План наставнической деятельности педагогически одаренных учащихся (учащихся психолого-педагогического класса)
рабочая программа по психологии (10, 11 класс)

План выявления, развития и поддержки педагогически одаренных учащихся психолого-педагогического класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_nastavnichestva.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

План наставнической деятельности  педагогически одаренных учащихся психолого-педагогического класса

     Цель: выявление, развитие и поддержка педагогически одаренных старшеклассников, формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению и интеграции в профессиональное педагогическое сообщество на этапе обучения в школе.

     Задачи:

  1. Создание системы выявления и сопровождения педагогически одаренных старшеклассников;
  2. Создание условий для раскрытия личностного, творческого и профессионального потенциала  педагогически одаренных обучающихся, формирования  навыков и компетенций посредством организации участия в мероприятиях, конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня – от школьного до федерального;                                                                          
  3. Создание условий для осознанного выбора педагогических профессий обучающимися;                                                                                                
  4. Предоставление  возможностей для получения обучающимися практического опыта психолого-педагогической деятельности.

     Основная идея:

     Формирование гибкой и мобильной системы наставничества, способной дать дополнительную мотивацию, траекторию для саморазвития, профессиональные ориентиры обучающимся при помощи взаимодействия с авторитетным, активным наставником.

     Ожидаемые результаты:

  1. Создание психолого-педагогического класса на базе 10-11 классов;
  2. Высокий уровень включенности наставляемых в  социальные, культурные и образовательные процессы школы, района, области, страны;
  3. Формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической профессии;
  4. Развитие профессионально значимых психолого-педагогических качеств;
  5. Приобретение практического опыта психолого-педагогической деятельности;
  6. Увеличение числа обучающихся, планирующих получить профессию педагога, психолога и желающих  трудоустроиться после окончания учебного заведения в образовательное учреждение;
  7. Тиражирование личного психолого-педагогического опыта.

Срок выполнения – 2 года (10, 11 класс)

Принципы внедрения модели наставничества являются:

- принцип научности, предполагающий применение научно-обоснованных и проверенных технологий;

- принцип системности, предполагающий разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

- принцип стратегической целостности, определяющий необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;

- принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;

 - принцип обеспечения суверенных прав личности, предполагающий честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;

- принцип аксиологичности, подразумевающий формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;

 - принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди»), предполагающий реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы наставляемого);

- принцип личной ответственности, предполагающий ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

- принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности.     Этапы:

  1. Подготовительный этап.

Организационно-диагностическое  направление:

- информирование о проекте всех заинтересованных участников (обучающихся, их родителей, педагогических работников), просветительская работа  с  участниками;

- формирование группы наставляемых обучающихся, мотивированных на  психолого-педагогическую деятельность;

- диагностика готовности учащихся к психолого-педагогической деятельности;

- разработка индивидуальных маршрутов развития для каждого учащегося психолого-педагогического класса.

  1. Основной этап - этап реализации наставничества.

Психолого-педагогическое направление:

- практические занятия по основам педагогики и психологии;
- мастер-классы от опытных педагогов;
- наблюдение уроков и их анализ;
- ролевые игры по развитию коммуникативных навыков.

Профессиональное развитие:

 - профессиональные пробы в роли педагога;
- исследовательская работа по психолого-педагогической тематике;  

Социально-личностное развитие:

 - тренинги по развитию эмоционального интеллекта
- деловые игры по решению педагогических ситуаций
- кейс-методы по работе с трудными случаями
- групповые дискуссии по актуальным вопросам образования

  1. Завершающий этап. Подведение итогов деятельности психолого-педагогического класса.

План  психолого-педагогических мероприятий

п/п

Мероприятие

Срок

Планируемый результат

Диагностика профессиональных  способностей, интересов и склонностей учащихся

Сентябрь

Выявление учащихся с психолого-педагогическими интересами и способностями

Индивидуальные консультации с обучающимися с целью выяснения потребностей, желаний, ожиданий

Сентябрь

Формирование группы заинтересованных учащихся, вовлечение в деятельность психолого-педагогического класса

Разработка индивидуального маршрута учащихся

Октябрь

Создание оптимальных условий для развития каждого учащегося с учетом его особенностей и потребностей

Проведение практических занятий по основам педагогики и психологии

Октябрь-май

Формирование у учащихся уверенности в себе, установки на успех.

Посещение уроков и мастер-классов опытных педагогов

1 раз в четверть

Формирование психолого-педагогических знаний, умений и навыков через наблюдение за эффективными педагогическими практиками

Проведение ролевых игр и тренингов по развитию у учащихся коммуникативных навыков

В течение года

Обучение эффективному взаимодействию с окружающими

 Организации проектной деятельности  учащихся

Октябрь-февраль

  1. Участие в НПК Жуковского района
  2. Участие в  Областной научно-практической конференции «Молодость — науке» памяти                         А.Л. Чижевского

Организация участия обучающихся в психологических мероприятиях

Октябрь-май

  1. Участие в предметных неделях и неделях психологии
  2. Подготовка и участие в психологических акциях, флешмобах

Организация участия в олимпиадах различного уровня

Октябрь-май

  1. Участие в школьном этапе психолого-педагогической олимпиады               К.Д. Ушинского
  2. Участие в районном этапе психолого-педагогической олимпиады                К.Д. Ушинского
  3. Участие в региональном этапе психолого-педагогической олимпиады                     К.Д. Ушинского
  4. Участие в заключительном этапе психолого-педагогической олимпиады                              К.Д. Ушинского
  5. Участие в многопрофильной олимпиаде «Звезда»

Профессиональные пробы учащихся  в роли педагога. Организация психолого-педагогической работы наставляемых учащихся с другими учащимися.

Октябрь-май

  1. Проведение уроков в «День самоуправления»
  2. Проведение уроков в рамках Дня открытых дверей
  3. Проведение внеклассных занятий и воспитательных мероприятий в рамках Летнего пришкольного лагеря
  4. Проведение психологических  занятий с учащимися  в рамках Недели психологии по теме «Психологические сказки К.Д.Ушинского»
  5. Проведение психологических занятий с учащимися начальной школы по развитию особенностей памяти, внимания, речи, мышления, восприятия
  6. Организация совместной коллективной творческой деятельности наставляемых учащихся с учащимися с ОВЗ
  7. Проведение профориентационного тестирования и анкетирования учащихся 9  классов

Разработка  памяток, МАК-карт совместно с наставляемыми  учащимися психолого-педагогического класса  для учащихся

Апрель-май

Разработка методических материалов  по снижению психоэмоционального напряжения, тревожности, установки на успех и т.д.

11.

Подведение итогов деятельности психолого-педагогического класса

Май

  1. Анализ проведенной работы, анализ сформированных компетенций обучающихся
  2.  Формирование цели и задач на следующий год, корректировка индивидуальных маршрутов учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.

Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности  в кадетской школе интернат "Спасатель"....

Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной деятельности учащихся, которая освещается в литературе. В статье проведен анализ основных материалов, касающихся этой проблемы....

Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

статья посвящена проблеме организации самостоятельной деятельности учащихся. в статье проводится анализ основных источников, посвященных этой проблеме....

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся 10-11 классов и родителей в процессе подготовки к ЕГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, род...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....

Диагностические материалы для выявления затруднений наставляемого учащегося психолого-педагогического класса

Тест на выявление затруднений наставляемого учащегося психолого-педагогического класса...