Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семьеведение" (10 класс)
рабочая программа по психологии (10 класс)
Цель: формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 189.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Семьеведение"
10 классы
Количество часов: 17
Составитель: Подоксенова И.В.,
педагог-психолог МАОУ гимназии г. Советский
2024-2025 г.
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования и является составной частью целостной системы функционирования МАОУ гимназии г. Советский в сфере внеурочной деятельности.
Целью данного курса является формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку.
В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:
- ознакомить обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности, нормы семейной жизни;
- сформировать у молодых людей основные представления о семейной жизни с позиции психологии, культорологии и этики;
- содействовать осознанию обучающимися системы российских семейных ценностей и принятия их для построения собственной семьи в будущем;
- обеспечить осознание обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как гражданина России и продолжателей традиций рода и семьи;
- содействовать направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
- ознакомить обучающихся со средствами решения семейных проблем;
- обучить основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.
Воспитательный потенциал учебного курса реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- применение технологии развивающего обучения для генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.
Содержание рабочей программы
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы работы |
Готовность к созданию семьи | Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества личности. Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности. Свобода и ответственность личности. Личность и «личина». Пути и способы самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь. Социально-коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста. Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение, планирование будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса взросления и самоопределения личности. Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества, определяющие мужественность и женственность. Гражданско-правовое равноправие полов как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права. Черты и качества будущего спутника жизни. | 3 | Чтение и обсуждение стихотворений. Выполнение практического рефлексивного задания. Работа с цитатами, беседа. Просмотр короткометражного фильма и его обсуждение. Работа в группах. Работа с иллюстративным материалом. Заключительная беседа. |
Ценности и традиции семьи | Традиционные российские духовно-нравственные ценности – основа государства, общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности человека – основа его личности. Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья. Семейные ценности и традиции – основа сплоченной и крепкой семьи. Традиции – способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм, образцов поведения, обычаев. Старшее поколение – хранитель семейных традиций, семейной истории, основа семейной общности. Семейная история – часть общего наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей, как условие поддержания единства, стабильности, гармонии и благополучия общества. Семейный уклад – фундамент семейной жизни. Ценности, традиции, отношения – составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей. Традиции и новации в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада. | 3 | Беседа, работа с цитатами. Работа с понятиями. Выполнение практического задания по текстам нормативных правовых документов. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма. Работа в парах/мини-группах: «проектирование» традиций воображаемой будущей семьи. Анкетирование обучающихся по вопросам их ценностного отношения к семье, обсуждение результатов. Заключительная беседа. |
Возрасты семьи | Любовь в жизни человека. Любовь и влюбленность. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни. Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа любви. Этапы романтических отношений. Особенности общения на этапе романтических отношений. Основные составляющие подготовки к браку. Рождение новой семьи. Подача заявления и регистрация брака. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и ценности, доверие супругов – основа устойчивых отношений в молодой семье. Первые годы брака. Причины разногласий в молодой семье. Конструктивное разрешение затруднительных ситуаций. Освоение родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей. Способы преодоления проблем и разногласий, связанных с рождением ребенка. Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви. Забота о детях, их воспитание. Соблюдение баланса в воспитании. Половая неприкосновенность несовершеннолетних. Эмоциональная связь с ребенком – важное слагаемое родительства. Связь поколений. Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших родственниках. Уважение, доверие, забота – основа отношения детей к родителям. Причины семейных конфликтов. Влияние конфликтов на семью. Конструктивное разрешение семейных конфликтных ситуаций. Семейные кризисы и причины их возникновения. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Способы и условия преодоления семейных кризисов. | 9 | Работа с понятиями. Выполнение практических заданий. Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов. Работа в группах. Анализ и решение кейсов. Работа с цитатами и иллюстративным материалом. Заключительная беседа. |
Поддержка семьи в российском обществе | Меры поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение навыками пользования государственными и социальными услугами – элемент правовой культуры семьи. Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс – основа определения правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и законные интересы членов семьи. Правовая грамотность и ее значение в жизни современной семьи. | 2 | Работа с цитатами. Анализ нормативных документов. Выполнение практических заданий. Работа в группах. Заключительная беседа. |
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «Семьеведение»
Программа к курсу «Семьеведение» обеспечивает достижение учащимися 10 классов определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- принятие и приверженность традиционным российским духовно-нравственным (в том числе семейным) ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
- готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;
- понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
- ответственное отношение к своим родителям, уважение к старшим;
- неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
- развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты;
- развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации.
Метапредметные результаты:
- освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике;
- совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- развитие креативного мышления при решении жизненных проблем;
- умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область жизнедеятельности;
- умение самостоятельно работать с различными информационными источниками, оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- владение различными способами общения и взаимодействия, умение аргументированно вести диалог;
- владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя, понимание своих достоинств и недостатков.
Предметные результаты:
- овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные ценности, ценностное отношение к семье и браку, систему межличностных отношений;
- владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей и традиций, ответственном родительстве;
- владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
- владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах государственной поддержки семьи;
- владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;
- сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);
- восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- умение применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Готовность к созданию семьи | |||
1.1 | Личность. Быть или казаться. | 1 | |
1.2 | Эта трудная работа взросления. | 1 | |
1.3 | Мужественность и женственность. | 1 | |
Раздел 2. Ценности и традиции семьи | |||
2.1 | Семья как традиционная российская ценность. | 1 | |
2.2 | Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции. | 1 | |
2.3 | Уклад семьи. | 1 | |
Раздел 3. Возрасты семьи | |||
3.1 | Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни. | 1 | |
3.2 | Романтические отношения. | 1 | |
3.3 | Подготовка к созданию семьи. Свадьба. Становление семьи. | 1 | |
3.4 | Первые годы в браке. | 1 | |
3.5 | Родительство. | 1 | |
3.6 | Родительская любовь. Воспитание детей. | 1 | |
3.7 | Родители и дети. Взаимоотношения поколений. | 1 | |
3.8 | Конфликты в семье и способы их преодоления. | 1 | |
3.9 | Преодоление семейных кризисов. | 1 | |
Раздел 4. Поддержка семьи в российском обществе | |||
4.1 | Семейная политика в Российской Федерации и меры государственной поддержки. | 1 | |
4.2 | Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи. | 1 | |
- Поурочное планирование учебного курса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата/неделя по плану | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Личность. Быть или казаться. | 1 | 1 неделя | |
2. | Эта трудная работа взросления. | 1 | 2 неделя | |
3. | Мужественность и женственность. | 1 | 3 неделя | |
4. | Семья как традиционная российская ценность. | 1 | 4 неделя | |
5. | Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции. | 1 | 5 неделя | |
6. | Уклад семьи. | 1 | 6 неделя | |
7. | Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни. | 1 | 7 неделя | |
8. | Романтические отношения. | 1 | 8 неделя | |
9. | Подготовка к созданию семьи. Свадьба. Становление семьи. | 1 | 9 неделя | |
10. | Первые годы в браке. | 1 | 10 неделя | |
11. | Родительство. | 1 | 11 неделя | |
12. | Родительская любовь. Воспитание детей. | 1 | 12 неделя | |
13. | Родители и дети. Взаимоотношения поколений. | 1 | 13 неделя | |
14. | Конфликты в семье и способы их преодоления. | 1 | 14 неделя | |
15. | Преодоление семейных кризисов. | 1 | 15 неделя | |
16. | Семейная политика в Российской Федерации и меры государственной поддержки. | 1 | 16 неделя | |
17. | Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи. | 1 | 17 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...

