Игрушка в жизни ребенка
консультация

Харчук Татьяна Юрьевна

Игрушка  в  жизни  ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_v_zhizni_rebenka.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка   в   жизни   ребенка

      Давайте  вспомним  наше  детство…  Что    происходит   сразу?   Конечно,  мамины   теплые   руки,  и…любимый   плюшевый     мишка  (зайчик,  кукла  и  т.д. – у   каждого   свое).  Именно   с   игрушками   у    большинства   людей    ассоциируется   детство.  Но,  кроме   личной   ценности  для    каждого   из   нас,  игрушка   обладает   ценностью   общечеловеческой,   так   как   представляет   собой   творение   не   менее  грандиозное,   чем    компьютер.   Кроме   того,   нет   в   мире   учителя   и   воспитателя   более  грамотного   и   более   веселого   одновременно.  Поэтому   относиться    к   выбору   игрушек,  по   крайней   мере,  взрослым,  нужно   очень   серьезно.

   Итак,  начнем   с   самых   маленьких.  В   первые   дни   и   месяцы   своей    жизни   возможность    познания   ребенком   окружающего   мира   ограничена.  Весь    мир   для   малыша   заключается   в    маме,  ее   улыбки.  И   через   общение   с   ней   ребенок   знакомится  с    первыми   предметами  и   игрушками.  В    этот   период     малышу     необходимы   всевозможные     кольца     из    резины,   погремушки    подвески.   Они   должны    быть   яркими   и    находиться    в  поле   зрения   ребенка,  так   как   игрушка    должна    привлекать   внимание   ребенка.  Чуть    позже,  с   развитием   хватания,   малыш    должен   иметь   возможность   действовать  с   предметом:  стучать   им,  кидать   его.  Хорошо,  если   игрушка    будет   звучащей.  В  6-9   месяцев   можно   добавить   так    называемые   игрушки-вкладыши,   которые   позволяют    ребенку   развиваться   интеллектуально.  Постепенно   в    предметный   мир     малыша  можно    вводить   животных   и    пупсов   из   резины.   У  них    должны   быть  крупные  составные   части   и   хорошо  прорисованные   детали   лица.  В   9-12   месяцев   можно    порадовать    ребенка   заводными    игрушками-забавками:   клюющими  курочками,   барабанящими   зайцами.   В   10-12   месяцев   ребенку   уже   нужны   пирамидки  из  3-5  колец  и   кубики.  Многих   родителей   настораживает   то,  что  в   этот   период  ребенок   буквально  все   тянет   в  рот.  Не   пугайтесь:  во-первых,  у  малыша   просто  режутся   зубки,  а   во-вторых,  рот   является   для   ребенка   таким   же   средством  познания,  как   и   глаза,   руки.  Вам   необходимо   лишь   помнить   о   гигиене  игрушек.  

      В   возрасте   от   1-го   года   до  3-х   лет   малыш  становится    более  самостоятельным,  у  него  появляется    возможность  самостоятельно   передвигаться.  Но  радость  малышу  -  проблемы   родителям!  Чтобы    ваши   любимые   вазы,  сервизы  и   книги  и   дольше   продолжали  служить  вам  -  уберите  их  с  глаз   ребенка,   не   провоцируйте   его   на   «подвиги».  В   этот  период   уже   можно  купить   ребенку   меховую   игрушку,  с  которой  он   будет   замечательно  засыпать.  А   большая  коробка   и  ваша   помощь   помогут   малышу   запомнить,  что   игрушки   надо   убирать.

     К  3-м   годам   малыш   начинает   усваивать   функциональное  назначение  предметов.   А   где,   как   не  в   игре,  он   может   наиболее   четко  усвоить,  что   на  стуле    сидят,  а   едят   из  тарелки?  Поэтому    необходимо  расширить  набор  детских   игрушек     посудой     и    мебелью.  Она   должна    по   размеру    приближаться    к    детской,   но    быть   более  легкой.  Ребенок    стремиться    жить   взрослой   жизнью,   так    помогите   ему.  Игрушечное   отображение    реальной    жизни   позволит   ребенку   легко   освоиться    далее    в    коллективе    сверстников   и   полноценно   развиваться    как     эмоционально,    так    и   интеллектуально.  

     К  4-5-ти   годам   живейший   интерес  у   ребенка   начинают  вызывать  всевозможные   наборы   семей,  солдатиков,   зверушек.  Ребенок   начинает   придумывать  с   ними  различные   варианты   игр.  Вообще,  в   этом  возрасте  ребенку  начинают   быть   доступными  все   виды   игрушек:   куклы,  строительный   материал,  головоломки,  атрибуты   профессиональной   деятельности,  различные   технические   игрушки.  Игровые  предпочтения  начинают  делиться   по   половому  признаку:  мальчики  выбирают  машинки  и  оружие,  а   девочки  -  кукол  и  все,   что  с  ними  связано.  Но  и   у  тех,  и  у    других  продолжает   развиваться  интерес  к  моделированию,  конструированию,  т.е.  к  тем  играм,  которые  позволяют   ему   что-нибудь  смастерить  своими   руками.

    Все   выше   перечисленные  игрушки   можно  отнести  к  так  называемым  «готовым  формам»,  т.е.    эти   игрушки  изготовлены   фабричным   способом  и  в   них   уже  заложено  функциональное   назначение.  Но   существует   еще   одна,  не   менее   важная   группа  -  предметы-заместители.  Она  включает   в   себя,   с  точки   зрения  взрослого,  совершенно   ненужные   вещи,  а   точнее  -  мусор.   Но   для   ребенка  это  наиценнейший   материал  для   развития  фантазии   и  творчества.  Это   всевозможные   лоскутки,  тряпочки,  коробочки,  обрубки  от   дощечек   или   палочек,  кружочки,  обломки   чего-нибудь   и  т.д.                                       Введение  этих   предметов   целесообразно  с  2-3-х   лет,  так    как   именно  в   этот   период  происходит   развитие   активной   речи,  а   предметы –заместители   ставят  малыша  перед   необходимостью   называния   их   реально   существующим  и  принятым  по  отношению  к  тому  или   иному   предмету   словом.  Кроме   того,  они   способствуют   расширению   жизненного  пространства    за   счет  введения   воображаемой  ситуации (это   замечательное  «как   будто»!).  Вы   скажите:   «Все   это   хорошо,  но  каждая   из   перечисленных   игрушек   стоит    денег  и  не  каждая   семья   может   себе   их   позволить!».  Да,  это   именно,  так.   Но  важно  запомнить  правило:  Игрушки  надо   выбирать,   а  не  собирать!  Естественно,  вы  не  можете   не  купить    своему   ребенку  какие-то   игрушки.  Но  при  желании  все   игрушки  можно  сделать   своими   руками  -  и  выглядеть   для   ребенка   они   будут    не   менее    красивыми    и    ценными,  чем  купленные   в   магазине.  Включайте   свою  фантазию  -  и   у   вас   все  получиться.  Во-первых,  папа   из  обрезков  дерева   может  изготовить   великолепную   кукольную  мебель;  смастерить   машинку,  во-вторых,   мама  может   пошить  из  остатков   пряжи  или   ткани  великолепную   куклу   и   одежду   для   нее,  в-третьих,  лото  и   головоломки   можно  вырезать  самим  из  газет   и   журналов.  С   одной   стороны, это  экономия  бюджета,  а   с  другой   -  хорошая   возможность  сплочения   семьи.  Хотелось   бы  остановиться   еще  на   одном   моменте  -  выборе  игрушек.

   Если  вы   хотите   купить   своему   ребенку   новую   игрушку,  руководствуйтесь   4-мя  правилами.  Игрушка   должна   быть:

  1. Безопасной   (посмотрите  качество  изготовления,  материал,  из  которого  она   сделана);
  2. Эстетичной    на    вид;
  3. Соответствующей   возрасту;
  4. Многофункциональной    (чем   больше   действий   ребенок   сможет   выполнить   с  игрушкой,  тем   лучше.  Естественно,  это  правило  не  касается   погремушек  для  малышей).

В   заключение    необходимо  напомнить  вам,  дорогие   родители,  что  никакая,  даже  самая  лучшая   игрушка,  не  может  заменить   живого  общения    с  любимыми   папой  и   мамой!

Подготовила

пелагог-психолог

Харчук  Т.Ю.