Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семьеведение" (10 класс)
рабочая программа по психологии (10 класс)

Подоксенова Ирина Владимировна

Цель: формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semevedenie_10_kl.docx189.59 КБ

Предварительный просмотр:

гриф

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Семьеведение"

10 классы

Количество часов: 17

Составитель: Подоксенова И.В.,

педагог-психолог МАОУ гимназии г. Советский

2024-2025 г.

  1. Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования и является составной частью целостной системы функционирования МАОУ гимназии г. Советский в сфере внеурочной деятельности.

Целью данного курса является формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку.

В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:

- ознакомить обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности, нормы семейной жизни;

- сформировать у молодых людей основные представления о семейной жизни с позиции психологии, культорологии и этики;

- содействовать осознанию обучающимися системы российских семейных ценностей и принятия их для построения собственной семьи в будущем;

- обеспечить осознание обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как гражданина России и продолжателей традиций рода и семьи;

- содействовать направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;

- ознакомить обучающихся со средствами решения семейных проблем;

- обучить основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.

Воспитательный потенциал учебного курса реализуется через:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- применение технологии развивающего обучения для генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.

  1. Содержание рабочей программы

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы работы

Готовность к созданию семьи

Индивид, индивидуальность, личность.

Характеристики и качества личности.

Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности. Свобода и ответственность личности.

Личность и «личина».

Пути и способы самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.

Социально-коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста. Кризис юности и условия его преодоления.

Взросление и самоопределение, планирование будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса взросления и самоопределения личности.

Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности.

Качества, определяющие мужественность и женственность.

Гражданско-правовое равноправие полов как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права.

Черты и качества будущего спутника жизни.

3

Чтение и обсуждение стихотворений.

Выполнение практического рефлексивного задания.

Работа с цитатами, беседа.

Просмотр короткометражного фильма и его обсуждение.

Работа в группах.

Работа с иллюстративным материалом.

Заключительная беседа.

Ценности и традиции семьи

Традиционные российские духовно-нравственные ценности – основа государства, общества и семьи.

Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность.

Ценности человека – основа его личности.

Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья.

Семейные ценности и традиции – основа сплоченной и крепкой семьи.

Традиции – способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм, образцов поведения, обычаев.

Старшее поколение – хранитель семейных традиций, семейной истории, основа семейной общности.

Семейная история – часть общего наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей, как условие поддержания единства, стабильности, гармонии и благополучия общества.

Семейный уклад – фундамент семейной жизни.

Ценности, традиции, отношения – составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.

Традиции и новации в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада семьи.

Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.

3

Беседа, работа с цитатами.

Работа с понятиями.

Выполнение практического задания по текстам нормативных правовых документов.

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма.

Работа в парах/мини-группах: «проектирование» традиций воображаемой будущей семьи.

Анкетирование обучающихся по вопросам их ценностного отношения к семье, обсуждение результатов.

Заключительная беседа.

Возрасты семьи

Любовь в жизни человека.

Любовь и влюбленность.

Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни.

Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа любви.

Этапы романтических отношений.

Особенности общения на этапе романтических отношений.

Основные составляющие подготовки к браку.

Рождение новой семьи.

Подача заявления и регистрация брака.

Брак как основное условие создания семьи.

Единые цели и ценности, доверие супругов – основа устойчивых отношений в молодой семье.

Первые годы брака.

Причины разногласий в молодой семье.

Конструктивное разрешение затруднительных ситуаций.

Освоение родительских ролей.

Установки и ожидания будущих родителей.

Способы преодоления проблем и разногласий, связанных с рождением ребенка.

Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви.

Забота о детях, их воспитание. Соблюдение баланса в воспитании.

Половая неприкосновенность несовершеннолетних. Эмоциональная связь с ребенком – важное слагаемое родительства.

Связь поколений.

Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка.

Забота о старших родственниках. Уважение, доверие, забота – основа отношения детей к родителям.

Причины семейных конфликтов.

Влияние конфликтов на семью.

Конструктивное разрешение семейных конфликтных ситуаций.

Семейные кризисы и причины их возникновения.

Нормативные и ненормативные семейные кризисы.

Способы и условия преодоления семейных кризисов.

9

Работа с понятиями.

Выполнение практических заданий.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов.

Работа в группах.

Анализ и решение кейсов.

Работа с цитатами и иллюстративным материалом.

Заключительная беседа.

Поддержка семьи в российском обществе

Меры поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации.

Владение навыками пользования государственными и социальными услугами – элемент правовой культуры семьи.

Семейное право и семейное законодательство.

Семейный кодекс – основа определения правового статуса семьи и ее членов.

Права, обязанности и законные интересы членов семьи.

Правовая грамотность и ее значение в жизни современной семьи.

2

Работа с цитатами.

Анализ нормативных документов.

Выполнение практических заданий.

Работа в группах.

Заключительная беседа.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Семьеведение»

Программа к курсу «Семьеведение» обеспечивает достижение учащимися 10 классов определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- принятие и приверженность традиционным российским духовно-нравственным (в том числе семейным) ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;

- готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

- осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;

- понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;

- ответственное отношение к своим родителям, уважение к старшим;

- неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;

- развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты;

- развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации.

Метапредметные результаты:

- освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике;

- совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- развитие креативного мышления при решении жизненных проблем;

- умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область жизнедеятельности;

- умение самостоятельно работать с различными информационными источниками, оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- владение различными способами общения и взаимодействия, умение аргументированно вести диалог;

- владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя, понимание своих достоинств и недостатков.

Предметные результаты:

- овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные ценности, ценностное отношение к семье и браку, систему межличностных отношений;

- владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей и традиций, ответственном родительстве;

- владение знаниями о правовых основах семьи и брака;

- владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах государственной поддержки семьи;

- владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;

- сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);

- восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- умение применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Готовность к созданию семьи

1.1

Личность. Быть или казаться.

1

1.2

Эта трудная работа взросления.

1

1.3

Мужественность и женственность.

1

Раздел 2. Ценности и традиции семьи

2.1

Семья как традиционная российская ценность.

1

2.2

Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции.

1

2.3

Уклад семьи.

1

Раздел 3. Возрасты семьи

3.1

Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни.

1

3.2

Романтические отношения.

1

3.3

Подготовка к созданию семьи. Свадьба. Становление семьи.

1

3.4

Первые годы в браке.

1

3.5

Родительство.

1

3.6

Родительская любовь. Воспитание детей.

1

3.7

Родители и дети. Взаимоотношения поколений.

1

3.8

Конфликты в семье и способы их преодоления.

1

3.9

Преодоление семейных кризисов.

1

Раздел 4. Поддержка семьи в российском обществе

4.1

Семейная политика в Российской Федерации и меры государственной поддержки.

1

4.2

Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи.

1

  1. Поурочное планирование учебного курса

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата/неделя по плану

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Личность. Быть или казаться.

1

1 неделя

2.

Эта трудная работа взросления.

1

2 неделя

3.

Мужественность и женственность.

1

3 неделя

4.

Семья как традиционная российская ценность.

1

4 неделя

5.

Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции.

1

5 неделя

6.

Уклад семьи.

1

6 неделя

7.

Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни.

1

7 неделя

8.

Романтические отношения.

1

8 неделя

9.

Подготовка к созданию семьи. Свадьба. Становление семьи.

1

9 неделя

10.

Первые годы в браке.

1

10 неделя

11.

Родительство.

1

11 неделя

12.

Родительская любовь. Воспитание детей.

1

12 неделя

13.

Родители и дети. Взаимоотношения поколений.

1

13 неделя

14.

Конфликты в семье и способы их преодоления.

1

14 неделя

15.

Преодоление семейных кризисов.

1

15 неделя

16.

Семейная политика в Российской Федерации и меры государственной поддержки.

1

16 неделя

17.

Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи.

1

17 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...