Технологии психологического сопровождения становления функционально грамотной личности
материал по психологии

Семчугова Лиана Викторовна

Выступление на областном конкурсе педагогических работников «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений». 2025 год, конкурсное испытание «Портфолио профессионала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_semchugova_na_sayt.docx534.65 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс педагогических работников

«Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений» 2025

Конкурсное испытание «Портфолио профессионала»

Технологии психологического сопровождения

становления функционально грамотной личности

Добрый день, уважаемые коллеги.

Важнейшим показателем качества российского образования является функциональная грамотность школьников. В условиях обновлённых стандартов работа педагога-психолога становится необходимым элементом образовательного процесса школы.

Цель моей деятельности - психологическое сопровождение становления функционально грамотной личности.

По технологии сопровождения Марины Ростиславовны Битяновой работаю с 2000 года. Современная школьная практика требует серьёзного внимания к эмоциональному и психическому благополучию обучающихся. Увеличивается количество школьников с различными особенностями развития. Приведу только один пример. В нашей школе четыре  девятых класса, где обучаются 117 человек. Из них трое – с задержкой психического развития, четверо – с умственной отсталостью,  двое – обучаются на дому (ДЦП и психическое расстройство).

Поэтому приоритет в работе отдаю поддержке школьников в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, а также развитию навыков жизнестойкости (в том числе освоению приёмов саморегуляции, снятию напряжения и тревоги).

Разработала и реализую краткосрочную программу психологической подготовки к экзаменам для обучающихся 9 и 11 классов «Стоп-стресс» (8 часов).

На заочный этап конкурса я представила групповое занятие с девятиклассниками «Ментальная карта «Психологическая готовность к экзамену», направленное на обучение школьников способам эмоциональной и физической саморегуляции психологического состояния перед экзаменом, а также снижение тревожности и повышение психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

Ментальная карта - это метод структурирования и визуализации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Также известна как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «диаграмма связей» или «схема мышления». Разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов и отражает мыслительный процесс человека, поэтому напоминает сеть нейронов.

Обычно создаётся вокруг одного понятия, изображённого в центре пустой страницы. К нему добавляются связанные представления в виде изображений и слов.

Я думаю, что у многих появились ассоциации с опорными сигналами и конспектами Виктора Фёдоровича Шаталова или приёмом «Кластер» из технологии развития критического мышления.

Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план. 

Я использовала этот методический приём на своём занятии, чтобы выпускники наглядно представляли себе разнообразие способов саморегуляции и могли при необходимости повторить изученные упражнения.

Какие же психологические технологии позволяют мне эффективно решать поставленные задачи?

Важное место в развитии эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости обучающихся занимают техники телесно-ориентированной терапии и нейропсихологии. Во многом они пересекаются, т.к. оба подхода работают с телом: дыханием и мышцами.

Телесно-ориентированная терапия основывается на представлении о том, что телесные ощущения и эмоции неразрывно связаны. Эмоции, переживаемые подростками, могут находить отражение в телесных ощущениях, напряжении мышц и даже позе. Например, страх и тревога часто сопровождаются повышенным мышечным напряжением, учащённым сердцебиением и изменениями в дыхании.

Применение телесно-ориентированных техник, таких как движение, работа с дыханием и осознанное расслабление, позволяет подросткам справляться с тревогой и психоэмоциональным напряжением, снижает их уязвимость к стрессам и вырабатывает устойчивость в стрессовых ситуациях. Это становится особенно важным в условиях школы, где обучающиеся часто оказываются в стрессовых ситуациях, связанных с учебной нагрузкой, социальными взаимодействиями и собственными внутренними конфликтами.

Упражнения «Лимон», «Ладони», «Оловянный солдатик и тряпичная кукла», «Тряска», «Воздушный шарик», «Дыхание по квадрату», «Энергетическое зевание» и другие просты, требуют мало времени и места, но очень эффективны.

Применяя такие практики, я не только помогаю подросткам лучше понять собственные эмоциональные состояния, но и даю им инструменты для саморегуляции в сложных ситуациях, например, во время подготовки к экзаменам или в случае межличностных конфликтов.

Включение телесно-ориентированной терапии в образовательный процесс способствует созданию гармоничной школьной среды, в которой подростки чувствуют себя более уверенно и эмоционально устойчиво.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы) через движение и дыхательные упражнения.

Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей. Простые движения правой и левой сторон тела активизируют мыслительную деятельность, помогают сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие («Перекрёстный шаг», «Бабочка», «Колечки», «Точка внимания» и др.).

Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние.

Я использую в своей практике дыхательные, двигательные, глазодвигательные, кинезиологические упражнения, а также элементы самомассажа.

Такие задания подходят как для индивидуальной работы, так и для групповой. Также стоит отметить, что они не требуют большого помещения, а это важно, т.к. мой рабочий кабинет небольшой по площади.

Регулярное использование нейропсихологических упражнений активизирует познавательный потенциал школьников, развивает высшие психические функции, стабилизирует эмоциональное состояние.

Ещё одна технология, эффективно снижающая тревожность обучающихся, - арт-терапия. Это применение искусства и творчества с целью гармонизации внутреннего состояния личности.  

Основа арт-терапии – это такой вид творчества, с которым несложно справиться, и не нужны какие-то особые навыки, опыт в рисовании и специальные художественные способности.

В своей практике я использую преимущественно изотерапию и музыкальную терапию.

Процесс свободного, неформализованного творчества помогает обучающимся снять накопившееся напряжение, выплеснуть негативные эмоции безопасным способом.

Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения.

Наряду с традиционными карандашами, фломастерами, красками, восковыми мелками использую такие материалы, как зубная паста, пена для бритья. Это неизменно вызывает интерес обучающихся, а также подключает другие каналы восприятия. Вдыхание ментоловых или фруктовых ароматов, размазывание пасты или пены по листу бумаги, ощущение холодка и прочее дополнительно «заземляют» школьников, концентрируют их на состоянии «здесь и сейчас», что помогает справиться со стрессом.

Эффективность сложившихся в практике технологий работы подтверждается итогами диагностики («Методика изучения мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.Д. Андреевой в модификации А.Н. Прихожан в начале и конце программы). Уровень тревожности выпускников после цикла психологических занятий снизился с 21 до 18 %, уровень агрессии – с 28 до 21 %. Незначительно повысилась учебная мотивация.

 

Таким образом, использование техник телесно-ориентированной терапии, нейропсихологии, арт-терапии позволяет мне развивать навыки жизнестойкости и саморазвития обучающихся, а в результате формировать функционально грамотную личность.

Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...

Выступление "Функционально грамотная личность-стратегическая цель образования"

В выступлении рассиатривается вопрос о воспитании новой личности, грамотной, способной применить свои знания в жизни...

Презентация «Возможности предмета «Технология» в формировании функциональной грамотности».

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, о...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

«Не для школы, для жизни учимся». Психологическое сопровождение становления функционально грамотной личности школьника

Выступление на областном конкурсе педагогических работников «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений». 2025 год, конкурсное испытание «...