Занятие по профилактике конфликтов и развитию навыков коммуникации "Бесконфликтное общение"
план-конспект урока по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

Бургонова Ирина Александровна

Занятие по профилактике конфликтов и развитию навыков коммуникации "Бесконфликтное общение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_konflikty.docx96.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия.

Функции конфликта

  1. Положительные:
  1. усиление автономности и уникальности каждого из взаимодействующих сторон;
  2. прояснение специфичности и отличности позиции и взгляда другого;
  3. развитие и пересмотр существующих отношений, их границ и правил;
  4. устранение противоречий в коллективе/паре;
  5. пересмотр, обновление и создание новых социальных институтов и отношений;
  6. регуляция отношений;
  7. высвобождение накопившихся эмоций;
  8. самопознание и самокоррекция поведения;
  9. способ самоутверждения и повышение адаптации;
  1. Отрицательные:
  1. разрушение или ухудшение отношений;
  2. ухудшение климата в коллективе
  3. большие материальные, ресурсные, эмоциональные, психические затраты;
  4. повышение уровня стресса, снижение личной и коллективной эффективности.

«Причины возникновения конфликтов»

  • неумение контролировать своё эмоциональное состояние;
  • скрытность;
  • недопонимание;
  • агрессивность;
  • различие целей, интересов;
  • неумение общаться;
  • неумение сотрудничать и др.

«Виды и стадии конфликтов»

Виды конфликтов разнообразны, выделяют:

  • Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".
  • Межличностный — это самый распространённый тип конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
  • Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
  • Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
  • Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

Каковы же стадии конфликта?

  1. стадия – возникновение конфликта (появление противоречия)
  2. стадия – осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
  3. стадия – конфликтное поведение.
  4. стадия – исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)

Коммуникативные барьеры – это помехи, препятствующие

адекватной передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту.

  1. Технические барьеры, обусловленные факторами среды.
  2. Социальные барьеры – порождаются социокультурными различиями.
  3. Фонетические барьеры связаны с особенностями речи и невербального поведения собеседника.
  4. Семантические барьеры – связанны с понятиями, которые используются в ходе коммуникации. Часто партнеры по общению по-разному понимают значения или смысл употребляемых слов. Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
  5. Психологические барьеры включают в себя психологические особенности личности, препятствующие передачи сообщения (личностные черты, наличие определенных ценностей, эмоциональное состояние, неадекватное представление о партнере).

  • Барьер-авторитет. Статус, социальное положение, принадлежность к авторитарной группе. Доверие будет разным к одному и тому же человеку, если представить его сначала, как лаборанта, потом — как профессора. Привлекательный внешний вид. Доброжелательность.
  • Стереотипирование. Обобщение информации о классе людей или событиях.
  • Эффект ореола — это тенденция использовать общее впечатление, основанное на одной или нескольких характеристиках, для оценки других характеристик того же самого человека.
  • Информационная перегрузка.

Модели поведения в конфликтной ситуации:

  1. Конструктивная: стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
  2. Деструктивная: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
  3. Конформистская: пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Стратегии конфликтного поведения:

  1. уклонение (уход);
  2. приспособление (уступка);
  3. конфронтация (принуждение, борьба, соперничество);
  4. сотрудничество;
  5. компромисс.

Выбор конфликтного поведения зависит от интересов сторон и от характера предпринимаемых ими действий.

Игра-практикум «Стратегия поведения в конфликтах»

Оборудование: Карточки с названиями способов выхода из конфликта.

Инструкция: Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом. Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обратная связь от участников упражнения: что чувствовали при выполнении упражнения, какой способ поведения в конфликте выбрал каждый участник, почему человек выбирает тот или иной способ разрешения конфликта.

Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:

  1. Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
  2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
  3. Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.
  4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:

  1. Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.
  2. Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
  3. Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.
  4. Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
  5. Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.


Когнитивные искажения:

  • Чрезмерное обобщение.
  • Эффект контраста — усиление или преуменьшение значения одного предмета, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает другой, малоизвестный магазин, в котором эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.
  • Феномен Баадера — Майнхоф или иллюзия частотности — недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.
  • Отклонение в сторону результата — тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).
  • Эффект фокусировки — ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает неточности в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.
  • Ошибка пропорциональности — тенденция полагать, что события имеют серьёзные причины (Выход фильма или расследования обязательно кем-то должны быть заказаны).
  • Эффект сверхуверенности — тенденция переоценивать свои собственные способности.
  • Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.
  • Эффект авторитета — тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и в большей степени зависеть от этого мнения.
  • Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
  • Профессиональная деформация — психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
  • Потребность в завершении и предпочтение целостных предметов — потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности (эффект Зейгарник).
  • Отклонение в сторону статуса кво — тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
  • Эффект повального увлечения, конформизм — боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
  • Эффект фрейминга (обрамления) —зависимость выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Часто используется в маркетинге.
  • Реверсия — систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом.
  • Потребность в противостоянии — попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.
  • Эффект однородности чужой группы — люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
  • Ингрупповой фаворитизм — тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
  • Искажение в связи с проекцией — тенденция бессознательно полагать, что другие люди разделяют те же, что и субъект, мысли, верования, ценности и позиции.
  • Эгоистическая погрешность — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект.
  • Эффект ложной уникальности — недооценка индивидом распространённости среди других способностей и желательного или приносящего успех поведения, характерных для него.
  • Феномен «Дверь в лицо» — люди склонны идти на уступку и соглашаться с малопривлекательным предложением в том случае, если оно им предлагается сразу после их отказа от другой более обременительной просьбы.
  • Феномен «Нога в двери» — после выполнения изначально незначительной просьбы люди склонны соглашаться исполнять другие более обременительные требования.
  • Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
  • Ошибка выжившего — склонность недооценивать недоступные прямому наблюдению данные по группе «погибших».

Приложение 1.

Стиль «Конкуренция»:

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Стиль «Приспособление»:

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»:

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»:

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Стиль «Избегание»:

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Развитие навыков доброжелательного общения" (для учащихся 4 класса)

Данное занятие разработано для сплочения классного коллектива, для развития навыков доброжелательного общения, для более близкого знакомства учащихся друг с другом....

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Развитие навыков эффективного общения

Данная презентация была разработана к семинару "Развитие навыков эффективного общения" для педагогов...

Семинар-практикум для педагогов "Приемы развития навыков конструктивного общения"

Материал будет полезен методистам, а также педагогам -психологам для организации работы с педагогами, воспитателями, которая направлена на развитие  готовности к изменению своих прежних соци...

Профилактическое занятие-тренинг "Профилактика конфликтов"

Профилактическое занятие в форме тренинга для 5-8 класса, направленное на профилактику конфликтов в молодежной среде, буллинга....