Итоговая аттестационная работа по теме "Формирование учебной мотивации школьников"
методическая разработка по психологии (5 класс)

Мавзутова Нонна Анатольевна

В данной работе  вы увидите исследование по этой теме. И продуктом работы является созданная система формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iar_1.docx669.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт развития образования»

Кафедра педагогики и психологии

Мавзутова Нонна Анатольевна

Формирование учебной мотивации школьников

Итоговая аттестационная работа

программы профессиональной переподготовки

«Практическая психология в образовании»

Руководитель:

Буров Константин Сергеевич,

доцент кафедры педагогики и психологии,

кандидат психологических наук

Челябинск, 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 стр

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА 5-9 КЛАССОВ………………………………………………………………………..7 стр

1.1. Изучение и анализ основных понятий. Учебная мотивация. Система…..7 стр

1.2.Особенные характеристики формирования учебной мотивации  школьника 5-9 классов………………………………………………………………………...11 стр

ГЛАВА 2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ………………………………………………………………………15 стр

2.1. Исследование наличного состояния по проблеме учебной мотивации   школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст…………………………………………………………………………15 стр

2.2. Разработка системы формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов…………………………………………………………………………..27 стр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33 стр

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...36 стр

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...38 стр


ВВЕДЕНИЕ

В условиях динамично развивающегося общества, предъявляющего повышенные требования к уровню образованности и профессиональной компетентности личности, проблема формирования устойчивой учебной мотивации у школьников приобретает особую актуальность. Данное исследование посвящено изучению теоретических аспектов и разработке практико-ориентированной системы формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов.

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, переходный период от начальной школы к основной сопряжен с возрастанием учебной нагрузки, изменением содержания и форм организации обучения, что нередко приводит к снижению интереса к учебе и, как следствие, к ухудшению академической успеваемости. Во-вторых, подростковый возраст характеризуется сложными психологическими процессами, связанными с самоопределением, становлением личности, формированием ценностных ориентаций, что оказывает существенное влияние на учебную мотивацию. В-третьих, современное образовательное пространство требует от педагогов не только трансляции знаний, но и создания условий для развития познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся.

Степень разработанности проблемы. Вопросы мотивации учебной деятельности активно разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова, Х. Хекхаузен, Д. Макклелланд и др. Изучены различные виды мотивации (внутренняя, внешняя, познавательная, социальная), факторы, влияющие на ее формирование (потребности, интересы, цели, ценности), а также методы и приемы ее стимулирования. Однако, несмотря на значительное количество исследований, проблема формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, с учетом специфики данного возрастного периода и современных образовательных реалий, требует дальнейшего изучения и разработки практических рекомендаций.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность системы формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебной мотивации.
  2. Уточнить и конкретизировать основные понятия исследования, такие как “учебная мотивация”, “система формирования учебной мотивации”.
  3. Выявить особенности формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов.
  4. Осуществить диагностику наличного состояния учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст.
  5. Разработать систему формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, включающую в себя комплекс педагогических средств и методов.
  6. Осуществить апробацию разработанной системы и оценить ее эффективность.

Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации школьников.

Предмет исследования: система педагогических средств и методов, направленных на формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов.

Гипотеза исследования: формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов будет более эффективным, если:

-Учитываются особенности мотивационной сферы подростков.

-Реализуется комплексный подход, включающий в себя различные методы и приемы стимулирования мотивации.

-Создаются условия для развития познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся.

-Осуществляется систематическая диагностика и коррекция мотивационной сферы учащихся.

Методологическая основа исследования:

Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская).

Теория мотивации достижения (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен).

Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация психолого-педагогической литературы.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки данных.

Эмпирическая база исследования: МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст. В исследовании приняли участие учащиеся 5-9 классов (50 учеников)

Научная новизна исследования:

Уточнено понятие “система формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов” как целенаправленный, организованный процесс, включающий в себя диагностику, планирование, реализацию и оценку эффективности педагогических средств и методов, направленных на стимулирование учебной деятельности учащихся.

Выявлены специфические особенности формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, обусловленные психологическими особенностями подросткового возраста.

Разработана система формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, включающая в себя комплекс взаимосвязанных педагогических средств и методов, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

Результаты исследования расширяют и углубляют теоретические представления о процессе формирования учебной мотивации школьников.

Предложенная система формирования учебной мотивации может служить теоретической основой для разработки практических рекомендаций для педагогов.

Практическая значимость исследования:

Разработанная система формирования учебной мотивации может быть использована педагогами в образовательном процессе для повышения эффективности обучения.

Диагностический инструментарий, разработанный в рамках исследования, может быть использован для оценки уровня учебной мотивации учащихся.

Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических работников.

Структура и объем итоговой работы:

Итоговая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 35 страниц.


ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА 5-9 КЛАССОВ

1.1. Изучение и анализ основных понятий. Учебная мотивация. Система

В данном параграфе будет проведен анализ основных понятий исследования. Учебная мотивация будет рассмотрена как сложная иерархическая система мотивов, определяющих учебную деятельность школьника. Будут выделены различные виды учебной мотивации (внутренняя, внешняя, познавательная, социальная) и рассмотрены факторы, влияющие на ее формирование (потребности, интересы, цели, ценности). Также будет уточнено понятие “система формирования учебной мотивации” как целенаправленный, организованный процесс, включающий в себя диагностику, планирование, реализацию и оценку эффективности педагогических средств и методов.

В контексте настоящего исследования, посвященного проблеме формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, представляется необходимым провести анализ ключевых понятий, определяющих предметную область исследования. Данный параграф имеет целью раскрыть сущность понятий “учебная мотивация” и “система формирования учебной мотивации”, а также установить логические связи между ними, формируя теоретико-методологическую основу для дальнейшего анализа.

Прежде всего, обратимся к определению понятия “мотивация”. В общей психологии мотивация рассматривается как совокупность побудительных сил, определяющих активность человека и направляющих его поведение на достижение определенных целей. Мотивация представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя потребности, мотивы, интересы, цели, убеждения и ценности, которые побуждают человека к действию и определяют его направленность.

В свою очередь, “учебная мотивация” является частным случаем мотивации и определяется как совокупность факторов, обусловливающих учебную деятельность школьника, его стремление к познанию, усвоению знаний и овладению умениями и навыками. Учебная мотивация представляет собой сложную иерархическую систему, включающую в себя различные виды мотивов, такие как:

  • Внутренняя мотивация: побуждение к учебной деятельности, обусловленное познавательным интересом, стремлением к саморазвитию и самореализации.
  • Внешняя мотивация: побуждение к учебной деятельности, обусловленное внешними факторами, такими как похвала, награда, избежание наказания.
  • Познавательная мотивация: побуждение к учебной деятельности, обусловленное стремлением к получению новых знаний, расширению кругозора и углублению понимания изучаемых явлений.
  • Социальная мотивация: побуждение к учебной деятельности, обусловленное стремлением к достижению определенного социального статуса, признания и одобрения со стороны окружающих.
  • Мотивация достижения: побуждение к учебной деятельности, обусловленное стремлением к успеху, достижению высоких результатов и преодолению трудностей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд ключевых характеристик учебной мотивации, таких как:

  • Направленность: ориентация учебной деятельности на достижение определенных целей (получение знаний, овладение умениями, саморазвитие).
  • Интенсивность: сила побуждения к учебной деятельности, определяющая уровень активности и настойчивости школьника.
  • Устойчивость: продолжительность сохранения мотивации к учебной деятельности во времени, способность преодолевать трудности и сохранять интерес к учебе.
  • Осознанность: понимание школьником целей учебной деятельности и мотивов, побуждающих его к учебе.

Таким образом, учебная мотивация представляет собой сложное и многогранное явление, определяющее успешность учебной деятельности школьника. Однако, учебная мотивация не является статичным образованием, а подвержена изменениям под влиянием различных факторов, таких как возрастные особенности, социальное окружение, педагогическое воздействие. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения понятия “система формирования учебной мотивации”.

Под “системой формирования учебной мотивации” понимается целенаправленный, организованный процесс, включающий в себя:

  1. Диагностику: выявление уровня сформированности учебной мотивации у школьников, определение преобладающих видов мотивов и факторов, влияющих на учебную деятельность.
  2. Планирование: разработка целей и задач формирования учебной мотивации, определение содержания, методов и приемов педагогического воздействия.
  3. Реализацию: практическое осуществление запланированных мероприятий, направленных на стимулирование учебной деятельности и развитие познавательного интереса.
  4. Оценку эффективности: анализ результатов педагогического воздействия, выявление положительных и отрицательных тенденций, внесение корректировок в систему формирования учебной мотивации.

Система формирования учебной мотивации должна учитывать индивидуальные особенности школьников, их возрастные характеристики, интересы и потребности. Важным компонентом системы является создание благоприятной образовательной среды, стимулирующей познавательную активность, самостоятельность и ответственность учащихся.

Логическая связь между понятиями “учебная мотивация” и “система формирования учебной мотивации” заключается в том, что учебная мотивация является объектом педагогического воздействия, а система формирования учебной мотивации представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию мотивационной сферы школьника. Эффективная система формирования учебной мотивации должна обеспечивать устойчивое повышение интереса к учебе, развитие познавательной активности и формирование у школьников внутренней потребности в знаниях.

В заключение, проведенный анализ основных понятий позволяет констатировать, что формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов является сложной и многогранной задачей, требующей комплексного и системного подхода. Дальнейшие параграфы данной главы будут посвящены изучению особенностей формирования учебной мотивации в подростковом возрасте, а также разработке практико-ориентированной системы, направленной на стимулирование учебной деятельности и развитие познавательного интереса у школьников.


1.2. Особенные характеристики формирования учебной мотивации школьника 5-9 классов

В данном параграфе будет рассмотрена специфика формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, обусловленная психологическими особенностями подросткового возраста (стремление к самоопределению, потребность в общении со сверстниками, формирование ценностных ориентаций). Будут выделены факторы, способствующие и препятствующие формированию учебной мотивации в данный период, а также рассмотрены методы и приемы, наиболее эффективные для стимулирования учебной деятельности подростков.

Формирование учебной мотивации в подростковом возрасте (5-9 классы) представляет собой сложный и многоаспектный процесс, обусловленный совокупностью возрастных психофизиологических особенностей, социальных факторов и спецификой образовательной среды. Данный возрастной период характеризуется переходом от младшего школьного возраста к юношескому, что влечет за собой существенные изменения в когнитивной, эмоциональной и личностной сферах, оказывающие непосредственное влияние на мотивацию к учебной деятельности. Целью данного параграфа является выявление и анализ ключевых особенностей формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, опираясь на теоретические положения психологии развития и результаты современных эмпирических исследований.

Прежде всего, необходимо отметить возрастающую роль самосознания и самооценки в мотивационной сфере подростков. В этот период происходит активное формирование идентичности, осознание своей уникальности и стремление к самоопределению. Учебная деятельность все больше рассматривается подростком с точки зрения ее соответствия личным интересам, ценностям и будущим профессиональным планам. Как отмечает А.К. Маркова в своей монографии “Формирование мотивации учения”, “подросток стремится к осознанному выбору целей учения, к установлению связи между учебной деятельностью и своими жизненными планами” (Маркова, 1990, с. 87). Следовательно, для успешного формирования учебной мотивации необходимо обеспечивать возможность для проявления самостоятельности, инициативы и творчества в учебной деятельности, а также оказывать поддержку в профессиональном самоопределении.

Второй важной особенностью является возрастающее значение межличностных отношений в формировании учебной мотивации. Подростковый возраст характеризуется стремлением к общению со сверстниками, потребностью в признании и одобрении со стороны референтной группы. Мнение одноклассников и друзей оказывает существенное влияние на отношение к учебе, выбор предметов и стратегии обучения. Как подчеркивает Д.И. Фельдштейн в своих работах по психологии подросткового возраста, “общение со сверстниками становится ведущей деятельностью в подростковом периоде, определяющей направленность интересов и ценностей” (Фельдштейн, 1999, с. 112). В связи с этим, важным фактором формирования учебной мотивации является создание благоприятного социально-психологического климата в классе, стимулирующего сотрудничество, взаимопомощь и уважительное отношение к мнению друг друга.

Третьей особенностью является изменение характера познавательной деятельности. В подростковом возрасте происходит переход от конкретно-образного мышления к абстрактно-логическому, что позволяет осваивать более сложные учебные материалы и решать проблемные задачи. Познавательный интерес приобретает более осознанный и целенаправленный характер. Как отмечает Л.С. Выготский в своей работе “Педагогическая психология”, “развитие мышления в подростковом возрасте открывает новые возможности для формирования познавательных мотивов, связанных с осознанием значимости знаний для достижения личных и социальных целей” (Выготский, 1991, с. 234). Следовательно, для поддержания познавательного интереса необходимо использовать активные методы обучения, стимулирующие исследовательскую деятельность, проблемное мышление и творческое применение знаний.

Четвертой особенностью является усиление влияния ценностных ориентаций на учебную мотивацию. В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения, системы ценностей и убеждений, которые определяют отношение к различным аспектам жизни, в том числе и к учебе. Если учебная деятельность воспринимается подростком как значимая для достижения личных целей и реализации ценностных ориентаций, то мотивация к учебе существенно возрастает. Как отмечает В.С. Мухина в своей монографии “Возрастная психология”, “формирование ценностных ориентаций является ключевой задачей подросткового возраста, определяющей направленность личности и ее отношение к окружающему миру” (Мухина, 1985, с. 156). В связи с этим, важным фактором формирования учебной мотивации является интеграция учебной деятельности с реальными жизненными ситуациями, демонстрация практической значимости знаний и формирование осознанного отношения к учебе как к средству достижения личных и социальных целей.

Пятой особенностью является дифференциация интересов и склонностей. В подростковом возрасте происходит более четкое осознание своих интересов и склонностей к различным видам деятельности. Одни подростки проявляют интерес к гуманитарным наукам, другие – к точным, третьи – к искусству или спорту. Учет индивидуальных интересов и склонностей является важным фактором формирования учебной мотивации, поскольку позволяет сделать учебную деятельность более привлекательной и значимой для каждого подростка. Как подчеркивает И.С. Якиманская в своей концепции личностно-ориентированного обучения, “учет индивидуальных особенностей учащихся является необходимым условием для создания оптимальных условий для развития их познавательной активности и мотивации” (Якиманская, 1996, с. 78). В связи с этим, необходимо обеспечивать возможность для выбора учебных предметов, факультативов, кружков и секций в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями.

В заключение, формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов характеризуется рядом специфических особенностей, обусловленных возрастными психофизиологическими изменениями, социальными факторами и спецификой образовательной среды. Учет этих особенностей является необходимым условием для разработки эффективной системы формирования учебной мотивации, направленной на развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся. В следующих главах будут рассмотрены практические аспекты реализации такой системы в образовательном процессе.


ГЛАВА 2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ

2.1. Исследование наличного состояния по проблеме учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст

Настоящая глава посвящена эмпирическому исследованию наличного состояния учебной мотивации школьников 5-9 классов, обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа № 1” (МАОУ СОШ № 1) г. Златоуст. Целью данного исследования являлось выявление уровня сформированности учебной мотивации, определение преобладающих видов мотивов, а также анализ факторов, оказывающих влияние на учебную деятельность учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. Результаты данного исследования послужат основой для разработки практико-ориентированной системы формирования учебной мотивации, представленной в следующем параграфе.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в период с (февраля 2025 года) по (сентябрь 2025г) на базе МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст. В исследовании приняли участие (50 человек) учащихся 5-9 классов. Формирование выборки осуществлялось целенаправленно.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:

Анкетирование: С целью выявления преобладающих видов учебных мотивов у школьников была разработана анкета, включающая в себя вопросы, направленные на оценку познавательного интереса, стремления к достижению успеха, социального мотива и внешней мотивации. Анкета включала в себя как открытые, так и закрытые вопросы, позволяющие получить как количественные, так и качественные данные. Разработка анкеты опиралась на теоретические положения А.К. Марковой о структуре учебной мотивации (Маркова, 1990).

Тестирование: Для оценки уровня сформированности учебной мотивации была использована методика «Изучение мотивов учебной деятельности» М.В. Матюхиной. Данный тест позволяет оценить уровень внутренней и внешней мотивации, а также выявить доминирующие мотивы учебной деятельности. Выбор данного теста был обусловлен его валидностью и надежностью, подтвержденными в ряде исследований.

Наблюдение: Наблюдение за учебной деятельностью учащихся осуществлялось в ходе уроков и внеурочных мероприятий с целью выявления поведенческих проявлений, свидетельствующих об уровне учебной мотивации (активность на уроках, самостоятельность при выполнении заданий, заинтересованность в изучении нового материала). Протоколы наблюдений фиксировались в соответствии с разработанной схемой, включающей в себя критерии оценки активности, самостоятельности и заинтересованности.

Беседа: Проводились индивидуальные беседы с учащимися с целью углубленного изучения их мотивов, ценностей и отношения к учебе. В ходе бесед использовались открытые вопросы, стимулирующие учащихся к размышлениям о своих целях, интересах и трудностях в учебной деятельности.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов математической статистики

Вычисление средних значений (среднее арифметическое): Этот метод использовался для определения типичного уровня выраженности каждого вида мотива (например, средний балл по познавательным мотивам, средний балл по мотивам достижения).

Вычисление средних значений (среднее арифметическое): Это основной статистический показатель. Например, если суммировать все баллы по “познавательным мотивам” и разделить на количество участников, получится средний балл по познавательным мотивам в вашей выборке. Это дает общее представление о том, насколько силен этот мотив.

Результаты исследования и их интерпретация

Результаты проведенного анкетирования показали, что учеников с низким уровнем мотивации нет.

Рисунок 2.1.1 Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке2.1.1 мы видим, что в 6г классе намного больше учеников с высоким уровнем мотивации. В 7 г классе количество со средним уровнем и высоким уровнем мотивации примерно одинаково. В 8 г классе количество детей с высоким уровнем мотивации возросло. И в 9г классе количество учеников с высокой мотивацией гораздо больше чем со средней.

Рисунок 2.1.2 Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент

Рисунок 2.1.2 показывает качество мотивов 5г класса. Наибольшее количество набрал мотив благополучия. А наименьшие мотивы, это учебно-познавательный мотив (содержание учения) и престиж учения.

Рисунок 2.1.3.Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

Рисунок 2.1.3. показывает качество мотивов 6г класса. Наиболее высоким показателем является – мотив достижения успеха и мотив благополучия. Наименьшим показателем является показатель мотива учебно-познавательного (содержание учения) и мотив престижа.

Рисунок 2.1.4. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.4. можно увидеть динамику развития качества мотивов 6г класса, в сравнении за 2 учебных года. Здесь мы видим резкое увеличение показателя мотива благополучия и понижение показателя учебно-познавательного мотива (содержание учения). Но увеличился показатель учебно-познавательного мотива (процесс учения), коммуникативный мотив, мотив долга и ответственности.

Основные выводы:

  • Позитив: Увеличился интерес к процессу учения (наслаждение от деятельности), возросла роль коммуникации в учебе и укрепилось чувство долга и ответственности. Это говорит о развитии самостоятельности, активности и социальных навыков.
  • Тревога: Резко упал интерес к содержанию учения (суть предмета) и вырос мотив благополучия (учеба ради оценок/одобрения). Это может свидетельствовать о поверхностном усвоении материала и потере внутренней мотивации к познанию.

Резюме: Класс стал более ответственным и активным в самом процессе, но теряет интерес к тому, что он учит. Необходимо сместить фокус с внешней мотивации (оценки) на внутреннюю (интерес к знаниям и их понимание).

Рисунок 2.1.5. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.5 мы видим качество мотивов 7г класса. Наиболее высокий показатель – это мотив благополучия, учебно-познавательный мотив (процесс учения) и наиболее низкий показатель учебно-познавательного мотива (содержание учения)

Рисунок 2.1.6. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

     На рисунке 2.1.6. хорошо видна динамика качества мотивов 7г класса в сравнении с прошлым учебным годом. Большой скачок мотива достижения успеха и учебно-познавательный мотив (процесс учения) и понижение показателя мотива долга и ответственности.

Основные выводы:

  • Позитив: Значительно вырос мотив достижения успеха (стремление к высоким результатам и преодолению трудностей) и учебно-познавательный мотив (процесс учения) (удовольствие от самой учебной деятельности). Это говорит о повышении амбиций, активности и интереса к участию в учебном процессе.
  • Тревога: Существенно снизился мотив долга и ответственности (осознание необходимости учиться). Это может указывать на ослабление самодисциплины и внутренней мотивации к систематическому выполнению учебных обязанностей.

Резюме: Семиклассники стали более амбициозными и активными в учебе, получая удовольствие от процесса. Однако, это происходит на фоне снижения их чувства долга, что может привести к несистематичности в обучении, если не будет поддержано.

Рисунок 2.1.7. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.7. можно увидеть качество мотивов 8г класса. Наиболее высокий показатель таких мотивов, как благополучие и достижение успеха, избегание неудачи. И наименьший показатель мотива творческой самореализации и учебно-познавательный мотив (содержание учения)

Рисунок 2.1.8. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.8. мы видим динамику развития качества мотивов 8г класса в течении двух учебных лет. В этом году возросли все показатели мотивов. Резкий скачок в мотиве самоопределения и творческой самореализации.

Основные выводы:

  • Позитив: Наблюдается общее и значительное улучшение всех показателей учебной мотивации. Особенно выделяются:
  • Резкий скачок мотива самоопределения и творческой самореализации: Ученики активно ищут свой путь, интересуются саморазвитием и хотят проявлять себя.
  • Рост остальных мотивов: Увеличились также учебно-познавательный мотив (к содержанию и процессу), мотив достижения успеха, коммуникативный мотив, мотив благополучия и мотив долга.

Резюме: 8 “Г” класс демонстрирует исключительно позитивную динамику. Ученики стали более целеустремленными, активно ищут себя и свой путь, проявляют интерес к учебе как к процессу и содержанию, стремятся к успеху и готовы брать на себя ответственность. Это свидетельствует о формировании зрелой и многогранной учебной мотивации.

Рисунок 2.1.9. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.9. мы видим качество мотивов 9 г класса. Наибольшим показателем является учебно-познавательный мотив (процесс учения), избегание неудачи, самоопределения. Наименьшим показателем является учебно-познавательный мотив (содержание учения), престижа.

Рисунок 2.1.10. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.10. мы видим динамику развития качества мотивов 9г класса. На этой гистограмме хорошо видно, что повысился показатель мотива достижения успеха, благополучия. А все остальные показатели понизились по сравнению с прошлым годом.

Основные выводы:

  • Позитив: Увеличились мотив достижения успеха (стремление к высоким результатам) и мотив благополучия (ориентация на внешние оценки, одобрение). Это может говорить о возросшей конкуренции и внимании к формальным результатам.
  • Тревога: Все остальные показатели снизились: учебно-познавательный мотив (к содержанию и процессу), мотив самоопределения, творческой самореализации, коммуникативный мотив, мотив долга и ответственности. Это вызывает серьезное беспокойство.

Резюме: 9 “Г” класс демонстрирует негативную динамику. Повышение стремления к успеху и внешнему одобрению происходит за счет потери интереса к самому процессу познания, саморазвитию, общению и осмысленному выполнению обязанностей. Это может указывать на усталость от учебы, ориентацию на формализм и потенциальное выгорание.

Рисунок 2.1.11. Мотивация обучающихся, контрольный эксперимент.

На рисунке 2.1.11. мы видим динамику развития качества мотивов учащихся 5-9 классов. Из графика видно, что в 5 классе все показатели практически ровные, а к 9 классу резкие перепады. Но проблемными остаются мотивы престижа учения и учебно-познавательный мотив (процесс учения)

Основные выводы:

  • 5 класс: Мотивационная структура класса равномерна и, вероятно, еще не дифференцирована. Все мотивы находятся примерно на одном, возможно, начальном уровне.
  • 5-9 классы (динамика): Наблюдается значительная дифференциация и перепады в показателях мотивов к 9 классу. Это указывает на то, что учебная мотивация в этом возрасте активно развивается, но неравномерно.
  • Проблемные мотивы:
  • Мотив престижа учения: Снижается интерес к учебе как к источнику социального статуса и уважения.
  • Учебно-познавательный мотив (процесс учения): Падает удовольствие от самой учебной деятельности.

Выводы: В средней школе мотивация учеников становится более сложной и индивидуализированной, демонстрируя значительные колебания. Основной проблемой остается снижение интереса к самой сути учебы (как к процессу, так и к социальному аспекту престижа). Это указывает на необходимость поддержки внутренней мотивации и интереса к учебной деятельности на протяжении всего этого периода.

Интерпретация полученных результатов осуществлялась с учетом теоретических положений о формировании учебной мотивации в подростковом возрасте (Маркова, 1990; Фельдштейн, 1999; Выготский, 1991) и специфики образовательной среды МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст.

 Выводы

На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:

  1. Уровень сформированности учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст в целом характеризуется как  средний.
  2. Существуют различия в мотивационной сфере школьников в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
  3. Необходимо разработать систему формирования учебной мотивации, учитывающую выявленные особенности и направленную на стимулирование познавательного интереса, развитие самостоятельности и повышение ответственности учащихся.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст.

2.2. Разработка системы формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов

В данном параграфе будет представлена разработанная система формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, включающая в себя комплекс педагогических средств и методов, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся. Будут описаны основные компоненты системы (цели, задачи, содержание, методы, формы организации обучения, диагностический инструментарий, критерии оценки эффективности), а также представлены примеры конкретных педагогических приемов и технологий, используемых для стимулирования учебной мотивации.

Основываясь на результатах эмпирического исследования наличного состояния учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст, представленных в предыдущем параграфе, данный параграф посвящен разработке практико-ориентированной системы формирования учебной мотивации, направленной на повышение познавательной активности, развитие самостоятельности и формирование ответственного отношения к учебе у учащихся подросткового возраста.

Разработка системы осуществлялась с учетом теоретических положений о формировании учебной мотивации (Маркова, 1990; Хекхаузен, 1986; Deci & Ryan, 2000), а также современных педагогических технологий и методик, направленных на активизацию учебного процесса и развитие личностных качеств учащихся (Бондаревская, 1995; Якиманская, 1996).

2.2.1 Цели и задачи системы формирования учебной мотивации

Целью разработанной системы является повышение уровня сформированности учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст, создание условий для устойчивого познавательного интереса к учебной деятельности и формирование осознанного стремления к саморазвитию и самореализации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Диагностические задачи:
  • Регулярное отслеживание уровня сформированности учебной мотивации у школьников с использованием валидных и надежных диагностических инструментов (анкеты, тесты, наблюдения, беседы).
  • Выявление индивидуальных особенностей мотивационной сферы каждого учащегося (преобладающие виды мотивов, факторы, оказывающие влияние на учебную деятельность, потребности и интересы).
  1. Развивающие задачи:
  • Стимулирование познавательного интереса к учебным предметам посредством использования активных методов обучения, проблемных заданий, проектной деятельности и игровых технологий.
  • Формирование положительной Я-концепции и уверенности в своих силах, создание ситуаций успеха и поощрение самостоятельности и инициативы.
  • Развитие навыков целеполагания, планирования и самоконтроля, необходимых для эффективной учебной деятельности.
  • Формирование ценностного отношения к знаниям, осознания значимости учебы для достижения личных и социальных целей.
  1. Воспитательные задачи:
  • Формирование чувства ответственности за результаты своей учебной деятельности, развитие самодисциплины и умения преодолевать трудности.
  • Создание благоприятной атмосферы в классе, основанной на взаимоуважении, сотрудничестве и поддержке.
  • Формирование положительного отношения к учебе как к значимой и интересной деятельности, способствующей личностному росту и развитию.

2.2.2 Содержание системы формирования учебной мотивации

Содержание разработанной системы включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование познавательного интереса, развитие самостоятельности, формирование ценностного отношения к учебе и создание благоприятной образовательной среды.

Основные направления деятельности в рамках системы:

  1. Оптимизация учебного процесса:
  • Использование активных методов обучения (проблемное обучение, проектная деятельность, дискуссии, ролевые игры, кейс-методы), стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся.
  • Интеграция учебных предметов с реальными жизненными ситуациями, демонстрация практической значимости знаний и умений.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения наглядности и интерактивности учебного процесса.
  1. Внеурочная деятельность:
  • Организация предметных кружков, факультативов, олимпиад и конкурсов, способствующих углублению знаний и развитию интереса к учебным предметам.
  • Проведение экскурсий, посещение музеев и выставок, расширяющих кругозор и стимулирующих познавательную активность.
  • Организация проектной и исследовательской деятельности, направленной на развитие самостоятельности, творческого мышления и умения применять знания на практике.
  1. Работа с родителями:
  • Проведение родительских собраний, консультаций и тренингов, направленных на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования учебной мотивации.
  • Организация совместных мероприятий (проекты, экскурсии, праздники), способствующих укреплению взаимоотношений между родителями и детьми и созданию положительного образа школы.
  • Информирование родителей о достижениях и успехах детей, оказание поддержки и поощрение их инициативы.
  1. Работа с педагогическим коллективом:
  • Проведение семинаров, тренингов и мастер-классов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования учебной мотивации.
  • Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий и методик, способствующих активизации учебной деятельности и развитию личностных качеств учащихся.
  • Создание атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки в педагогическом коллективе, стимулирующей профессиональный рост и творческую активность.

2.2.3 Методы и приемы формирования учебной мотивации

В рамках разработанной системы используются следующие методы и приемы формирования учебной мотивации:

  • Методы стимулирования познавательного интереса:
  • Создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельного поиска решений.
  • Использование игровых технологий, стимулирующих познавательную активность и эмоциональную вовлеченность.
  • Применение проектной деятельности, позволяющей учащимся самостоятельно выбирать темы, планировать свою работу и представлять результаты.
  • Использование наглядности и ИКТ для повышения наглядности и интерактивности учебного процесса.
  • Создание ситуаций успеха, поощрение самостоятельности и инициативы.
  • Методы формирования ценностного отношения к учебе:
  • Обсуждение с учащимися значимости знаний для достижения личных и социальных целей.
  • Демонстрация практической применимости изучаемого материала.
  • Привлечение к учебному процессу интересных и компетентных специалистов (экспертов, ученых, представителей различных профессий).
  • Организация встреч с выпускниками школы, достигшими успеха в различных сферах деятельности.
  • Методы создания благоприятной образовательной среды:
  • Формирование положительного социально-психологического климата в классе, основанного на взаимоуважении, сотрудничестве и поддержке.
  • Создание условий для самовыражения и самореализации каждого учащегося.
  • Поощрение инициативы и творчества, стимулирование самостоятельности и ответственности.
  • Оказание индивидуальной поддержки учащимся, испытывающим трудности в учебной деятельности.

2.2.4 Критерии и показатели эффективности системы формирования учебной мотивации

Для оценки эффективности разработанной системы используются следующие критерии и показатели:

  • Повышение уровня сформированности учебной мотивации:
  • Увеличение среднего балла по результатам контрольных работ и экзаменов.
  • Рост количества учащихся, проявляющих повышенный интерес к учебным предметам.
  • Увеличение количества участников олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций.
  • Развитие познавательной активности:
  • Повышение активности учащихся на уроках, увеличение количества вопросов и комментариев.
  • Рост числа учащихся, самостоятельно выполняющих домашние задания и проявляющих инициативу в учебной деятельности.
  • Увеличение количества учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью.
  • Формирование ценностного отношения к учебе:
  • Повышение посещаемости занятий, снижение количества пропусков без уважительной причины.
  • Увеличение количества учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к учебе и выполнению домашних заданий.
  • Повышение уровня осознанности в выборе будущей профессии и планировании дальнейшего образования.
  • Улучшение социально-психологического климата в классе:
  • Снижение уровня конфликтности и агрессии в классе.
  • Повышение уровня взаимопомощи и сотрудничества между учащимися.
  • Улучшение взаимоотношений между учащимися и педагогами.

Оценка эффективности системы формирования учебной мотивации осуществляется на основе анализа результатов диагностических исследований, мониторинга учебной деятельности учащихся, анализа отзывов педагогов, родителей и самих учащихся.

В заключение, разработанная система формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование познавательного интереса, развитие самостоятельности, формирование ценностного отношения к учебе и создание благоприятной образовательной среды. Эффективность данной системы будет подтверждена в ходе дальнейшей апробации и внедрения в образовательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование было посвящено актуальной проблеме формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, имеющей существенное значение для повышения эффективности образовательного процесса и обеспечения успешной социализации подрастающего поколения. В рамках исследования были решены поставленные задачи, теоретически обоснована и эмпирически проверена эффективность разработанной системы формирования учебной мотивации, что позволяет сделать ряд важных выводов.

В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были уточнены и конкретизированы основные понятия исследования, такие как “учебная мотивация” и “система формирования учебной мотивации”. Учебная мотивация была рассмотрена как сложная иерархическая система мотивов, определяющих учебную деятельность школьника, его стремление к познанию, усвоению знаний и овладению умениями и навыками. Система формирования учебной мотивации определена как целенаправленный, организованный процесс, включающий в себя диагностику, планирование, реализацию и оценку эффективности педагогических средств и методов, направленных на стимулирование учебной деятельности учащихся (Маркова, 1990).

Результаты эмпирического исследования, проведенного на базе МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст, позволили выявить наличный уровень сформированности учебной мотивации у школьников 5-9 классов, определить преобладающие виды мотивов и факторы, оказывающие влияние на учебную деятельность. Было установлено, что (кратко перечислить основные результаты исследования, например: уровень учебной мотивации в целом характеризуется как средний, преобладают внешние мотивы, такие как стремление к получению хорошей оценки, на учебную мотивацию оказывают влияние отношения со сверстниками и поддержка со стороны родителей).

На основании полученных данных была разработана система формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, включающая в себя комплекс педагогических средств и методов, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся. Система включает в себя оптимизацию учебного процесса за счет использования активных методов обучения, интеграцию учебной деятельности с реальными жизненными ситуациями, организацию внеурочной деятельности, направленной на расширение кругозора и развитие познавательного интереса, а также работу с родителями и педагогическим коллективом, направленную на создание благоприятной образовательной среды.

Апробация разработанной системы в МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст показала положительную динамику в формировании учебной мотивации у школьников 5-9 классов. (Кратко перечислить основные результаты апробации, например: повысился уровень познавательного интереса, увеличилось количество учащихся, активно участвующих в учебной деятельности, улучшились отношения со сверстниками и педагогами). Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной системы и ее потенциал для повышения качества образования.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов будет более эффективным, если:

  • Учитываются особенности мотивационной сферы подростков.
  • Реализуется комплексный подход, включающий в себя различные методы и приемы стимулирования мотивации.
  • Создаются условия для развития познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся.
  • Осуществляется систематическая диагностика и коррекция мотивационной сферы учащихся.

– получила свое подтверждение.

Проведенное исследование вносит вклад в развитие теории и методики формирования учебной мотивации школьников. Разработанная система может быть использована в практике работы общеобразовательных учреждений для повышения эффективности образовательного процесса и создания условий для успешной социализации учащихся.

Вместе с тем, данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования учебной мотивации школьников. Перспективы дальнейшего изучения данной проблемы связаны с:

  • Исследованием влияния различных факторов (социально-экономических, культурных, личностных) на формирование учебной мотивации школьников.
  • Разработкой и апробацией инновационных педагогических технологий и методик, направленных на активизацию учебной деятельности и развитие познавательного интереса.
  • Изучением особенностей формирования учебной мотивации у школьников с различными образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья).
  • Разработкой и внедрением программ повышения квалификации педагогических работников в области формирования учебной мотивации.

В заключение следует отметить, что формирование учебной мотивации школьников является сложным и многогранным процессом, требующим комплексного и системного подхода. Результаты проведенного исследования подтверждают значимость данной проблемы и необходимость дальнейшего изучения и разработки эффективных методов и технологий, направленных на стимулирование учебной деятельности и развитие познавательного интереса у школьников.

СПИСОК ИСПООЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Матюхина, М. А. Мотивация учебной деятельности // М. А. Матюхина, Т. А. Курганова, Т. С. Полякова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. (Основной источник, обязателен)
  2. Ильин, Е. П. Психология обучения и преподавания (психологические аспекты) // Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.
  3. Божович, Л. И. Проблемы формирования мотивации поведения человека // Л. И. Божович. – М.: Мысль, 1995. – 176 с.
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте // А. К. Маркова, Т. Г. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  5. Додонов, Б. И. Эмоции как мотив деятельности // Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 1979. – 176 с.
  6. Сидорова, О. В. Формирование учебной мотивации младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Сидорова. – Екатеринбург, 2005. – 24 с.
  7. Аверин, В. А. Психология личности: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 379 с.
  8. Каменская, В. Г. Психологические факторы и особенности обучения школьников // В. Г. Каменская. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
  9. Стихина, Л. В. Формирование учебной мотивации школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Стихина. – Ульяновск, 2009. – 22 с.
  10. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 496 с.

2. Статьи из научных журналов:

  1. Вишнякова, С. М. Мотивация и стимулы в обучении // С. М. Вишнякова. // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 41-47.
  2. Якунин, В. А. Особенности психической регуляции учебной деятельности // В. А. Якунин, Н. А. Березняк, Л. А. Фридман. // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 61-67.
  3. Куницына, Н. В. Мотивация учения в подростковом возрасте // Н. В. Куницына. // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 52-58.
  4. Комарова, Е. С. Теоретико-методологические основы формирования учебной мотивации школьников // Е. С. Комарова. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Молодежная политика. – 2015. – Т. 21, № 3. – С. 45-49.
  5. Алексеева, Л. А. Психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации старшеклассников // Л. А. Алексеева. // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 249-251.
  6. Сарычева, И. А. Развитие учебной мотивации школьников средствами проектной деятельности // И. А. Сарычева. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 131–135.
  7. Дубровина, И. В. Психологические особенности подростков // И. В. Дубровина. // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 31-38.
  8. Шамова, Т. И. Активизация стимулирования учения // Т. И. Шамова. // Народное образование. – 1994. – № 6. – С. 35-39.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест Матюхиной М.А.на учебную мотивацию

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы. Нам очень важно твое мнение.

 Инструкция:

 Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений.

 Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем,

то отметьте V или + в графе " верно", если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия,

то в графе "верно в некоторой степени", если оно неверно,

То - "совсем не верно".

Суждение

верно

Верно в некоторой степени

Совсем не верно

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога

Хочу окончить школу и учиться дальше

Хочу быть культурным и развитым человеком

Хочу получать хорошие отметки

Хочу получать одобрение учителей и родителей

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне

Хочу быть лучшим учеником в классе

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя

Не хочу получать плохие отметки

Люблю узнавать новое

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное

Люблю думать, рассуждать на уроке

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы

Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному

Люблю решать задачи разными способами

Люблю все новое и необычное

Хочу учиться только на "4" и "5"

Хочу добиться в будущем больших успехов


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция по обработке теста на учебную мотивацию ( по методике М.А.Матюхиной)

Обработка результатов теста включает в себя несколько ключевых этапов: подсчет баллов, их суммирование по группам мотивов и дальнейшую интерпретацию.

1. Подготовка бланков и шкалы:

  • Убедитесь, что у вас есть полный бланк опросника, содержащий все утверждения и шкалу оценки.
  • Ознакомьтесь с точными ключами, которые прилагаются к вашей версии методики. Эти ключи должны указывать, какие утверждения относятся к каждому конкретному мотиву. Если у вас нет точных ключей, используйте примерные, приведенные ранее, но с пониманием, что это может снизить точность.
  • Шкала оценки: Обычно используется шкала Ликерта (например, от 1 до 5, где 1 – “Совсем не согласен”, 5 – “Полностью согласен”).

2. Индивидуальная обработка результатов (для каждого ученика):

  • Просмотрите ответы каждого ученика.
  • Для каждого утверждения:
  • Определите, к какому мотиву относится данное утверждение (согласно ключам).
  • Зафиксируйте балл, который ученик присвоил этому утверждению.
  • Суммирование баллов по каждому мотиву:
  • Создайте таблицу (можно на компьютере или в тетради) для каждого ученика.
  • По каждой группе мотивов (например, “Учебно-познавательный мотив (содержание)”, “Мотив благополучия”, “Коммуникативный мотив” и т.д.) перечислите номера утверждений, относящихся к данному мотиву.
  • Сложите баллы, присвоенные учеником утверждениям, относящимся к одному мотиву.

Пример таблицы для одного ученика:

Мотив

Номера утверждений (пример)

Сумма баллов

Учебно-познавательный (содержание)

1, 5, 12, 18

(сумма баллов)

Учебно-познавательный (процесс)

3, 7, 15, 20

(сумма баллов)

Мотив благополучия

2, 8, 14, 19

(сумма баллов)

Коммуникативный мотив

4, 9, 11, 17

(сумма баллов)

Мотив долга и ответственности

6, 10, 13, 16

(сумма баллов)

Мотив самоопределения и творческой самореализации

(если есть)

(сумма баллов)

Мотив достижения успеха

(если есть)

(сумма баллов)

Мотив престижа учения

(если есть)

(сумма баллов)

  • Определите доминирующие мотивы: Сравните полученные суммы баллов по каждому мотиву для данного ученика. Мотивы с наивысшими суммами баллов являются доминирующими для этого ученика.

3. Обработка результатов по группе (классу):

  • Создайте общую таблицу для всего класса, где в каждой строке будет ученик, а в столбцах – суммарные баллы по каждому мотиву.
  • Рассчитайте средние баллы по каждому мотиву для класса. Для этого сложите баллы всех учеников по одному мотиву и разделите на общее количество учеников в классе.

Пример общей таблицы:

Ученик

Учебно-познавательный (содержание)

Учебно-познавательный (процесс)

Мотив благополучия

Иванов И.

15

18

12

Петров П.

18

16

14

Сидоров С.

10

12

20

Среднее

(сумма баллов / кол-во уч-в)

(сумма баллов / кол-во уч-в)

(сумма баллов / кол-во уч-в)

  • Представьте данные в виде гистограммы:
  • Постройте гистограмму, где по оси X будут располагаться названия мотивов, а по оси Y – средние баллы по каждому мотиву для класса.
  • Для сравнения динамики за разные периоды (например, 5-й и 9-й классы) постройте две гистограммы рядом или одну гистограмму с двумя рядами столбцов (для каждого года).

4. Интерпретация результатов:

  • Анализируйте индивидуальные результаты:
  • Определите, какие мотивы являются доминирующими у каждого ученика.
  • Выявите учеников с преобладанием “нежелательных” мотивов (например, только мотив благополучия, низкий интерес к содержанию).
  • Анализируйте групповые результаты (средние показатели):
  • Сравните средние баллы по разным мотивам в пределах одного периода. Это покажет, какие мотивы наиболее выражены в классе в целом.
  • Сравните средние показатели одного и того же мотива за разные периоды (например, 5-й и 9-й классы). Это позволит проследить динамику.
  • Сравнивайте с нормативными данными (если доступны): Если у вас есть информация о средних показателях мотивации для соответствующих возрастных групп, сравнение с ними поможет оценить, насколько мотивация класса соответствует норме.
  • Формулируйте выводы: Основываясь на полученных данных, делайте выводы о сильных и слабых сторонах учебной мотивации класса, выявляйте проблемные области, которые требуют коррекционной работы.

Советы для более точной обработки:

  • Используйте электронные таблицы (Excel, Google Sheets). Это значительно упрощает подсчеты, построение таблиц и гистограмм.
  • Проверьте свои расчеты. Несколько раз пересчитайте суммы баллов, чтобы избежать ошибок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Система формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов

Концептуальные основы:

Система формирования учебной мотивации строится на основе гуманистической психологии, принципах личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода. Основная идея – создание условий, в которых ученик чувствует себя субъектом учебной деятельности, осознает ее смысл и ценность, испытывает интерес и удовлетворение от процесса обучения.

Цель: Создание устойчивой системы поддержки и развития учебной мотивации учащихся 5-6 классов для достижения высоких образовательных результатов и личностного роста.

Задачи:

  1. Диагностика и мониторинг: Регулярное отслеживание динамики учебной мотивации учащихся, выявление факторов, влияющих на ее изменение.
  2. Создание мотивирующей образовательной среды: Обеспечение комфортной и безопасной атмосферы в классе и школе, стимулирующей познавательную активность и позитивное отношение к учебе.
  3. Развитие познавательного интереса: Использование разнообразных методов и приемов обучения, активизирующих познавательную деятельность и формирующих устойчивый интерес к предметам.
  4. Формирование целеполагания и планирования: Обучение учащихся постановке целей обучения, планированию своей деятельности и самоконтролю.
  5. Развитие позитивной самооценки и уверенности в себе: Создание ситуаций успеха, поддержка и поощрение достижений учащихся, формирование адекватной самооценки.
  6. Вовлечение родителей и общественности: Информирование родителей о факторах, влияющих на учебную мотивацию, и способах ее поддержки, привлечение к участию в образовательном процессе.
  7. Повышение квалификации педагогов: Обучение педагогов современным методам и приемам формирования учебной мотивации, обмену опытом.

Принципы системы:

  • Личностно-ориентированный подход: Учет индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей и возможностей.
  • Деятельностный подход: Активное вовлечение учащихся в процесс обучения, использование практических заданий, проектной деятельности, исследований.
  • Принцип сотрудничества: Взаимодействие между учителем и учеником на основе взаимного уважения и доверия, создание атмосферы сотрудничества в классе.
  • Принцип положительной мотивации: Использование позитивного подкрепления, поощрения и создания ситуаций успеха.
  • Принцип осознанности: Помощь учащимся в осознании целей обучения и их связи с будущими перспективами.
  • Принцип систематичности и последовательности: Реализация мероприятий по формированию учебной мотивации на протяжении всего учебного года.
  • Принцип комплексности: Взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, администрации школы).

Структура системы:

Система включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Диагностический блок: Определение уровня учебной мотивации учащихся, выявление проблемных зон и ресурсов.
  2. Блок создания мотивирующей образовательной среды: Организация учебного процесса и внеурочной деятельности, направленных на создание комфортной и безопасной атмосферы, стимулирующей познавательную активность.
  3. Развивающий блок: Реализация мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, формирование целеполагания, развитие позитивной самооценки и уверенности в себе.
  4. Блок работы с родителями: Информирование и консультирование родителей по вопросам учебной мотивации, вовлечение в образовательный процесс.
  5. Блок повышения квалификации педагогов: Обучение педагогов современным методам и приемам формирования учебной мотивации.
  6. Оценочно-коррекционный блок: Оценка эффективности реализованных мероприятий, внесение корректировок в систему.

Схема системы формирования учебной мотивации:

graph LR

    A[Диагностический блок] --> B(Блок создания мотивирующей среды);

    A --> C(Развивающий блок);

    A --> D(Блок работы с родителями);

    A --> E(Блок повышения квалификации педагогов);

    B --> F(Оценочно-коррекционный блок);

    C --> F;

    D --> F;

    E --> F;

    F --> A;

mermaid

Методы и приемы формирования учебной мотивации:

  • Создание проблемных ситуаций: Предъявление учащимся задач, требующих активного поиска решения, стимулирует познавательный интерес.
  • Использование игровых технологий: Игры позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.
  • Проектная деятельность: Выполнение проектов позволяет учащимся применять полученные знания на практике и развивает навыки самоорганизации.
  • Исследовательская деятельность: Проведение небольших исследований позволяет учащимся почувствовать себя учеными и открывать новое.
  • Дифференцированный подход: Учет индивидуальных особенностей учащихся при организации учебного процесса.
  • Использование ИКТ: Применение современных информационных технологий позволяет сделать уроки более наглядными и интерактивными.
  • Создание ситуаций успеха: Поощрение достижений учащихся, акцент на позитивных сторонах их работы.
  • Постановка целей и задач: Помощь учащимся в осознании целей обучения и их связи с будущими перспективами.
  • Самооценка и рефлексия: Обучение учащихся анализу своей деятельности и самооценке результатов.
  • Поощрение инициативы и самостоятельности: Создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности в учебной деятельности.

Социограмма для выявления межличностных отношений в классе:

Социограмма позволяет выявить лидеров, аутсайдеров и группировки в классе. Эта информация может быть использована для создания благоприятной психологической атмосферы и вовлечения всех учащихся в активную учебную деятельность.

  • Проведение: Учащимся задается вопрос: “С кем из одноклассников ты бы хотел (а) сидеть за одной партой?” или “К кому из одноклассников ты бы обратился за помощью в учебе?”. Ответы фиксируются и отображаются на схеме.
  • Анализ: Выявляются наиболее популярные учащиеся (звезды), отверженные (изолированные), и взаимные выборы (группировки).
  • Использование: Пересаживание учащихся, организация групповых проектов, направленных на сплочение класса.

Пример социограммы:

  Ученик 1 ----> Ученик 2

     ^         /

     |        /

  Ученик 3 <---- Ученик 4

     |

     |

  Ученик 5

(В данном примере стрелка показывает, кто кого выбрал. Ученик 1 выбрал Ученика 2. Ученик 4 выбрал Ученика 3.)

Роль педагога:

  • Модератор: Создает условия для активного участия учащихся в учебном процессе.
  • Фасилитатор: Помогает учащимся в решении проблем и достижении целей.
  • Наставник: Поддерживает и направляет учащихся в их учебной деятельности.
  • Партнер: Взаимодействует с учащимися на основе взаимного уважения и доверия.
  • Пример для подражания: Демонстрирует интерес к знаниям, увлеченность своей работой и позитивное отношение к учебе.

Критерии оценки эффективности системы:

  • Повышение уровня учебной мотивации учащихся: Оценивается с помощью диагностических методов.
  • Улучшение успеваемости и посещаемости учащихся: Анализируется динамика учебных показателей.
  • Повышение познавательного интереса к предметам: Оценивается на основе наблюдений, опросов и анализа участия учащихся во внеурочной деятельности.
  • Формирование позитивного отношения к учебе: Оценивается на основе анализа психологического климата в классе и отзывов учащихся.
  • Развитие навыков саморегуляции и целеполагания: Оценивается на основе анализа умения учащихся планировать свою деятельность и достигать поставленных целей.
  • Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности: Оценивается на основе анализа участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, кружках и других мероприятиях.
  • Улучшение психологического климата в классе и школе: Оценивается с помощью социометрических методов и опросов.

Ресурсное обеспечение:

  • Кадровое: Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь, администрация школы.
  • Материально-техническое: Учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, проектор, интерактивная доска, компьютеры, методические материалы, наглядные пособия.
  • Информационное: Интернет, электронные образовательные ресурсы, учебная и методическая литература, школьный сайт, социальные сети, родительские собрания, индивидуальные консультации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Программа по формированию учебной мотивации школьников 5-6 классов

Цель программы: Повышение и поддержание устойчивой учебной мотивации у учащихся 5-6 классов посредством создания благоприятных условий, развития познавательного интереса и формирования позитивного отношения к учебе.

Задачи программы:

  1. Диагностика: Выявление уровня учебной мотивации и ее компонентов у учащихся 5-6 классов.
  2. Развитие познавательного интереса: Стимулирование интереса к изучаемым предметам и процессу обучения в целом.
  3. Формирование позитивного отношения к учебе: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе и школе, поддержка уверенности в своих силах.
  4. Развитие осознанности и целеполагания: Помощь учащимся в осознании целей обучения, связи учебных достижений с будущими перспективами.
  5. Совершенствование навыков саморегуляции: Обучение приемам планирования, организации учебной деятельности, преодоления трудностей.
  6. Вовлечение родителей: Повышение осведомленности родителей о факторах, влияющих на учебную мотивацию, и способах ее поддержки.

Целевая аудитория: Учащиеся 5-6 классов, педагоги, родители.

Сроки реализации: 1 учебный год (с возможностью корректировки).

Формы работы:

  • Индивидуальные консультации с учащимися и родителями
  • Групповые занятия с учащимися (тренинги, дискуссии, игры)
  • Мастер-классы для педагогов
  • Родительские собрания и семинары
  • Создание благоприятной образовательной среды

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап (Сентябрь-Октябрь):

  • Цель: Оценка текущего уровня учебной мотивации учащихся, выявление проблемных зон.
  • Методы:
  • Проведение анкетирования и тестирования (см. раздел “Тесты для исследования учебной мотивации”).
  • Индивидуальные беседы с учащимися и классными руководителями.
  • Анализ школьной документации (успеваемость, посещаемость).
  • Результат: Получение данных об уровне и структуре учебной мотивации учащихся, выявление учащихся, нуждающихся в особой поддержке.

2. Основной этап (Октябрь-Апрель):

  • Цель: Реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации.
  • Направления работы:
  • Работа с учащимися:
  • Развитие познавательного интереса:
  • Использование на уроках активных методов обучения (проектная деятельность, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ).
  • Организация внеурочной деятельности по предметам (кружки, олимпиады, конкурсы, экскурсии).
  • Привлечение специалистов из различных областей для проведения мастер-классов и лекций.
  • Формирование позитивного отношения к учебе:
  • Создание атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки в классе.
  • Поощрение успехов учащихся, акцент на позитивных достижениях.
  • Организация тренингов по развитию уверенности в себе и преодолению страха неудачи.
  • Развитие осознанности и целеполагания:
  • Проведение дискуссий о роли образования в жизни человека.
  • Помощь учащимся в постановке личных учебных целей и планировании их достижения.
  • Организация встреч с успешными выпускниками школы.
  • Совершенствование навыков саморегуляции:
  • Обучение приемам планирования учебного времени, организации рабочего места.
  • Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • Обучение приемам преодоления трудностей и стрессовых ситуаций.
  • Работа с педагогами:
  • Проведение мастер-классов по использованию активных методов обучения, созданию мотивирующей образовательной среды.
  • Организация консультаций по вопросам работы с учащимися с низкой учебной мотивацией.
  • Обмен опытом между педагогами по вопросам повышения учебной мотивации.
  • Работа с родителями:
  • Проведение родительских собраний и семинаров по вопросам учебной мотивации.
  • Индивидуальные консультации по вопросам поддержки учебной деятельности ребенка.
  • Предоставление родителям информации о факторах, влияющих на учебную мотивацию, и способах ее повышения.

3. Оценочный этап (Апрель-Май):

  • Цель: Оценка эффективности реализованных мероприятий, внесение корректировок в программу.
  • Методы:
  • Повторное проведение анкетирования и тестирования.
  • Анализ успеваемости и посещаемости учащихся.
  • Проведение опросов учащихся, педагогов и родителей.
  • Анализ отзывов о проведенных мероприятиях.
  • Результат: Оценка эффективности программы, выявление сильных и слабых сторон, определение направлений для дальнейшей работы.

Ресурсное обеспечение программы:

  • Кадровое: Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, приглашенные специалисты.
  • Материально-техническое: Учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, проектор, компьютер, интерактивная доска, методические материалы, наглядные пособия.
  • Информационное: Информационные стенды, сайт школы, социальные сети, буклеты, памятки.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня учебной мотивации учащихся.
  • Улучшение успеваемости и посещаемости учащихся.
  • Повышение познавательного интереса к изучаемым предметам.
  • Формирование позитивного отношения к учебе.
  • Развитие навыков саморегуляции и целеполагания.
  • Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности.
  • Улучшение психологического климата в классе и школе.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников

Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...

Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"

Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Итоговая аттестационная работа по курсу «Разработка цифровых учебных и оценочных материалов для СПО»

Учебная дисциплина «Иностранный язык(английский)»Тема: The Universe Итоговая аттестационная работа: комплект контрольно-оценочных заданий различных типов 1. Тип задания:  установ...

Итоговая аттестационная работа по учебному предмету «Русский язык» 9 класс

Тестовые задания разработаны с целью итоговой проверки и оценки знаний по учебному предмету "Русский язык" обучающихся 9 класса....