Рабочий лист для педагогов по профилактике суицида среди учащихся школы
рабочие листы по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Павлова Арина Дмитриевна

Рабочий лист является дополнением к семинару для педагогов школы по профилактике суицидального поведения среди учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_profilaktika_suitsida.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

  • Подкрепление позитивных настроений (похвалите там, где возможно, напомните о хорошем)
  • Представьте альтернативный способ выражения чувств (что можно сделать)
  • Признание страданий (серьезно отнеситесь к переживаниям)
  • Исследование летальности (На какой стадии мысли/намерения/ действия находится подросток)
  • Обучением навыкам психосаморегуляции (поделитесь, что помогает успокоиться вам)

Деятельность педагогов по профилактике суицидального поведения

  • первичная профилактика
  • оказание поддержки обучающимся особого внимания
  • выявление первых признаков изменений в поведении учащихся

Своевременное информирование:

  • психолога,
  • медицинского работника,
  • администрации школы,
  • родителей / законных представителей

М.Лайнхен выделила мотивы, которые удерживают от суицида

  • Убеждения в необходимости преодоления проблемы
  • Ответственность перед семьей
  • Страх суицида
  • Страх социального отвержения
  • Моральные и религиозные установки

Усильте озвученные ребенком убеждения, препятствующие суициду

Список литературы:

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с.
  2. Калинина Н.В., Игумнов С.А., Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Коренский Н.В. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. 2018. — 48 с.
  3. Кирилова С.А. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних для педагогов. СПб. 2022. – 36 с.

Выявление и профилактика суицидального поведения

у обучающихся

ГБОУ Лицей № 150. Обучающая сессия 26.03.2025

По оценке ВОЗ, школы являются одним из наиболее
важных инструментов распространения знаний о здоровье и принятия мер превентивного вмешательства среди молодежи.

0. ЧТО НАМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ О СУИЦИДЕ

Три стадии суицидального поведения:

  • Суицидальные мысли
  • Суицидальные намерения
  • Суицидальные действия

Переживания в кризисном состоянии:

  • чувство неопределенности и тревога,
  • фиксация на психотравмирующей ситуации,
  • переживания собственной беспомощности, одиночества,
  • пессимистическая оценка собственной личности
  • выраженные затруднения в планировании будущего.
  • нарушение познавательной и поведенческой активности.
  • проявления аутоагрессии.

Ребенок в кризисном состоянии не видит ни возможностей, ни ресурсов, ни перспектив! Наша задача – помочь ему их увидеть!

Ведущие мотивы суицида по В.А.Тихоненко у подростков:

  • «призыв» («крик о помощи»)
  • «протест»

Общие моменты:

  • С 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает. Максимум - 16-19 лет.
  • Дети и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода.
  • У подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративным поступком.

1

  • Причина суицидальной попытки может складываться из незначительных неурядиц.
  • Максимализм, неадекватный анализ последствий, отсутствие жизненного опыта создают невыносимые переживания.
  • Импульсивность приводит к суицидальной попытке.

1. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

«Бывает достаточно всего одного доброго слова, чтобы почувствовать себя окрылённым».  Евгений Леонов

Первичная профилактика

  • Сплочение классного коллектива.
  • Беседа с детьми, направленная на изменение неадекватного поведения.
  • Формирование нормы взаимопомощи в классе. Поручать детям помогать и поощрять их.
  • Внедрение мысли «любую проблему можно решить», «всегда есть выход», «жизнь прекрасна».  
  • Адаптивные копинг-стратегии (активный копинг, поиск общественной и эмоциональной поддержки, положительное истолкование и рост)

Первичная профилактика в образовательном процессе

  • Акцентирование внимания на жизнелюбии, жизнестойкости персонажей художественных произведений и исторических лиц.

«Что помогло герою справиться?», «Какие ценности у него?», «Какие личные качества вы заметили?», «Чему нас учит этот персонаж?».

  • Не допускать романтизации суицида, осуждать опрометчивые поступки героев.
  • В случае учебных трудностей акцент на решение:

«тебе нужно пересдать, выучить, сделать…», «я буду тебя ждать», «уверен, что ты постараешься» и т.п.

2

2. ВЫЯВЛЕНИЕ

Сигналы о помощи

  • открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством;
  • косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (имитация суицида);
  • активная предварительная подготовка;
  • фиксация на примерах самоубийств;
  • символическое прощание с ближайшим окружением;
  • разговоры о собственных похоронах;
  • составление записки об уходе из жизни.

Особое внимание следующим детям:

  • подростки с признаками депрессии (печальное настроение, отсутствие энергии, проблемы с аппетитом, соматические жалобы, ухудшение успеваемости);
  • признаки эмоциональных нарушений (частые жалобы на недомогание, пренебрежение к внешнему виду, приступы гнева)
  • членство в определенных группах, состоящих из неблагополучных людей
  • «это на него не похоже»: подросток демонстрирует нетипичное для него поведение.
  • дети в неблагополучной семейной обстановке, с неадекватным воспитанием
  • подростки-одиночки
  • трудно протекающий пубертат («ранний старт», «дисморфофобия»)
  • личностная импульсивность (вспыльчивость, мгновенность, импульсивность, бескомпромиссность).

Стратегии, направленные на снижение риска суицида при общении

  • Поправка на вентиляцию чувств (дайте выговориться)
  • Гарантия (вы полезны и заинтересованы в разговоре)

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида среди подростков. Советы родителям и педагогам.

С каждым годом растет количество подростков, заканчивающих жизнь самоубийством. Кто виноват в подростковом суициде? Школа? Как распознать признаки надвигающейся трагедии? Как её предотвратить? Об этом...

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год

План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....

Активные формы проведения работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы

Активные формы проведения работы  по профилактике правонарушений  среди учащихся школы...

Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей

Памятка для педагогов по выявлению  риска суицида среди дерей и подростков...

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди несовершеннолетних

В плане  педагога-психолога по профилактике суицида среди несовершеннолетних определены основные направления работы по данной теме....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Упражнения для педагогов по профилактике суицида среди подростков

Работа межведомственного взаимодействия и учреждений системы профилактики по предотвращению суицидальных попыток несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений.Работа с чувствами на снижение эмоц...