Психологическая безопасность в образовательном учреждении
консультация по психологии
Проблема психологической безопасности является актуальной темой современной педагогики и психологии образования. Образовательные учреждения выступают местом формирования эмоционального благополучия ребенка, определяющего успешность развития его личностных качеств и учебной деятельности. Данная работа посвящена исследованию вопросов психологического комфорта обучающихся, условий предотвращения насилия, буллинга и иных негативных воздействий внутри образовательной среды.
Работа включает рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению понятия «психологическая безопасность», факторов риска, влияющих на психоэмоциональное состояние учащихся, особенностей построения воспитательно-образовательного процесса с целью профилактики деструктивных явлений среди детей и подростков. Особое внимание уделено организационным аспектам взаимодействия педагогов, родителей и специалистов-психологов, направленному на создание благоприятного климата в школе.
Предложены практические рекомендации для повышения уровня защищенности учеников от травмирующих ситуаций, методов диагностики выявления тревожности, страхов и агрессивных проявлений. Приведенные исследования позволяют выявить современные тенденции изменения отношения образовательных учреждений к вопросам психологической безопасности, подчеркивая важность комплексного подхода и междисциплинарного сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Полученные выводы имеют значение для практики организации воспитания и обучения школьников, способствуя созданию безопасной и комфортной атмосферы, поддерживающей полноценное развитие личности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая безопасность образовательного процесса»
Говоря о безопасности детей в образовательных учреждениях, нельзя оставить без внимания психологическую безопасность, являющуюся важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье важное условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.
Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада, школы.
Насколько оправдан этот интерес? Не преувеличены ли рассуждения о том, что школа не всегда обеспечивает психологическую безопасность ребенку? Обоснованы ли опасения, что порой образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления психологического нездоровья детей и подростков? Ведь, очевидно, что ни один педагог, ни один сотрудник образовательного учреждения никогда сознательно и целенаправленно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя или внушить суицидальные мысли.
Между тем, известно, что по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.
Что же это за угрозы? Что может разрушительно действовать на психику малыша в детском саду или на поведение подростка в школе? Обратившись к книге великого педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», мы легко составим их список (сохранив терминологию автора):
· скука;
· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
· семейные проблемы.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников является приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в нашем образовательном учреждении. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде мы опираемся на следующие принципы: принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия; принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение давления, психологическая поддержка, создание ситуации успеха, помощь в формировании социально–психологической умелости.
К психологическим характеристикам образовательной среды нашей школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- обучение социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
-уважительное отношение.
Данные характеристики способствуют формированию личности учащихся, помогают детям, имеющим трудности ощутить чувство успешности, а порой сохранить смысл жизни.
Я уверена, что психологическая безопасность нашего образовательного учреждения помогает выпускникам школы стать более уверенными себе, гармонично развитыми и счастливыми.
Родителям лучше понять своего ребёнка, а педагогическому коллективу даёт положительный заряд эмоций для покорения творческих вершин.
Возможно ли, чтобы конкретная школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье детей? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.
И в заключении, уважаемые педагоги, небольшая история-притча «Невротический ребёнок»:
Маленькая Мэри с матерью пришли на берег моря.
-Мама, можно я поиграю в песке?
- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
-Мама, можно я побегаю по воде?
-Нет. Ты намокнешь и простудишься.
-Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
-Нет. Ты затеряешься в толпе.
-Мама, купи мне мороженое.
-Нет. Ты простудишь горло.
Маленькая Мэри начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
-Господи Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка.
Успехов Вам, позитивного настроя и крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...

Концепция психологической службы в образовательном учреждении
Работа представлена и высоко оценена на районном конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог 2012» Автор: педагог-психолог Одинцовского центра диагностики и консультированияМенситова...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90г.№14/4 официально...

Поиск условий безопасного функционирования образовательного учреждения
Проблема безопасности личности и общества становится одной их ключевых и приобретает глобальный характер. С каждым годом в нашей стране растёт количество различных видов чрезвычайных ситуаций. К сожал...

Пакет документов по антитеррористической безопасности в образовательном учреждении
Пакет документовпо антитеррористической безопасности в образовательном учреждении ...

Методическое пособие "МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
В методическом пособии рассматриваются теоретические вопросы мониторинга психологического здоровья обучающихся и предложен один из вариантов проведения исследования психологического здоровья детей в ш...

Доклад "Организация информационной безопасности в образовательном учреждении"
Внедрение информационных технологий в деятельность образовательных учреждений, муниципальных органов образований сводится к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи — построе...