Активные формы проведения работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы
материал на тему

Нохрина Ирина Александровна

Активные формы проведения работы  по профилактике правонарушений  среди учащихся школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_kl.rukovoditeley.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области

Активные формы проведения работы

по профилактике правонарушений

среди учащихся школы.

Подготовила:

классный руководитель 7-В класса

Нохрина Ирина Александровна

                       

Усмань, 2014

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей  был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так  же государство в целом.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

 Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, мною были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2014-2015 учебный год:

- создание в классе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя учащихся, учителей и родителей;

- развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

- развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

- вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;

- отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;

-  систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;

- психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

- ориентация на здоровый образ жизни, привлечение учащихся к занятиям спортом;

- оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

- привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

- формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

- установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности   воспитательной  работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

Поэтому воспитательная работа в классе планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

- гражданско - патриотическом;

- спортивно- оздоровительном;

- художественно- эстетическом;

- духовно-нравственном и др.

Как классный руководитель, я  используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

– посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

 –консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

 – индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

– вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность  школы;

– вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Я  изучаю индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей. По результатам данных обследований в начале учебного года составила социальный паспорт класса, выявила  трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска; совместно с родительским комитетом создала  банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.

Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности я контролирую посещаемость занятий учащимися класса. С этой целью я регулярно заполняю страницу пропусков уроков в классном журнале и в тот же день сообщаю родителям о пропусках уроков.

Коллектив класса принимает активное участие в районных акциях и конкурсах по профилактике правонарушений.

С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно провожу тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

C целью профилактики беспризорности,  правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года провожу  классные часы и беседы по соответствующей тематике; изучение правовых норм на уроках обществознания, права, проведение профилактических бесед о вреде курения, наркомании и алкоголизма на уроках биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности; по профилактике дорожно-транспортных нарушений; оформление стендов по пожарной безопасности, дорожной грамотности, проводились конкурсы творческих работ о вреде курения, алкоголизма, наркомании

Были проведены классные часы по темам: "Что для вас здоровый образ жизни?", "Права и обязанности подростков", "Проблемы в современном мире". Также был организован просмотр тематических фильмов с последующим обсуждением.

Активная профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. В наше время целесообразно иллюстрировать  лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума. К профилактической работе привлекаются сотрудники полиции, прокуратуры, инспектора ОДН, врачи-специалисты, психологи, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.

Учащиеся могут раскрыть свои таланты и наклонности, манипулируя полученными знаниями при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений.

Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, в нашем  классе проводятся  профилактические занятия, профилактические десятиминутки. И

главным в этой работе я считаю проведение позитивной профилактики.

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.

 Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики  в работе с подростками  необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является  вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так  и в каникулярное время.  Каждый учащийся класса  с пользой проводит своё свободное время. Они узнают  друг друга,  могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение  экскурсий, выставок, участия в выступлениях  агитбригад, молодежных движений, акциях  районно-городского масштаба; посещение  кружков и секций  школ и  учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков. Школьники под руководством  квалифицированных педагогов и других специалистов разрабатывают проекты, организуют  праздники  и викторины.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...

Активные формы контроля и оценки знаний учащихся

Презентация к педагогическому совету...

Доклад на тему: Использование активных форм проведения занятий

Краткое описание:1. Формы проведения занятий2. Уроки мыслительной деятельности студентов3. Признаки методов активного обучения4. Формы работы, повышающие уровень активности обучения...

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».

Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон». В  статье  представ...

Классный час по профориентации. (В форме проведения устного журнала для учащихся 10-х классов II вида школы-интерната)

Классный час  по профориентации "Человек и профессия" в форме устного журнала с презентацией,способствующий профессиональному самооопределению учащихся старших классов спроблемами слухами....