы пытаются войти в круг доверия ребенка или подростка с помощью сюрпризов, фотографий.

7.В компьютере стали появляться фото, видео откровенного содержания. Чтобы склонить ребенка к эротической переписке, злоумышленники могут присылать подобный контент, пробуждая любопытство.

 

 19 слайд

Чего не стоит делать?

1.Не нужно читать личные переписки ребенка с друзьями, настойчиво интересоваться,  кем он общается онлайн. Помните, что жесткий контроль воспринимается как агрессия. Дети чувствуют психологическое давление и начинают сопротивляться, делая все наоборот: меняют пароли, поддерживают диалог с подозрительными личностями, чтобы насолить взрослым.

2.Избегайте ультиматумов без объяснений причин. «Ты должен показать, кому ты пишешь, потому что мы так сказали». Ребенок не понимает, насколько важна его безопасность. Приказы родителей вызывают гнев, негодование. Вместо ссор и конфликтов, попробуйте спокойно объяснить свои мотивы. «Мы беспокоимся за тебя, поэтому хотим проверить, нет ли угроз».

3.Не подозревайте ребенка в неприглядном поведении заранее, нужно показать, как сильно Вы доверяете ребенку, полагаясь на его благоразумие. Напоминайте, как Вы обсуждали правила поведения в интернете.

4.Не наказывайте, обнаружив, что ребенок посещал запрещенные сайты. Используй это с пользой для воспитания. Малыш интересуется наркотиками? Спросите, чем привлекла эта тема. Получив исчерпывающий ответ, дети нередко теряют интерес к запросу.

5.Не пугайтесь, если детей притягивают сайты с нежелательным контентом. Таким образом проявляется здоровое любопытство, свойственное детству. Закономерно, что ребенок использует для поиска ответов интернет – доступный простой инструмент.

6.Не запрещайте пользоваться интернетом вовсе. Странно лишать ребенка доступа к знаниям, коммуникациям, играм – это отказ от социальной адаптации. Лучше введите правила пользования интернетом, для всех членов семьи: строго установленное количество часов. Остальное время – для общения, совместного времяпровождения.

 

20 слайд

Все предугадать невозможно: интернет преступники с завидной регулярностью изобретают новые способы достижения цели. Нужно соблюдать баланс между открытостью новому опыту и здравому смыслу – в этом случае, интернет станет помощником, а не врагом.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет - безопасность

Об интернет - угрозах, безопасности и родительском контроле....

Родительское собрание: Интернет - безопасность и старший подросток.. 8 класс

Цель родительского собрания – закрепить правила безопасности в Интернете и научиться использовать различные программы контроля безопасности....

Это нужно знать (Интернет безопасность)!!!

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!!!Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию  http://www.referent.ru/1/170692Как быть безопасным в интернете (советы для детей, п...

Интернет. Безопасность в сети Интернет

Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерн...

Разработка родительского собрания "Интернет.Безопасность в Интернете"

Данная работа может быть использована классным руководителем на родительском собрании для ознакомления родителей о тех опасностях, с которыми сталкиваются дети в сети....

Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»

Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....

Дети в интернете: В Н И М А Н И Е ! Виртуальная НЕреальность! (Заметки для педагогов и родителей на тему интернет-безопасности детей и подростков)

Законы «бытия» вир­туального мира легко проникают в подсознание ребенка или под­ростка, минуя основные механизмы психологической защиты......