«Не для школы, для жизни учимся». Психологическое сопровождение становления функционально грамотной личности школьника
статья по психологии

Семчугова Лиана Викторовна

Выступление на областном конкурсе педагогических работников «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений». 2025 год, конкурсное испытание «Публичная лекция»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya_semchugova.docx205.82 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс педагогических работников

«Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений» 2025

Конкурсное испытание «Публичная лекция»

Тема: «Не для школы, для жизни учимся».

Психологическое сопровождение становления функционально грамотной личности школьника

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моей публичной лекции очень актуальна. «Не для школы, для жизни учимся» - эти слова Сенеки являются важнейшим целевым ориентиром современного российского образования и моей деятельности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года, Россия стремится войти в десятку лидеров по качеству общего образования.

Сейчас общество и экономика требуют специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы.

К сожалению, наши школьники при достаточно высоких предметных результатах испытывают затруднения в их применении на практике.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

«Функционально грамотный человек, по словам  Алексея Алексеевича Леонтьева, – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Мы понимаем под термином «функциональная грамотность» не просто знания и умения, которые были приобретены нами в течение жизни и сохраняются в памяти. Здесь правильно говорить об умении воспользоваться имеющимися знаниями, применить их, найти нужную информацию, используя различные источники; способности обнаружить главное и нужное, отбросить лишнее; заметить свои ошибки, исправить их; сосредоточить внимание на чём-то первостепенном, и, таким образом, выделить то, что мешает достижению цели.

Функциональную грамотность можно охарактеризовать следующими важными признаками:

  • готовность к комфортному и успешному взаимодействию с постоянно изменяющимся окружающим миром;
  • возможность решать различные (особенно нестандартные) образовательные и жизненные задачи;
  • способность построить социальные и личные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума;
  • совокупность рефлексивных умений, которые позволяют дать оценку своей грамотности, деятельности;
  • стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и развитию.

Все мы знаем, что успешность любой деятельности определяется степенью личной заинтересованности ученика в процессе выполнения заданий и получении результата.

Поэтому важно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы у школьника развивались навыки практических действий, т.е. ключевые компетенции: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева, где дерево – это функционально грамотная личность; лейка – учитель; вода – педагогические технологии и яблоки – ключевые компетенции.

Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей в школу, необходимо внимание, любовь, тепло и понимание со стороны взрослых.

Если мы будем «поливать» это дерево чётко спланированной, продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные яблоки - ключевые компетенции, т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Очевидно, что очень важную роль в становлении функционально грамотной личности играет психологическое сопровождение образовательного процесса.

Опираясь на профессиональный стандарт педагога-психолога, выделю основные направления деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся:

Коррекционно-развивающая работа (организация занятий по коррекции и развитию познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков, навыков жизнестойкости, эмоционально-волевой сферы и других сторон личности, как индивидуально, так и в групповой форме).

Психопрофилактическая работа (групповые формы работы, в которые можно вовлечь большое количество обучающихся, такие как беседы, лектории, круглые столы, интересные встречи).

Психологическое консультирование (помощь в решении тех проблем, с которыми ко мне обращаются индивидуально дети, педагоги, родители).

Потенциал человека для реализации личностных ресурсов  есть у каждого, и ответить на  вопрос, почему одним удаётся больше, чем другим, можно  только одним путём – понять, какие навыки и способности в себе мы не используем, и научиться их применять в жизни.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая современные педагогические и психологические технологии.

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности считаю групповые и игровые технологии, техники арт-терапии, телесно ориентированной терапии, нейропсихологии.

Овладение обучающимися системой ключевых компетенций позволяет эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...

Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника

Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...

Выступление "Функционально грамотная личность-стратегическая цель образования"

В выступлении рассиатривается вопрос о воспитании новой личности, грамотной, способной применить свои знания в жизни...

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

Технологии психологического сопровождения становления функционально грамотной личности

Выступление на областном конкурсе педагогических работников «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений». 2025 год, конкурсное испытание «...