Презентация на тему: Формирование учебной мотивации школьников"
презентация к уроку по психологии (5 класс)
В данной презентации можно увидеть результаты исследования мотивации 5-9 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 141.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы исследования: В условиях динамично развивающегося общества, предъявляющего повышенные требования к уровню образованности и профессиональной компетентности личности, проблема формирования устойчивой учебной мотивации у школьников приобретает особую актуальность. Проблема исследования: С овременное образовательное пространство требует от педагогов не только трансляции знаний, но и создания условий для развития познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся.
Объект исследования : процесс формирования учебной мотивации школьников. Предмет исследования : система педагогических средств и методов, направленных на формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов. Цель исследования: : теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность системы формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов. Гипотеза: формирование учебной мотивации школьников 5-9 классов будет более эффективным, если: -Учитываются особенности мотивационной сферы подростков. -Реализуется комплексный подход, включающий в себя различные методы и приемы стимулирования мотивации. -Создаются условия для развития познавательной активности, самостоятельности и ответственности учащихся. -Осуществляется систематическая диагностика и коррекция мотивационной сферы учащихся. Элементы научного аппарата
Задачи исследования 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебной мотивации. 2. Уточнить и конкретизировать основные понятия исследования, такие как “учебная мотивация”, “система формирования учебной мотивации”. 3. Выявить особенности формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов. 4. Осуществить диагностику наличного состояния учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст. 5. Разработать систему формирования учебной мотивации школьников 5-9 классов, включающую в себя комплекс педагогических средств и методов. 6. Осуществить апробацию разработанной системы и оценить ее эффективность .
Ключевые понятия Мотивация В общей психологии мотивация рассматривается как совокупность побудительных сил, определяющих активность человека и направляющих его поведение на достижение определенных целей. Мотивация представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя потребности, мотивы, интересы, цели, убеждения и ценности, которые побуждают человека к действию и определяют его направленность. Учебная мотивация - является частным случаем мотивации и определяется как совокупность факторов, обусловливающих учебную деятельность школьника, его стремление к познанию, усвоению знаний и овладению умениями и навыками. Учебная мотивация представляет собой сложную иерархическую систему, включающую в себя различные виды мотивов, такие как: Система формирования учебной мотивации- организованный процесс, включающий в себя: Диагностику Планирование Реализацию . Оценку эффективности
База экспериментального исследования Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 1» г. Златоуст. В исследовании приняли участие учащиеся 5-9 классов (50 учеников) Этапы экспериментального исследования: I этап (с января 2025 г.) – определение методов и выборки экспериментального исследования, осуществление диагностического исследования. II этап (сентябрь 2025 г. –октябрь 2025 г.) – разработка и апробация системы формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов
Результаты эмпирического исследования Уровень учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной )
Выводы по результатам исследования: 1. Уровень сформированности учебной мотивации школьников 5-9 классов МАОУ СОШ № 1 г. Златоуст в целом характеризуется как средний. 2. Существуют различия в мотивационной сфере школьников в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. 3. Необходимо разработать систему формирования учебной мотивации, учитывающую выявленные особенности и направленную на стимулирование познавательного интереса, развитие самостоятельности и повышение ответственности учащихся.
Цель: Создание устойчивой системы поддержки и развития учебной мотивации учащихся 5-6 классов для достижения высоких образовательных результатов и личностного роста. Формы проведения работы — индивидуальная и групповая. Срок реализации программы — 1 год. Система формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов
Название блока Содержание блока I БЛОК. Диагностический Мероприятия: Тестирование по методике М.В. Матюхиной Определение уровня учебной мотивации учащихся, выявление проблемных зон и ресурсов. II БЛОК. Создание мотивирующей образовательной среды Мероприятия просветительского характера, информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно-образовательной работы. Организация учебного процесса и внеурочной деятельности, направленных на создание комфортной и безопасной атмосферы, стимулирующей познавательную активность Система формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов
Описание блока Содержание блока III БЛОК. ПРАКТИЧЕСКИЙ Индивидуальная и групповая работа с детьми по реализации системы. Мероприятия: круглые столы, психо -коррекционные тренинги, практические занятия, мастер-классы, волонтёрская деятельность, досуговая деятельность, экскурсионная деятельность Реализация мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, формирования целеполагания, развитие позитивной самооценки и уверенности в себе. Информирование и консультирование родителей по вопросам учебной мотивации, вовлечение в образовательный процесс. Обучение педагогов современным методам и приемам формирования учебной мотивации. IV БЛОК. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Мероприятия рефлексивного, оценочного характера. Проведение вторичных диагностик для прослеживания эффективности системы. Оценка эффективности реализованных мероприятий, внесение корректировок в систему. Система формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов
Практическая значимость исследования Разработанная система и программа предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста и может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью, может быть применима не только в школе, но также во всех образовательных организациях, что позволит оптимизировать и повысить уровень учебной мотивации школьников. .
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития образования» Кафедра педагогики и психологии Мавзутова Нонна Анатольевна «Формирование учебной мотивации школьников» Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки Практическая психология в образовании Научный руководитель: Буров Константин Сергеевич доцент кафедры педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент Челябинск, 2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации школьников
Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость....

«Формирование учебной мотивации школьников».
Актуальность темы «Формирование учебной мотивации школьников» обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы ка...

Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников
Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...
Я УЧИТЕЛЬ: "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный п...

педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"
Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....

"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа №1056...

Итоговая аттестационная работа по теме "Формирование учебной мотивации школьников"
В данной работе вы увидите исследование по этой теме. И продуктом работы является созданная система формирования учебной мотивации школьников 5-6 классов....
