Занятие по профилактике конфликтов и развитию навыков коммуникации "Бесконфликтное общение"
план-конспект урока по психологии (5, 6, 7, 8 класс)
Занятие по профилактике конфликтов и развитию навыков коммуникации "Бесконфликтное общение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия.
Функции конфликта
- Положительные:
- усиление автономности и уникальности каждого из взаимодействующих сторон;
- прояснение специфичности и отличности позиции и взгляда другого;
- развитие и пересмотр существующих отношений, их границ и правил;
- устранение противоречий в коллективе/паре;
- пересмотр, обновление и создание новых социальных институтов и отношений;
- регуляция отношений;
- высвобождение накопившихся эмоций;
- самопознание и самокоррекция поведения;
- способ самоутверждения и повышение адаптации;
- Отрицательные:
- разрушение или ухудшение отношений;
- ухудшение климата в коллективе
- большие материальные, ресурсные, эмоциональные, психические затраты;
- повышение уровня стресса, снижение личной и коллективной эффективности.
«Причины возникновения конфликтов»
- неумение контролировать своё эмоциональное состояние;
- скрытность;
- недопонимание;
- агрессивность;
- различие целей, интересов;
- неумение общаться;
- неумение сотрудничать и др.
«Виды и стадии конфликтов»
Виды конфликтов разнообразны, выделяют:
- Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".
- Межличностный — это самый распространённый тип конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
- Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
- Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
- Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.
Каковы же стадии конфликта?
- стадия – возникновение конфликта (появление противоречия)
- стадия – осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
- стадия – конфликтное поведение.
- стадия – исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)
Коммуникативные барьеры – это помехи, препятствующие
адекватной передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту.
- Технические барьеры, обусловленные факторами среды.
- Социальные барьеры – порождаются социокультурными различиями.
- Фонетические барьеры – связаны с особенностями речи и невербального поведения собеседника.
- Семантические барьеры – связанны с понятиями, которые используются в ходе коммуникации. Часто партнеры по общению по-разному понимают значения или смысл употребляемых слов. Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
- Психологические барьеры – включают в себя психологические особенности личности, препятствующие передачи сообщения (личностные черты, наличие определенных ценностей, эмоциональное состояние, неадекватное представление о партнере).
- Барьер-авторитет. Статус, социальное положение, принадлежность к авторитарной группе. Доверие будет разным к одному и тому же человеку, если представить его сначала, как лаборанта, потом — как профессора. Привлекательный внешний вид. Доброжелательность.
- Стереотипирование. Обобщение информации о классе людей или событиях.
- Эффект ореола — это тенденция использовать общее впечатление, основанное на одной или нескольких характеристиках, для оценки других характеристик того же самого человека.
- Информационная перегрузка.
Модели поведения в конфликтной ситуации:
- Конструктивная: стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
- Деструктивная: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
- Конформистская: пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
Стратегии конфликтного поведения:
- уклонение (уход);
- приспособление (уступка);
- конфронтация (принуждение, борьба, соперничество);
- сотрудничество;
- компромисс.
Выбор конфликтного поведения зависит от интересов сторон и от характера предпринимаемых ими действий.
Игра-практикум «Стратегия поведения в конфликтах»
Оборудование: Карточки с названиями способов выхода из конфликта.
Инструкция: Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом. Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обратная связь от участников упражнения: что чувствовали при выполнении упражнения, какой способ поведения в конфликте выбрал каждый участник, почему человек выбирает тот или иной способ разрешения конфликта.
Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:
- Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
- Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
- Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.
- Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:
- Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.
- Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
- Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.
- Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
- Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.
Когнитивные искажения:
- Чрезмерное обобщение.
- Эффект контраста — усиление или преуменьшение значения одного предмета, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает другой, малоизвестный магазин, в котором эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.
- Феномен Баадера — Майнхоф или иллюзия частотности — недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.
- Отклонение в сторону результата — тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).
- Эффект фокусировки — ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает неточности в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.
- Ошибка пропорциональности — тенденция полагать, что события имеют серьёзные причины (Выход фильма или расследования обязательно кем-то должны быть заказаны).
- Эффект сверхуверенности — тенденция переоценивать свои собственные способности.
- Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.
- Искажение в восприятии сделанного выбора — излишнее упорство, привязанность к своему выбору, восприятие его как более правильного, чем он есть на самом деле, с дальнейшим его оправданием.
- Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некоему объекту только потому, что они знакомы с ним (эффект причастности к созданию предмета).
- Ошибочность в духе Техасского стрелка — выбор или подстройка гипотезы под результаты измерений;
- Селективное восприятие — принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями.
- Эффект авторитета — тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и в большей степени зависеть от этого мнения.
- Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
- Профессиональная деформация — психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
- Потребность в завершении и предпочтение целостных предметов — потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности (эффект Зейгарник).
- Отклонение в сторону статуса кво — тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
- Эффект повального увлечения, конформизм — боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
- Эффект фрейминга (обрамления) —зависимость выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Часто используется в маркетинге.
- Реверсия — систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом.
- Потребность в противостоянии — попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.
- Эффект однородности чужой группы — люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
- Ингрупповой фаворитизм — тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
- Искажение в связи с проекцией — тенденция бессознательно полагать, что другие люди разделяют те же, что и субъект, мысли, верования, ценности и позиции.
- Эгоистическая погрешность — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения.
- Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект.
- Эффект ложной уникальности — недооценка индивидом распространённости среди других способностей и желательного или приносящего успех поведения, характерных для него.
- Феномен «Дверь в лицо» — люди склонны идти на уступку и соглашаться с малопривлекательным предложением в том случае, если оно им предлагается сразу после их отказа от другой более обременительной просьбы.
- Феномен «Нога в двери» — после выполнения изначально незначительной просьбы люди склонны соглашаться исполнять другие более обременительные требования.
- Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
- Эффект первенства — тенденция оценивать изначальные события более значимыми, чем последующие события.
- Иллюзия кластеризации — тенденция видеть паттерны там, где их на самом деле нет.
- Ошибка выжившего — склонность недооценивать недоступные прямому наблюдению данные по группе «погибших».
Приложение 1.
Стиль «Конкуренция»:
«Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Стиль «Приспособление»:
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Стиль «Компромисс»:
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Стиль «Сотрудничество»:
«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Стиль «Избегание»:
«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Развитие навыков доброжелательного общения" (для учащихся 4 класса)
Данное занятие разработано для сплочения классного коллектива, для развития навыков доброжелательного общения, для более близкого знакомства учащихся друг с другом....
Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения
Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...
Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения
Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"
Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков)...

Развитие навыков эффективного общения
Данная презентация была разработана к семинару "Развитие навыков эффективного общения" для педагогов...

Семинар-практикум для педагогов "Приемы развития навыков конструктивного общения"
Материал будет полезен методистам, а также педагогам -психологам для организации работы с педагогами, воспитателями, которая направлена на развитие готовности к изменению своих прежних соци...
Профилактическое занятие-тренинг "Профилактика конфликтов"
Профилактическое занятие в форме тренинга для 5-8 класса, направленное на профилактику конфликтов в молодежной среде, буллинга....
