Родительское собрание "За" и "против" подросткового возраста (для родителей пятиклассников)
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Нерославская Елена Ивановна

Интерактивное родительское собрание для родителей пятиклассников имеет своей целью помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на особенности поведения человека в период полового созревания; оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_za_i_protiv_podrostkovogo_vozrasta.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1 на тему

«За» и «против» подросткового возраста.

Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания; оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Задачи:                                                                                                          

- определить актуальные проблемы подросткового возраста         

 -  оценить позитивные стороны особенностей подростков.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Оборудование: набор геометрических фигур для «Психогеометрического теста» (круги, квадраты, треугольники, зигзаги); анкеты для детей; анкеты для родителей – таблица; презентация.

цитата на доске: «Структура личности подростка … В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет»(Л. С. Выготский).

Ход собрания.

СЛАЙД 1, 2

Вступление.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить об особенностях подросткового возраста и о том, в чем состоит задача родителей на этом этапе, как правильно помочь ребенку прожить это время, повзрослеть и приобрести необходимые для его будущего навыки.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

СЛАЙД 3  Подростковый возраст…

СЛАЙД 4 Ребенок постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживает «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста.

Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.

СЛАЙД 5 А Мы провели небольшой опрос, в котором собрали мнение родителей и детей, ваши ассоциации  со словом  ПОДРОСТОК, вот что у нас получилось:

П -    подвижный, проблемный, приветливый, поведение

О -    обидчивый, оптимизм, огорчение, одобрение

Д -    дружба, доброта, доверие, диалог

Р -     радость, решение, родители, ребенок, разговор

О-     общительный

С-     ссора, самостоятельность, секрет, строгость, сомнение

Т-      требование, трудность, терпение, толерантность, творчество

О-   одинокий, окружение, одаренный, отзывчивый

К -   компромисс, коллектив, конфликт, каприз

Как видим из ответов, родители обозначили как раз те проблемные зоны, с которыми сталкиваются при воспитании детей подросткового возраста.

С одной стороны жажда общения, с другой чувство одиночества и непонимания, с одной стороны самостоятельность, с другой неуверенность в себе, капризы, сомнения, конфликтное или даже вызывающеее поведение, несговорчивость, упрямство, сопротивление.

СЛАЙД 6. Думаю вам будет интересно, что говорят сами дети о своем переходном возрасте:

Подросток –

  • человек, у которого нервы могут не выдерживать и случается что-то неприятное;
  • человек, у которого начинается взрослая жизнь;
  • человек, который часто идет на конфликт, чтобы отстоять свою позицию;
  • человек, который хочет быть самостоятельным;
  • это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;
  • человек, требующий особого внимания;
  • человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;
  • человек, который имеет свое мнение на жизнь;
  • человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.

То, как сами дети воспринимают и осознают свой возраст на данном этапе мы видим по их ответам. Причем, эти ответы для нас с вами как откровение, как то, что они никогда не говорят нам, как правило, вслух, но это то, что они думают на самом деле. Нельзя это игнорировать. Для того, чтобы правильно повзрослеть им нужно наше понимание, наша помощь и поддержка, на уверенность и доверие. Они об этом прямо говорят…

Подросток - согласно словарю С. И. Ожегова – это мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству.

СЛАЙД 7 Переход происходит по всем уровням: в физиологическом развитии, психологическом, социальном.

СЛАЙД 8 Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность. Любое грубое, либо сказанное с юмором, шуточка слово может надолго отравить жизнь ребенка, ввести в уныние, недовольство собой.

СЛАЙД 9 Происходит развитие самопознания.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и  « Я-концепция ».    Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

СЛАЙД 10 Особо выделяется подражание взрослым.

  • Внешний облик
  • Манеры
  • Развлечения (поездки на природу, дискотеки)‏
  • Романтические отношения (свидания, записки)

СЛАЙД 11 Ярко выражено чувство взрослости

СЛАЙД 12, 13  В чем же проявляется чувство взрослости???

  • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
  • Появляется свой моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками (взаимоподдержка, защита, уверенность в друге и тд.)

СЛАЙД 14 Примерно в 11-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

СЛАЙД 15 Формируется образ «Реальное Я» и «Идеальное Я»

«Реальное Я»

- Представления о собственной внешней привлекательности

- Представления о своем уме

- Представления о своих способностях в разных областях

- Представления о силе характера, общительности, доброте и  других качествах

СЛАЙД 16

«Идеальное Я» сильно отличается от реального.

Ведущим видом деятельности этого возраста становится именно общение, а не учебная деятельность как в младшей школе. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями

  • Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
  • Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
  • «Счастье – это когда тебя понимают»
  • Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

СЛАЙД 21 Общение со взрослыми

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Для подростков характерно стремление к эмансипации  (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными,  равными с ними в правах.

СЛАЙД 22 Отсюда и предпочтения в общении вы видите на слайде.

Нужно сказать, что общаясь с родителями, подростки меньше всего внимания уделяют тому, что говорят родители, а больше внимания обращают на то, как родители сами поступают, что они делают в том или ином случае, как себя ведут. Потому что у них уже достаточно ума и опыта, чтобы анализировать, сравнивать и осознавать жизненно важные вещи. Они начинают видеть ошибки родителей и очень категоричны в своих суждениях. Родителям необходимо это учитывать, но проявлять агрессию, а анализировать свою речь, поступки, действия и выстраивать с ребенком честный доверительный диалог. Возможно даже когда-то призвать свои ошибки или неправильный действия, извиниться за свои слова. Потому что воспитывает не то что мы говорим, а то что мы делает, как мы себя ведем.

СЛАЙД 25 Социальные проблемы и риски подросткового возраста обозначены на этом слайде:

  • Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания
  • Противоправное поведение
  • Отчаяние, Самоубийства

К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:

  • Изолированность
  • Отсутствие понимания в семье и школе
  • Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт

Причины подростковых проблем разнообразны

  • Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками
  • Недостаточная загруженность реальными делами и скука
  • Желание утвердиться и выделиться
  • Протест против существующих в обществе норм и правил
  • Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

  • 1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
  • 2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
  • 3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 - 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  • 4. 60% девочек в возрасте 11 - 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  • 5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  • 6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек - 11 лет - 60%, опыт первой влюбленности мальчиков- 13 лет.
  • 7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
  • 8. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

Пять принципов позитивного воспитания.

  1. Отличаться от других – нормально.
  2. Совершать ошибки – нормально.
  3. Проявлять негативные эмоции – нормально.
  4. Хотеть большего – нормально.
  5. Выражать свое несогласие – нормально, но помни, что мама и папа – главные.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которым вы следуете сами и прививаете таким образом  ему прививаете”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».

Переход  школьника из начальной школы в среднею - важный этап в жизни ребенка.  Наша задача, чтобы этот этап жизни младшего подростка прошел безболезненно. Цель родительского собрания: позна...

Родительское собрание. Рекомендации родителям пятиклассников.

рекомендации родителям  по адаптации пятиклассников...

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...