Тренинговое занятие "Развитие навыков доброжелательного общения" (для учащихся 4 класса)
методическая разработка по психологии по теме

Попова Ольга Николаевна

Данное занятие разработано для сплочения классного коллектива, для развития навыков доброжелательного общения, для более близкого знакомства учащихся друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshcheniya_4_kl.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

     Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы провести занятие для развития навыков доброжелательного общения.

     Начнем мы наше занятие с того, что познакомимся поближе. Сделаем это следующим образом: каждый участник по очереди будет называть свое имя и попытается охарактеризовать себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Итак, начнем с меня…

     А сейчас я предложу вам правила, по которым будет проходить наше занятие. Эти правила мы должны будем принять всем коллективом. В правила можно вносить поправки. Послушайте внимательно. Правила следующие:

  1. ЗАКОН МИКРОФОНА.

Говорит тот, у кого в руках «микрофон». «Микрофоном» нам будет служить вот эта игрушка (показать). «Микрофон» вы будете передавать по кругу по время проведения упражнений.

  1. ЗАКОН АКТИВНОСТИ.

Вы имеете право не участвовать в каком-либо упражнении. Это не означает, что кто-то не может выполнить задание. Это означает, что человек просто хочет понаблюдать со стороны. Нужно заранее сообщить о своем намерении группе. Но следует учесть: если из работы группы выбывает хотя бы один участник, это влияет на работу всей группы.

  1. ЗАКОН «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ».

Этот закон требует излагать свою точку зрения только от первого лица: «Я считаю, я чувствую, я думаю, что …». Данное правило основано на том, что каждый участник не может наверняка знать мнения каждого участника группы, не может отвечать за всю группу,  а поэтому высказывания, начинающиеся с «Мы…» , -недопустимы.

  1. ЗАКОН ТАКТИЧНОГО И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ КО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ГРУППЫ.

У всех нас есть достоинства и недостатки. Во время занятия необходимо терпимо относиться к чужим особенностям. Если вас что-то не устраивает, сообщите об этом мне в корректной форме, чтобы не задеть никого из участников.

  1. ЗАКОН ИМЕНИ.

Так как мы с вами знакомы мало, то перед каждым высказыванием нужно назвать свое имя.

  1. ЗАКОН ВЕЖЛИВОСТИ.

Давайте будем называть всех участников занятия только по именам.

  1. ЗАКОН «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

Все происходящее в настоящем времени и в данном месте, а также чувства, эмоции и отношения присутствующих следует рассматривать только в рамках занятия и не переносить в реальную жизнь (на прошлое или будущее).

  1.  ЗАКОН КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Все, что происходит на этом занятии, остается здесь, ни с кем из людей, не участвовавших в занятии, не обсуждается.

  1. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УЧАСТНИКИ ТОЛЬКО СЕБЯ.

Если вы согласны с правилами занятия, то давайте их подпишем.

     Итак, у нас сегодня занятие для развития навыков доброжелательного общения. Что вы понимаете под доброжелательным общением?

УПРАЖНЕНИЕ 1. «МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ТРЕНИНГА»

Цель: узнать степень настроя группы и каждого от дельного участника на работу в тренинге.

      Инструкция: «Сейчас я вам предлагаю ответить на несколько вопросов. Отвечаем по кругу, ответы должны быть краткими, лучше всего по одному предложению на вопрос. Итак, вопросы:

  1. С каким настроением я пришел на занятие?
  2. Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?
  3. Что я жду от сегодняшнего дня?

     Итак, я начну…»

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ПОЖЕЛАНИЯ ПО КРУГУ»

     Цель: поднять общий эмоциональный настрой группы и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

     Инструкция: «Сейчас я передам по кругу в разные стороны 2 игрушки. Задание: тот, кому попадет в руки игрушка, передает ее дальше по кругу и высказывает тому, кому передает игрушку, добрые пожелания. Например, «Я желаю тебе хорошего настроения, счастливого дня, улыбаться так же очаровательно, как и сейчас».

     Выигрывает та часть круга, участники которой будут выполнять работу быстрее и выскажут более добрые пожелания. С какой стороны игрушка быстрее дойдет до меня, те и выиграют по скорости. Одновременно я  буду следить за тем, чтобы пожелания были добрыми и дарили радость.

УПРАЖНЕНИЕ 3. «ВЕТЕР ДУЕТ НА …»

Цель: получить больше информации друг о друге.

     Инструкция: «Каждая моя фраза будет начинаться со слов: «Ветер дует на …», а затем буду называть признак, по которому могут объединиться некоторые участники группы. Они выходят в центр круга, жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.

  1. Ветер дует на  того, кто любит мороженое
  2. Ветер дует на того, у кого светлые волосы
  3. Ветер дует на того, у кого темные волосы
  4. Ветер дует на того, кто родился осенью
  5. Ветер дует на того,  у кого дома есть собака
  6. Ветер дует на того, у кого есть заколки или другие украшения
  7. Ветер дует на того, кто родился летом
  8. Ветер дует на того, у кого есть сестра
  9. Ветер дует на того, кто любит петь
  10. Ветер дует на того, кто любит танцевать
  11. Ветер дует на того,  у кого есть друзья
  12. Ветер дует на того, кто родился зимой
  13. Ветер дует на того, кого с утра разбудила мама
  14. Ветер дует на того, кому иногда бывает грустно
  15. Ветер дует на того, кто хоть раз в жизни ругался с мамой
  16. Ветер дует на того, кто любит море
  17. Ветер дует на того, кто родился весной
  18. Ветер дует на того, кто любит спорт
  19. Ветер дует на того, кто сегодня сказал: «Здравствуйте».

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ДАДИМ ОТПОР»

     Цель: сплочение группы

     Инструкция: «Сейчас я буду назвать различные страхи и опасности, а дальше ведущими будут все по кругу. Если кто-то из участников боится названного страха, то он встает в круг. А если остальные участники, оставшиеся за кругом, на 5 секунд возьмутся за руки, как бы защищая тех, кто зашел в круг и громко, дружно скажут: «Дадим отпор», то участники, стоящие в центре круга, будут защищены.

  1. На нас напали маленькие зеленые человечки – Дадим отпор
  2. На нас напала плохая погода – Дадим отпор
  3. На нас напали злые собаки
  4. На нас напало много домашних заданий
  5. На нас напали угрызения совести
  6. На нас напала лень
  7. На нас напало чувство грусти
  8. На нас напало одиночество
  9. На нас напала неудача

УПРАЖНЕНИЕ 5. «ПАРОВОЗИК Я + ХОРОШИЙ»

     Цель: поднятие самооценки каждого участника и общего эмоционального фона группы.

         Инструкция: «Всем нужно встать друг за другом и положить друг другу руки на плечи. Первым становится ведущий. «Паровозик» начинает двигаться по комнате. Ведущий первым говорит: «Я, Ольга Николаевна, хорошая». Все хором громко повторяют: «Вы, Ольга Николаевна, хорошая». Затем ведущий становится в конец паровозика. А следующим ведущим становится стоящий впереди паровозика.»

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

     Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.

          Инструкция: «Каждый участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, наиболее емко отражающую его в данный момент. После окончания работы всеми участниками составляется коллективная картинка (можно на ватмане).

РЕФЛЕКСИЯ

     В конце занятия обсудить и проговорить свои чувства и ощущения до, во время и после работы, обсудить понравившиеся упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

"Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения"

Материал для выступления на собрании перед началом смены в летнем экологическом лагере...

Воспитание навыков ненасильственного общения

Сценарный план родительского собрания...

«ПРИНЦИП ПИРАМИДЫ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ»

Принцип пирамиды предоставляет педагогам и родителям схему решения проблем, с помощью которых они могут разрабатывать и анализировать эффективные уроки, в т.ч. для самых трудных учеников....

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Обобщение опытом тема «Воспитание навыков коммуникативного общения учащихся ».

План.   Введение…………………………………………………………………………………...3-5стр.                 ...

Тренинговое занятие по формированию коммуникативных УУД учащихся 5 класса

Тренинг по формированию коммуникативных УУД и позитивных жизненных установок предназначен дл учащщихся 5 классов, можно использовть материал  в период адаптации....