"Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения"
методическая разработка по теме

Материал для выступления на собрании перед началом смены в летнем экологическом лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_pedagoga_v_lagere.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА

Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения

для воспитателей летнего экологического оздоровительного лагеря

подготовила

Шеян Евгения Александровна,

 педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра

Г. Георгиевск, 2011 год

        «Я не знаю явления более загадочного, более драматического, более эмоционального, чем то, как детство, исполненное разнообразных возможностей, чувствительное к красоте, восприимчивое к добру, воплощающее трогательную невинность, превращается в скучную, однообразную, самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала «убийство Моцарта» в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает совершаться. Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя?»

                                                         Георги Данаилов

 Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия   и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение, чем правило.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей. 

Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребёнка, видеть вещи его глазами.
  2. Способность видеть в нём равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников и воспитанников.
  4. Умение не обманывать, не  хитрить, всегда и везде говорить только правду.
  5. Способность педагога (воспитателя) правильно излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях.
  6. Разговаривать с детьми на интересующие их темы.
  7. Умение оказывать на учащихся необходимое педагогическое влияние.
  8. Овладение чувством юмора.
  9. Владение словом.

Педагог должен задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нём:

  1. Какое впечатление я оказываю на детей?
  2. Веду ли я с ними себя достаточно непринуждённо и расковано?
  3. Искренним или не искренним я выгляжу с их стороны?
  4. Достаточно ли развиты у меня умение располагать детей к себе?
  5. Могу ли я вести разговор с детьми на любые темы?
  6. Чувствуют ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?
  7. Всегда ли мне удаётся убеждать детей или иногда приходится приказывать?
  8. Есть ли у меня чувство юмора и как воспринимают мои шутки дети?
  9.  Нет ли таких детей, которые избегают общаться со мной?
  10.   Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со мной?

После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции.

 Общие правила, следование которым может помочь педагогу развить свои педагогические способности:

  1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика, а лучше ими не пользоваться вообще.
  2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес ребёнка.
  3. Избегать перекладывания на детские своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
  4. Избегать проявления нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
  5.  Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.
  6. Избегать всего, что способно как-то унизить ребёнка.
  7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы о ребёнке как о человеке, личности.
  8.  Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребёнка иметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.

Педагогам дополнительного образования, являющимся во время лагерной смены воспитателями, необходимо обратить внимание на:

Проявление косвенной агрессии у детей

К ней относятся: злобные сплетни, шутки, взрыв ярости, который проявляется в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу…
Механизм косвенной агрессии связан феноменом «перенесения». У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Детский гнев или недовольство, могут вылиться в большую драму.
Взрослым надо оставаться спокойными и не отвечать гневом на гнев, несмотря на то, что это очень трудно, когда стулья и игрушки летят в голову! Необходимо разобраться, действительно ли ребенок, играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется её сломать. Подобное происходит в том случае, если ребенок устал от запретов родителей, и он не может это сделать с ними. Педагог и воспитатель обязан постоянно проверять своё педагогическое общение тем, насколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.

        Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.

Ни в коем случае нельзя:

  1. Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
  2. Остановить развитие его уникальных способностей;
  3. Заглушить проявление индивидуальности;
  4. Привести к неправильному выбору в жизни;

Только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребёнке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

        Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к, порой, «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы. Необходимо почаще оставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.

        Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким.

        Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учит ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

        В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.

        Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

        Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

        И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

        Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.

        Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение: «Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни»

Сообщение для педагогов РЦ для воспитанников с отклонениями в умственном развитии....

Использование проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся на уроках английского языка.

Проектная методика помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности....

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".

Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...

Методическое объединение для специалистов по работе с молодёжью «Умения и навыки профессионально ориентированного общения»

Методическое объединение для специалистов по работе с молодёжью «Умения и навыки профессионально ориентированного общения»...